Сравнение с конкурентами (оценка по 10-балльной шкале)
Таблица 19
~~~ • ---------- Конкуренты Критерии ' - — ^___ | Ткани | Готовые изделия | ||||||||||
А | Б | В | •гЧ | Г | Д | Импорт | Импорт | Е | -;:' • ^-^ | Ж | ||
'" ,-'4,:„ | А' *4 ; '"V 4*" .Л'-^:-''-- | |||||||||||
I. Оптимизация использования финансовых ресурсов | 4+5 | 2+5 | 4+5 | <• |+Й | 3+5 | 3+5 | 9+5 | 9+5 | 4+5 | '^Ш | 2+5 | 3+5 |
2. Наличие денежных ресурсов | *** | ** | ** | ' .,**-:•- | * | * | - | - | *** | •';!'•' де* ' | * | * |
3. Управляемость капиталом | 8+5 | 7+5 | 10+5 | ' &-s;. | 7+5 | 8+5 | 10+5 | 10+5 | 10+5 | У~ 3+5 >: | 10+5 | 9+5 |
4. Объем реализации/темпы роста | 5/1+2 | 8/1+2 | 7/1+2 | 5/2+2- | 3/3+2 | 6/2+2 | 3/3+2 | 3/3+2 | 7/1+2 | Л 5/2+2 г | 8/1+2 | 6/1+2 |
5. Профессионализм маркетологов | 6+2 | 4+2 | 3+2 | •;'• 3+2: | 3+2 | 3+2 | 9+2 | 9+2 | 5+2 | . 3+2. | 3+2 | 3+2 |
6. Инновационность | 6+2 | 6+2 | 6+2 | •: 7+2'. | 5+2 | 5+2 | 9+2 | 9+2 | 8+2 | •",7*2 | 2+2 | 2+2 |
7. Модернизация оборудования | •: •?? ; | --= »•' | ||||||||||
8. Цена | 7- , | -•7 • - | ||||||||||
9. Качество изделий | ,>7,ч | |||||||||||
10. Ассортимент | -• 7 - | |||||||||||
1 1 . Уровень управленческого учета | -«4 . | : -5 | ||||||||||
12. Цена/качество | .'5 | "*? | ||||||||||
13. Развитие новых бизнесов | .'5 *'- | _ | - | ••^15-ч-- | ||||||||
14. Минимизация налогов | 8,/ | - | - | "••' "!Ч8,--л- | ||||||||
15. Условия труда | :з . - | --:-.£:•;•' j. | ||||||||||
1 6. Привлекательность фирмы для клиентов | :/1*.:: | - | - | "Ш | ||||||||
Общее количество баллов | 85+16= 101 | 77+16= 91 | 78+16= 93 | ,84+1б&: "'• 100 '; | 70+16= 86 | 76+16= 92 | 81+16= 102 | \82*1^ '^1Й-;^ | 62+16= 78 | 59+16= | ||
Место среди конкурентов | *-"*2 | ./"'- '-\ , '<_••/' |
Примечания. 1. Фирмы распределены по силе позиции на рынке по убывающей.
2. Критерии сравнения перечислены по степени важности в порядке убывания.
3. "Управляемость капиталом" определяется совпадением собственников и руководителей или авторитарностью первого руководителя.
4. В группе ГИ по отсутствующим у фабрики признакам вычитались баллы у конкурентов.
5. Выделенными цифрами обозначены текущие конкурентные преимущества.
• «4L-?
£ Р Я
ных преимуществ оказывается среди наименее приоритетных критериев. А ведь именно такое положение и складывается на этой таблице.
Можно изменить процедуру и для верхней группы критериев применить не 10-балльную, а, например, 15-балльную систему, для второй группы -12-балльную, а для третьей - 10-балльную. Так что возможны варианты, но цели все те же.
Теперь еще одно наблюдение за результатами, полученными с помощью этой таблицы. Посмотрите на верхнюю строку таблицы, где крупными литерами зашифрованы названия конкурентов. Там наш клиент по силе своей конкурентной позиции поставлен на 4-е место. Такова была оценка членов управленческой команды. Но потом мы разобрали позиции конкурентов детально, и наш клиент оказался, по сути, на 1-2 местах вместо 4-го. Посмотрите две нижних строки таблицы.
Иначе говоря, сравнение с конкурентами дает еще один важный эффект -переосмысление своего места среди них.
К числу вариантов сравнения с конкурентами относится пример с табл. 23. Случай нередкий: в специально отобранной команде различия в оценках оказывались слишком большими, и я как консультант заносил в клетки крайние значения, предлагая главе компании, исходя из выслушанных мнений, доводов, фактов, определять окончательную оценку. Причина та же - его личные риски и компетентность самые высокие среди всех участников. Этот пример сравнения с конкурентами будет. А сейчас мы закончим обзор дальнейших шагов в стратегической работе на текстильной фабрике (табл. 20-22).
Впрочем, дело не в цифрах, иногда разница между ними не так уж велика. Баллы ценны только тогда, когда разрывы между ними довольно наглядны. Задача в другом - главное здесь сам процесс сравнения, он многому научает управленческую команду. И даже если эта процедура не закончена или же ее итоги спорны - дело сделано, анализ сравнительных преимуществ и недостатков состоялся. И у наших стратегов появилась еще одна "точка отталкивания" в дальнейшем развитии.
Таблица 20 Стратегические конкурентные преимущества
Балл значимости от каждого члена команды | Виды | преимуществ |
L.5^5, 5. 6. 4 | Новые бизнесы'' | |
2iA3. 4. 5, fi | Инновационность*' | |
3,2.4.1,1,5 | Цена/качество | |
4, 6, 7, 3, 7 | Управленческий учет*' | |
All!' 2, 8, 1 | Ассортимент | |
0.7,1,4,8 ЩГтГ! --------- | Привлекательность фирмы для клиентов (аттракт-функция фирмы) *' | |
Условия труда | ||
еа^гз. i.2 | Профессионализм маркетологов |
'Римечания. 1. Подчеркнута максимальная близость оценок от членов команды
2. Знаком'' отмечено совпадение с текущими конкурентными преимуществами.
3. В фокусе конкуренции ожидаются:
- инновационность;
- привлекательность фирмы для клиентов.
Таблица 21
Вероятность появления новых конкурентов
(пример текстильной фабрики)
Ткани | Фирмы | Их конкурентные преимущества |
"Альфа" | Новый перспективный руководитель Обновление оборудования Рост объемов Цена/качество Инновационность (!) | |
"Бета" | Цена/качество Ассортимент | |
Готовые изделия | "Гамма" | Расширение элитных потребителей с ростом доходов Сильный бренд Инновационность (') Высокая клиентная ориентация |
"Омега" | Технология, оборудование Качество сырья Развитая розница | |
Объединение оптовиков (маловероятно из-за взаимного недоверия) |
Изменения от поставщиков Поставки шерсти останутся надежными.
Поставщики готовых изделий (с давальческого сырья) получают все больший выбор заказов для себя.