ИМИДЖ – ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА
С развитием политологии и «паблик рилейшнз» усиливается интерес к визуальной привлекательности политиков и тех, кто хочет занимать командные посты в государственном и экономическом управлении. Создаются технологии имиджирования,а потому реанимируются теоретико-прикладные разработки о значении визуальной привлекательности в массовом общении основателей социальной психологии Габриэля Тарда и Гюстава Лебона. Конкретно это проявилось в том, что долгое время не привлекавшее внимания психологов и социологов понятие «личное обаяние»,блестяще представленное в публикациях этих авторов, стало предметом научных исследований и активно используется в практике «пиаровцев» и первых имиджмейкеров.
Если процесс накопления новых научных знаний в области человековедения неизбежен, то следует серьёзно задуматься над тем, что же такое успех в жизни каждого из нас и какова роль имиджа в его достижении.
Ещё Платон в «Диалогах» обращал внимание, что такие качества, как насмешливость, злорадство, человеконенавистничество, – суть нечто извращённое. Вот почему взращивание названных и родственных качеств у людей – безусловно тяжкий грех. Не менее отвратительна и любая попытка их использовать для достижения каких-либо целей. Если мы вложим в понятие успеха всё то, что связано с проявлением личностью своей образованности и профессионализма, своих способностей и реализацией не приносящих вреда людяминтересов, то для его достижения без привлекательного имиджане обойтись.
Приятно констатировать, что именно в России была создана новая научно-технологическая дисциплина человековедческого «жанра», которой я дал название: имиджелогия.За семь лет моей работы в Институте повышения квалификации работников образования Московской области имиджелогии учились несколько сот учителей и директоров школ. Вдвойне приятно, что с 1999 года в Московском институте индустрии моды создана первая в стране кафедра имиджелогии; спустя два года подобная кафедра начала действовать в государственном педагогическом университете г. Екатеринбурга.
Что положено в основу нашей концепции?
Подготовка преподавателей имиджелогии, консультантов по имиджу и профессиональных имиджмейкеров ориентирована на визуальную эстетизацию россиян, облагораживание их манер, общения, а также на овладение культурой речи. Как сверхзадача: необходимо помочь каждому россиянину осознать свою личностную значимость, обучить каждого искусству самопрезентации своих достоинств.
Джонатан Свифт утверждал: «Блистать в обществе дано немногим, но большинство людей могут быть приятными». Убежден, что в стремлении любого человека достичь значительного успеха в жизни должна быть заложена чёткая ориентация на эффект личного обаяния.
Кто обладает настоящим обаянием, тот реально ощущает и осознаёт эффект успеха:доброжелательное, а нередко восхищённое отношение людей, своё очевидное воздействие на их мысли и настроения. Эффект личного обаяния у политического деятеля – это популярность, у предпринимателя – устойчивая конкурентоспособность, у врача – облегчение страданий людей. А вот как эффект личного обаяния оценивают школьники. У младшеклассников обаятельный учитель ассоциируется с понятием «добрый», у подростков – «справедливый», а у старшеклассников – «современный».
Итак, полемизируя с известным высказыванием Николо Маккиавелли, можно утверждать, что имидж – это не «личина», прикрывающая истинное лицо человека, а вся совокупность внешних данных и речевых проявлений, благодаря которым наиболее ощутимо фиксируются лучшие личностные и профессиональные характеристики его носителя.
Эффект имиджа базируется на таком продукте нашего восприятия, как впечатление.Это эмоциональный всплеск, чувственное озарение (в своё время молодые дамы падали в обморок, впервые увидев лорда Байрона). В дальнейшем к имиджу проявляется оценочное отношение, т.е. рационально взвешенное на уровне представлений и понятий.
Велика роль впечатления в психологическом принятии имиджа. Прежде всего отмечу, что этого этапа в восприятиичеловека человеком нельзя избежать. Такова закономерность работы нашей психики. Не случайно при создании технологий имиджирования самое серьёзное внимание придаётся наглядно-выразительным характеристикам человека: физическим данным, одежде, манерам, речи. Даже существует формула 80:20, где первая цифра определяет значение в восприятии человека первых трёх характеристик, а вторая – речи. Тут приведу один пример: при приёме на работу «эффект впечатления», который срабатывает за 30–40 секунд, может повлиять на стартовую зарплату работника – от 5 до 20 процентов она в этот момент прибавит или потеряет! Таким образом, известное выражение «уметь показать себя» в деловой практике приобретает весьма осязаемый смысл.
Социальное значение женского обаяния обусловлено реальной ролью женщины в обществе.Именно женщина, воспользуясь выражением философа И.О. Лосского, «является носительницей гносеологического и онтологического оптимизма».
Женское обаяние самым непосредственным образом формирует душевный склад детей, влияя, таким образом, на селекцию генофонда нации. Обаяние женщин предопределяет формы поведения мужчин. У Дж. Гарибальди есть такое выражение: «Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека – той пользой, которую он может принести своему ближнему». Пассионарские возможности женщины обусловливают её огромную человековедческую роль в жизни общества, а потому обязывают её быть обаятельной для успешного выполнения этой миссии.
Здесь я сделаю небольшую оговорку. Меня не раз спрашивали: как стать красивой? Ведь есть многочисленные косметические фирмы и салоны, на визитках специалистов которых написано: «консультант по красоте».
Мягко говоря, это некорректная профессиональная реклама. Красота не нуждается в консультировании. Речь может идти об оказании услуг по сбережению здоровья. Следует иметь в виду, что красота и имидж – это разные понятия. Если первое означает прежде всего природную эстетику личности, то второе следует понимать как результат программной работы человека над собой. Вот почему в Лиге профессиональных имиджмейкеров мы не предлагаем «сделать вас красивыми», но гарантируем, что поможем обрести личное обаяние. И оно может появиться у каждой женщины, несмотря на её внешние данные, возраст и финансовые возможности. Было бы искреннее желание научиться нравиться людям, быть доброжелательным, открытым к общению с ними. Женщине необходимо постоянно уделять внимание своим физическим данным, элегантности, совершенствовать вкус и умение подбирать одежду, овладевать культурой речи. Красивая женщина может быть холодной и расчётливой. Обаятельная женщина – магически притягивающая, привлекательная в общении. Напомним, что красота недолговечна, а обаяние не имеет возрастных пределов!
Выстраивая технологию самопрезентации,можно обучить женщину вызывать у людей симпатию, постоянно воспроизводить особое флюидное излучение, которое, по словам Достоевского, создаёт повышенную эмоциональную температуру общения, благодаря которой рушатся межличностные перегородки, преодолевается «цензура сознания».
Имидж помогает успешно решать множество жизненно важных проблем: добиваться успеха в работе, в семье, в общественной деятельности. Правильно выстроенный имидж может помочь с меньшими морально-психологическими издержками адаптироватьсяв новом трудовом коллективе или в случайной компании. Благодаря имиджу можно затенитьнедостатки своего лица и фигуры, сделать более выразительными свои человеческие и профессиональные достоинства. Вспомним Марка Бернеса. Вокальные данные скромные, а популярность певца была очень велика. В чём причина его признания? В душевности, искренности, в том, что он был (или казался) таким же, как слушатели.
Велик эффект имиджа как психотерапевтического средства.Личное обаяние, уверенность в своей привлекательности успокоительно действуют на женщину. Она обретает уверенность в себе, повышается её самооценка, она становится более уравновешенной и оптимистичной, что помогает ей преодолевать житейские трудности.
Есть ещё одно предназначение имиджа: его маргинально-социетарная функция,технологичное использование которой позволяет успешно стереть возрастные рубежи человека, что позволяет ему вести активный образ жизни, быть включённым в профессиональную деятельность.
Как известно, молодость – не вечна. В моей книге «Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера» представлены четыре основные стадии биологического функционирования человеческого организма:
20–35 лет – период восходящего развития;
40–55 лет – период личностного расцвета;
60–70 лет – период полной зрелости;
75–80 лет – период философского осмысления своей жизни.
Как правило, у имиджмейкера нет особых проблем при работе с людьми в возрасте 20–55 лет. Его профессиональные услуги они воспринимают с полным пониманием. После 60 лет люди значительно реже обращаются к нашим специалистам.
Подобное добровольное погашение интереса к своей жизнедеятельности пагубно сказывается на самочувствии, а, в конечном итоге, на здоровье в целом. Не стремясь достигнуть каких-то успехов в жизни, человек не может нормально существовать. Притупляется, используя выражение И.И. Мечникова, чувство жизни– энергетического источника нашей жизнедеятельности. Поэтому помощь имиджмейкера, индивидуально подбирающего имидж, позволяет людям старшего возраста сделать менее заметными их возрастные изменения, придать их облику особый шарм. Смотришь на такого человека и не замечаешь возраста, так велико обаяние его личности.