Технология, знания и пищевая система
Лекция 1.3. База знаний для разработки продуктов (2 часа)
1.3.1. Области знаний
1.3.2. Технология, знания и пищевая система
1.3.3. Знания, необходимые для разработки продуктов
Ключевые слова:области знаний, неовеществленные и овеществленные знания, неявные и явные знания, обмен знаниями, генерация знаний, научно-обоснованные технологии, изобретения, технологические знания
Области знаний
Знания — это не просто информация или базы данных. Это тот компонент деятельности предприятия, который непосредственно участвует в разработке новых систем и форм деятельности. Информация может служить основой для создания знаний, но сами знания существуют в разуме персонала, и выражаются они в умениях понимать взаимоотношения между промышленностью и обществом, потребителем и продуктом, оператором и технологической установкой, продавцом и магазином (розничной торговой точкой), поваром и кухней, и т. д.
Для успешной разработки продуктов очень важна способность предприятия выстраивать основное ядро необходимых знаний, а затем постоянно создавать новые знания. Выделяют четыре области знаний, необходимые при разработке продуктов:
1) знаний в области мировой культуры, потребностей, желаний и предпочтений разных наций относительно пищевых продуктов, их способности принимать новые продукты;
2) знаний в области современных методов производства сырья и переработки пищевых продуктов;
3) знаний в области современных технологий решения проблем, возникающих при разработке новых технологий;
4) знаний в области организации систем разработки продуктов.
По существу, это применение общей концепции именно к разработке пищевых продуктов — к социально-политическим условиям, к окружению предприятия, его ресурсам, знаниям, организационной структуре, к теории и практике разработки продуктов.
Руководство предприятия отбирает и интегрирует знания, создавая условия для создания новых знаний. На предприятии должна существовать особая система коммуникаций для распространения имеющихся знаний, которые не статичны — они динамично развиваются, и овладение ими влечет за собой ряд изменений.
Технология, знания и пищевая система
В рамках технологии знания применяются для создания продуктов, процессов их переработки и услуг в целях их использования людьми. Основой технологии является способность осознать человеческую потребность (реальную или потенциальную), а затем изобрести средство для удовлетворения этой потребности. После того, как средство (модель или прототип) создано, необходимо изготовить его в достаточном количестве и сделать пригодным для продажи. Процесс превращения серийного изделия в продукт, удовлетворяющий рыночным требованиям по сохранности, экономической эффективности и приемлемости для потребителей, является сложным.
Предприятие должно не только иметь запас необходимых знаний, но и создавать новые знания в ходе процессов разработки продукта, технологии и услуг. Во время разработки различные типы знаний (технологические, коммерческие, организационные) должны сочетаться.
Различают два типа знаний:
- неовеществленные (до и во время разработки)
- овеществленные (после разработки).
Неовеществленные знания в ходе разработки постепенно воплощаются в овеществленное изделие:
Неовеществленные знания
↓
Неовеществленная инновационная деятельность
↓
Овеществленное изделие
В сфере неовеществленных и овеществленных знаний существует четыре области — технология, технологические изменения, инновационная деятельность и технологические показатели, характеристика которых представлена в табл. 1.
Таблица 1. Общие понятия технологии
Области применения знаний | Типы знаний и их характеристика | |
неовеществленные | овеществленные | |
Технологии | запас технологических знаний — «в головах» и зафиксированных | запас производственных активов — оборудование, системы управления установками и производством и т.п., как материальные, так и нематериальные |
Технологические изменения | процесс развития технологических знаний | аккумуляция новых производственных активов (оборудования, системы управления производством и т.п.) |
Инновационная деятельность | деятельность по созданию и развитию новых технологических знаний, осуществляемая на уровне фирмы | инновационная деятельность, включающая использование или внедрение новых производственных активов с улучшенными или расширенными эксплуатационными характеристиками |
Технологические показатели | затраты на НИОКР и персонал, проектно-конструкторская деятельность, число патентов и т. п. | инвестиции в новое оборудование, обеспечивающее внедрение новых технологий; показатели, измеряющие уровень новизны и распространения реализованных технологий |
При разработке продуктов, как и при выполнении иных проектно-конструкторских работ, главным образом используются знания, полученные людьми во время их профессиональной подготовки и в ходе накопления профессионального опыта. Такие знания называют неявными, скрытыми или «рамочными». Используются также данные из учебников, журналов, неопубликованных документов и т.п., — то есть знания, зафиксированные на бумаге; их называют явными или конкретными.
Скрытые знания («в головах») + Явные знания, зафиксированные в документах
↓
Создание знаний в ходе процесса разработки продукта
↓
Новый продукт
Пищевая промышленность относится к инвестиционно-емкому сектору, где важную роль играют капиталовложения, тогда как НИОКР отходят на второй план. В других отраслях (например, химической или фармацевтической из сектора, емкого для НИОКР), роль научных исследований и разработок существенно выше. В фармацевтической промышленности высоки затраты на исследования, разработки, конструирование и проектирование со средним или высоким уровнем затрат на оборудование; инновации здесь четко ориентированы на внедрение инновационных изделий (продукта). В пищевой промышленности преобладают технологические инновации, практически вся инновационная деятельность связана с капиталовложениями в новые технологии и оборудование.
В производстве пищевых продуктов доминирующее положение занимают поставщики — предприятия пищевой промышленности, поставляющие необходимые ингредиенты, и производители оборудования. Производители пищевых продуктов «закупают» знания у поставщиков, так как творческая активность, приводящая к появлению новых знаний, у поставщиков, как правило, выше. Подобный обмен и генерация знаний интенсивнее всего осуществляются на выставках, конференциях и других аналогичных мероприятиях, где поставщики не просто представляют свои продукты и оборудование, но и знания (в том числе и в виде документации).
Обмен знаниями между поставщиками сырья, оборудования и т.п. и производителями пищевых продуктов свидетельствует, что рассматривать некую часть пищевой промышленности отдельно, саму по себе, невозможно. При генерации знаний каждая часть пищевой системы влияет на знания в другой ее части. В первичном производстве такая генерация знаний в значительной степени финансируется органами власти и зачастую ими же управляется. Рост объема знаний в пищевой системе в целом зависит от поддержки государственных органов и соответствующего финансирования, за исключением производителей ингредиентов и производителей конечных пищевых продуктов, затраты которых на исследования и разработки сравнительно малы (относительно объемов продаж в отраслях промышленности, ориентированных на технологию). Причина в том, что научно-обоснованные технологии в пищевой промышленности стали применяться относительно недавно, что во многих пищевых фирмах доминирует маркетинг, что контроль интеллектуальной собственности сопряжен с большими трудностями. В фирмах-производителях пищевых продуктов большая часть знаний создается в ходе поэтапной разработки продуктов, и эти знания часто вообще не фиксируются, то есть не становятся явными знаниями, способными служить основой для разработки продуктов в будущем. В пищевой промышленности большой объем знаний концентрируется в частных многонациональных корпорациях и не переходит в общественную сферу даже при обучении студентов теоретическим основам пищевой промышленности и пищевым технологиям.
Знания в области разработки продуктов также могут «закупаться» извне (рис. 1).
Рисунок 1. Информация и знания, получаемые извне
Многие государственные институты предоставляют информацию в виде отчетов, баз данных и опубликованных материалов, которые отдельные предприятия могут преобразовать в полезные для себя знания. Кроме того, для генерации конкретных, «своих» знаний предприятие может работать непосредственно с исследовательскими институтами, сторонними консультантами, поставщиками ингредиентов и/или оборудования, а также с фирмами, занимающимися исследованиями потребителей.
В науке принято публиковать сведения о новых знаниях в профессиональных журналах, окончательно подытоживать их в учебниках и затем передавать студентам, хотя при современном финансировании академических учебных заведений и институтов множество знаний не публикуется, а передается непосредственно и исключительно заказчикам исследований. Основываясь на понимании текущего состояния научных знаний, исследователи в области техники и технологии развивают эти знания путем изучения технологических основ. Эти основные технологические знания публикуются, их преподают следующему поколению инженеров и технологов, а также передают коллегам по отрасли на конференциях и путем публикаций в журналах.
В начале освоения новой технологии предприятие работает в основном со знаниями, полученными во время разработки. Постепенно выстраиваются источники технологических знаний, которые могут использоваться в более поздних проектах. Знания пищевой системы и особенно того ее сегмента, в котором работает данное предприятие, формируются исследователями и разработчиками в течение многих лет на основе имеющегося опыта, маркетинга, производства, сбыта и технического оснащения, и такие знания составляют основу для разработки продуктов в будущем.
Предприятие также может получать знания и от своих конкурентов, изучая их продукты и поведение на рынке, производство, используемое сырье и технологию. Многие отрасли работают на схожей технологической базе, и 80% знаний и даже больше доступны и известны каждому. При разработке продуктов оставшиеся 10-20% знаний способны обеспечить предприятию конкурентное преимущество, но при этом оно должно иметь возможность использовать знания полностью.
Изобретения трудно поместить в «поток знаний», потому что они основаны на наблюдениях за тем, что имеет место в технологии или в обществе (в отличие от науки, которая стремится к открытию новых знаний). Изобретения не обязательно подразумевают широту научных знаний — изобретатели и рационализаторы опираются в основном на накопленные практические знания и интуицию. Чтобы сделать некую воображаемую трансформацию физически реальной, необходимо иметь технологию, знания и умения, так что изобретение — это идея, которая приходит в свое время. Концептуально изобретение противоположно поэтапным изменениям — оно может родиться в голове изобретателя как моментально, так и может разрабатываться группой людей в течение некоторого времени (не систематически). Именно интуитивные или даже случайные события чаще всего приводят к появлению изобретений.