Цифровая печать этикеток
Печать этикеток и упаковки цифровым способом — о такой возможности эксперты-полиграфисты стали задумываться сразу после выставки Drupa 95, где были показаны первые промышленные цифровые печатные машины. Уже тогда, 10 лет назад, была заметна тенденция к сокращению тиражей упаковки и этикеток, и разработчики технологий сделали ставку на «цифру». С тех пор было создано несколько различных приложений для печати средних, малых и сверхмалых тиражей этикеток и упаковки, для персонализации этой продукции. Струйная печать, порошковая электрография, печать электропроводными жидкими красками — далеко не полный перечень цифровых технологий, которые используются все шире и шире для печати этикеток.
Упаковочно-этикеточное производство почувствовало тенденцию к снижению объемов заказов гораздо позже традиционной полиграфии, поэтому и цифровая печать стала распространяться в этом секторе только спустя 5-7 лет. Тем не менее, в странах Европы, где снижение тиражности заметнее, чем в других регионах мира, и где оно уже нанесло некоторый ущерб производствам, ориентированным на высокотиражную этикетку, цифровая печать распространяется наиболее быстрыми темпами. Необходимо заметить, что за рубежом цифровая печать обычно применяется как дополнение к флексографии, высокой, офсетной или другим основным способам, выгодным при высоких тиражах. Обычно цифровую печатную машину приобретают те предприятия, которые не хотят отказываться от мелких и единичных нерентабельных заказов, но должны разгрузить от них основное оборудование.
Но не всякая технология цифровой печати подходит для печати этикеток и упаковки. Здесь преобладают такие сложные для цифровой печати материалы, как полимерные пленки, многослойные материалы, в том числе самоклеящиеся, металлизированные пленки и бумаги. Повсеместно используются кроющие белила, флуоресцентные краски, смесевые цвета из каталога Pantone. Отпечатанную этикетку нужно подвергнуть сложной отделке, которая выполняется, как правило, на рулонных материалах. Все это исключает использование большинства широко распространенных тонерных систем цифровой печати.
Для нужд этикеточно-упаковочного производства сегодня существует практически единственная специализированная технология — рулонный цифровой офсет от HP Indigo. Кроме возможности печатать с рулона на рулон на вышеперечисленных материалах всеми необходимыми красками, эта технология дает такие ценные и порой незаменимые возможности, как печать цветопробы на тиражном материале, изготовление образцов, идентичных тиражным, персонализация как текстовой части, так и изображений, и многое другое из арсенала цифровых технологий. Зарубежный опыт говорит о том, что цифровую печать используют преимущественно для производства малотиражной этикетки, для опытных тиражей при проведении маркетинговых исследований, так как дизайн и исполнение этикетки влияют на покупательский спрос, а также для так называемых событийных заказов — к юбилеям, праздникам и т. п. Специально для этих целей конструкторы фирмы HP Indigo создали рулонную цифровую машину — ws2000. Она может печатать на бумажных и пленочных рулонных материалах, как одно-, так и многослойных. Диапазон толщин — от 12 до 350 мкм — позволяет печатать как на тонких бесподложных пленках (ПЭ, ПП, ПЭТ и др.), так и на достаточно толстых картонах.
Затем последовала более производительная и совершенная модель — ws4050. По данным производителя, в мире работает около 300 таких машин. На выставке Labelexpo 2005 в Брюсселе демонстрировалась модель ws4050, а на предстоящей в апреле выставке IPEX будет показано законченное решение для производства этикеток — узкорулонная цифровая машина плюс устройство Omega Digicon HS, которое осуществляет лазерную высечку и другие отделочные операции, и система управления рабочим процессом Digital Laser Workflow.
Если за рубежом цифровая печать уже сформировала свои рыночные ниши, то у нас они только зарождаются. Кроме очевидных — малотиражной этикетки и упаковки — типографии печатают наклейки с переводом текста для импортных товаров (теперь и к этой обычно черно-белой продукции крайне низкого качества требования повышаются). Интересный вид продукции — пакетики и ярлыки для чая, порционная упаковка для кофе, сахара, соли, перца, влажных салфеток, мелкие коробочки для мыла и т. д. — все, чем снабжают своих клиентов гостиницы и отели, рестораны и кафе, транспортные и авиакомпании. Эти заказы можно назвать постоянными, и часто они довольно значительны по тиражу. А вот пример специфически российского типа заказов: «Перед Новым годом каждый день приходят клиенты, и все они хотят заказать наклейки на шампанское или другие новогодние товары. Подобную продукцию часто заказывают для юбилеев, конференций и других торжественных событий. Очень часто это достаточно сложные по дизайну вещи, с которыми вряд ли оперативно справится другой способ печати.
Весьма интересным представляется и такое свойство цифровой печати, как возможность печатать на одной машине и этикетку, и гибкую упаковку, и картонные коробки, получая совершенно идентичные по цвету изображения и логотипы. Это особенно востребовано небольшими парфюмерно-косметическими предприятиями, фармацевтическими компаниями -для их продукции важно, чтобы цветовая гамма была точно соблюдена и на наружной, и на внутренней упаковке.
Среди других видов продукции — гибкая упаковка для конфет и конфетный этикет, двусторонние наклейки на стекло автомобилей, окон, дверей, офисных перегородок и т. д. (в этом случае требуется особый технологический процесс). Есть и просто «приколы» вроде шутливых номерных знаков для автомобилей — кстати, весьма популярные.
Пользуются все большим спросом этикетки «с защитой»: кто же не хочет застраховаться от подделок и контрафакта. Многие предлагают печать микротекст, высококачественное воспроизведение тонких штрихов, гильоширных элементов и пр. Кроме того, высокое качество печати с практически идеальным совмещением красок (воспроизведение растровой картинки «точка в точку») само по себе является хорошей защитой от подделки.
Качество печати.Известно, что цифровая печать по способу Electroink, иначе называемая цифровым офсетом, дает качество, аналогичное высококачественному офсету. А как обстоят дела с особенностями печати этикеток и упаковки? Ведь эти виды продукции обычно требуют применения особых красок — «пантонов», белил, праймеров. Практически любой «пантон» на цифровой машине прекрасно воспроизводится обычным CMYK — благодаря офсетному качеству, а для печати по прозрачным пленкам есть специальная секция для нанесения кроющих белил. При необходимости можно печатать и предварительно смешанными красками, чтобы попасть в какой-нибудь сложный «пантон».
Оперативность выполнения заказов. Один из главных козырей цифровой печати — оперативность выполнения заказов. Срок от одного часа (и даже меньше!) до нескольких дней (в случае необходимости в высечке с заказом штампа). Обычно за готовым заказом приходят на следующий день или через день: нам не надо выполнять специальную обработку изображений, как для флексографии и глубокой печати. Иногда вся допечатная подготовка состоит в простой передаче файлов заказчика в цифровую машину. Но чаще всего требуется небольшая доработка плюс размещение в поле печати. Программное обеспечение машины автоматически выполняет требуемую коррекцию. Переналадка на тираж состоит только в замене материала. Хотя скорость цифровой печати невысокая, в производстве малотиражной продукции этот фактор не имеет решающего значения: процесс печати нескольких сот метров материала занимает немного времени. Важнее то, что не требуется сушки и вылеживания готовой продукции, как во флексографии и глубокой печати, поскольку краски Electroink почти мгновенно закрепляются на поверхности материала и не содержат ни воды, ни растворителей. Не требуется смывок, поскольку вся краска переносится с офсетного цилиндра на запечатываемый материал. Вышедшие из машины оттиски сразу готовы к дальнейшей обработке.
С тех пор, как цветная цифровая печать произвела фурор в мире этикеток, заявив о себе на выставке Drupa в 1995 г., прошло 18 лет. Именно тогда компания Indigo представила революционную рулонную шестикрасочную машину Omnius WebStream для цифровой офсетной печати c применением жидкой краски. Можно утверждать, что тем самым был открыт принципиально новый способ изготовления этикеток.
К европейской выставке Labelexpo, проходившей в октябре того же года, при участии компаний Comco и Gallus на основе Omnius WebStream были созданы усовершенствованные модели машин. На выставке только и говорили о последних разработках в сфере цифровой печати этикеток. Несмотря на этот ажиотаж, можно справедливо отметить, что цифровая печать далеко не сразу получила широкое применение в рулонном производстве этикеток, поскольку скорость печати была невысока при высокой стоимости оттиска.
Отношение к цифровой печати менялось по мере того, как Indigo продолжала развивать цифровые офсетные технологии, добиваясь все более высокого качества и скорости при снижении затрат на печать.
В то же время на рынок цифровой печати цветных этикеток вышла компания Xeikon, предложив свою машину с использованием сухого тонера. В рамках стратегического партнерства с фирмой Nilpeter Xeikon занялся продвижением цифровых печатных машин.
К концу 1998 г. общее количество цифровых машин для цветной печати, установленных на предприятиях по производству рулонных этикеток, приблизилось к 10% от общего количества печатных машин, занятых в отрасли. В целом, в 1998 г. почти 5% от общего объема продаж всего печатного оборудования на европейском рынке составили цифровые устройства. Вскоре появились прогнозы, что к 2003 г. мировой объем продаж цифровых машин в секторе узкорулонной печати составит 20–25% и что общее количество установленных цифровых машин для печати этикеток к концу 2003 г. составит более 300.
В действительности уровень роста продаж оказался гораздо ниже предполагаемого: к началу 2003 г. — мене 200 новых установок. Одной из основных причин тому стало отсутствие достаточного объема соответствующих работ (мелкие тиражи до 5–10 тыс. этикеток) для загрузки машин, особенно применительно к некоторым ранним моделям. Ажиотаж некоторым образом спал, и узкорулонные производства пришли к выводу о сравнительной недолговечности и недостаточной надежности цифровых устройств в сочетании с продолжительным, выше ожидаемого, совокупным простоем и дорогостоящим техническим обслуживанием. На начальном этапе росту продаж цифровых машин препятствовали проблемы с расходными материалами и их совместимостью с материалами для печати. Некоторые заказчики жаловались на слабую техническую поддержку от производителей машин.
Пожалуй, наиболее обнадеживало в цифровой печати то что, по мнению владельцев брэндов и конечных потребителей, она обеспечивала более чем приемлемое качество в виде конечного продукта: его оценивали как высокое или даже очень высокое. Перемены и эволюционные процессы коснулись и производителей цифровых машин. В 2001 г. Xeikon столкнулся с финансовыми трудностями и в начале 2002 г. был куплен компанией Punch. В том же 2002 Indigo стала подразделением HP. Выпускаемые на тот момент времени машины стали называться HP Indigo press.
В сфере цифровой печати этикетки и гибкой упаковки на протяжении последних нескольких лет отмечается существенное увеличение количества установленных печатных машин, а также роста годового объема производства и валовой стоимости этикеток, изготовленных цифровым способом.
В 2005 г. производство этикеток, изготовленных цифровым способом, исчислялось 4 млрд. единиц при среднем объеме продаж более 250 млн. долларов. Рост производства этикеток за 2005 г. по сравнению с 2004 г. только на цифровом оборудовании HP Indigo составил 137%. Эта тенденция продолжается и сейчас — во всем мире на оборудовании HP Indigo ежемесячно производится более 100 млн. этикеток.
Несомненно, с момента выхода на рынок во второй половине 90-х гг. первого поколения цифровых печатных машин многое изменилось. Современные печатные машины HР Indigo — это промышленное оборудование, рассчитанное на круглосуточную работу семь дней в неделю. Машины стали быстрее и надежнее: от традиционных цифровых печатных устройств для тиражей до 2500 погонных метров они отличаются значительно более высокой производительностью и лучшими показателями окупаемости. Возможность расширения красочности до семи позволило печатать на HP Indigo специальные фирменные цвета так же просто, как обычные четырехкрасочные работы.
Кроме того, найдены решения большинства технических вопросов, связанных с качеством печати: улучшена адгезия красок к различным материалам, реализовано удобное смешение красок для получения новых цветов и оттенков, повышена стойкость оттисков к истиранию. Продолжается работа по совершенствованию белых и металлизированных красок, автоматизации производства, оптимизации взаимодействия с различными системами управления подгоовкой данных для печати и послепечатной обработки. Для этого основные партнеры HP Indigo в этих областях (Esko, Artwork Systems, ABG Omega, Rotoflex и др.) постоянно занимаются разработкой и оптимизацией своих инструментов, повышают точность цветопередачи и расширяют возможности по отделке готовой продукции.
Разумеется, не возникает сомнений, что печать этикеток на цифровом оборудовании новейшего поколения, выпущенном в последние два–три года, стала ключевым технологическим направлением этикеточного производства и получила признание у конечного потребителя. Этикетки, изготавливаемые на цифровым оборудовании, нашли широкое применение в таких отраслях, как фармацевтика, гигиена, здравоохранение, произ-водство витаминов, средств бытовой химии и красок, продуктов питания, вина, других алкоголь-ных и безалкогольных напитков. Цифровые этикетки используются в системах идентификации, охраны и безопасности. Безусловно, большая часть цифровых этикеток печатается на самоклеящихся материалах, но сейчас многие типографии наладили выпуск «сухой» этикетки, термоусадочных, круговых пленочных, этикеток с внутренней высечкой, ярлыков и гибкой упаковки (наиболее интенсивно развивающееся направление упаковочной отрасли).
C начала выпуска машин HP Indigo второго поколения (Series II) максимальная экономически эффективная длина тиража в цифровой печати существенно увеличилась. В течение первых 5–6 лет с момента появления на рынке первых цифровых машин средняя длина тиража составляла менее 1 тыс. этикеток. В настоящее время цифровое оборудование обеспечивает конкурентоспособную (по сравнению с другими способами печати) погонную длину в 10 или даже 15 тыс. этикеток. А некоторые машины благодаря лучшим экономическим показателям составляют конкуренцию своим немногочисленным цифровым собратьям при печати тиражей до 50 тыс. этикеток. Обычно пользователи цифровых машин отражают тираж в погонных метрах. Так, для машин ws4500 экономически выгодный тираж составляет 2–2,5 тыс. погонных метров, иногда достигая 12,5 тыс. в зависимости от типа работ (персонализация).
Конечно, цифровая печать сегодня вышла за рамки мелкотиражного производства. Все дело в преимуществах и выгоде, которую она дает своим потребителям, в возможности сэкономить на дополнительном оборудовании и на кадровых ресурсах, в качественных особенностях, повышающих цену конечного продукта. Любопытно, что сейчас среди производителей цифровых этикеток в порядке вещей не ставить своих заказчиков в известность о том, что работы выполняются на цифровом оборудовании, другие поступают с точностью до наоборот: составляют двойную шкалу расценок по каждому виду работ: для цифровой печати и для печати на традиционном оборудовании, позволяя заказчику сопоставить цену и качество. Часто победителем в таком своеобразном соперничестве становится цифровой способ. Между тем, некоторые применяют цифровую печать там, где она может быть предложена как повышающее ценность продукции преимущество.
Статистика говорит, что в 2006 г. количество цифровых машин составляло 10% от числа всех устройств для печати этикетки. Заглядывая в будущее и взяв за основу нынешние темпы роста цифровой печати этикеток, можно предположить, что к 2010 г. этот показатель вполне мог бы приблизиться к 20% и даже превысить этот показатель при годовом объеме цифровой печати этикеток более 15 млрд. штук. На сегодня HP Indigo находится в лидирующей четверке компаний – мировых лидеров по производству печатного оборудования для выпуска этикеток с оборотом в 110 млн. долл.
Можно с уверенностью сказать, что с применением цифровых технологий наступил долгожданный революционный скачок в развитии полиграфии — от дизайна и допечатной подготовки до печати и финишных работ. Конечно, в обозримом будущем цифровая печать этикеток не вытеснит традиционные способы с применением флексографии, высокой, офсетной или трафаретной УФ-печати, но все же она является одним из важнейших направлений, играющим ключевую роль в развитии производства этикеток и предлагающим эффективные решения там, где другие технологии отступают. Особенно важно это для тех, кто инвестирует средства в цифровое оборудование, которое обеспечивает высокую прибыльность вложений уже сегодня.
Перечень цифровых технологий довольно широк: порошковая электрография, струйная печать, печать жидкими электропроводными красками. В настоящее время эти технологии становятся все более востребованными.
В странах Европы цифровая печать распространяется более быстрыми темпами, чем в других регионах мира. Это вызвано более заметным в Европе снижением тиражности, которое нанесло некоторый ущерб предприятиям, ориентированным на высокотиражную этикетку. Но все же следует заметить, что за рубежом цифровая печать лишь дополняет офсетный, высокий или другой способ печати, выгодно применяемый при высоких тиражах. Цифровая печать позволяет, в то же время, не отказываться от мелких, эксклюзивных заказов, не загружая на их выполнение основное оборудование.
Конечно, далеко не всякое цифровое оборудование можно использовать для печати этикеток, так как этот процесс характеризуется преобладанием сложных для цифровой печати материалов: полимерных пленок, металлизированных пленок, многослойных материалов, флуоресцентных красок, кроющих белил и т.д. Кроме этого, готовую отпечатанную этикетку подвергают довольно сложной отделке, выполняемой на рулонных машинах. Эти факторы являются препятствием для использования распространенных тонерных систем цифровой печати.
В России формирование рыночной ниши цифровой этикетки только начинает набирать обороты. Кроме традиционных видов продукции — малотиражной этикетки и упаковки, цифровая печать в России выпускает и другие виды этикеточной продукции:
· стилизованные под оригинал наклейки с переводом текста для импортных товаров;
· необычные виды продукции – порционные упаковки для кофе, чая, соли, перца и т.п., используемые гостиницами, кафе, ресторанами, транспортными компаниями для своих клиентов;
· ярлыки и пакетики для чая;
· российский специфический тип заказа – персонализированные этикетки на бутылки алкогольной продукции к различным праздникам и юбилейным датам, наклейки на пакеты, достаточно сложные по дизайну;
· еще один чисто российский вид продукции – так называемые «приколы» — шутливые наклейки номерных знаков на стекла автомобилей, пользующийся большой популярностью у автолюбителей;
· двусторонние наклейки на окна, двери, офисные перегородки;
· цифровая печать позволяет печатать на одной машине и этикетку, и гибкую или картонную упаковку, достигая тем самым цветовой идентичности изображения и логотипа. Этим с успехом пользуются небольшие парфюмерно-косметические компании, для которых важно соблюдение цветовой гаммы на наружной и внутренней упаковке.
· печать салфеток и подобной продукции из тиссью с логотипами кафе, ресторана, крупного отеля или офиса. Чтобы напечатать эту продукцию флексографским способом, потребуется особое оборудование, особые краски, специальный технологический процесс. Цифровая машина способна справиться с тиссью без каких-либо дополнительных настроек.
Рулонный цифровой офсет от HP Indigo – технология, разработанная специально для нужд этикеточно-упаковочной продукции. Она является практически единственной на сегодняшний день цифровой технологией, позволяющей печатать с рулона на рулон на различных материалах, с использованием для этого процесса всех необходимых красок. Кроме этого рулонный цифровой офсет позволяет печатать цветопробы на тиражном материале, изготавливать тиражные образцы, персонализировать изображения и текстовую часть.
Цифровая печать широко используется для нужд маркетинговых исследований в различных областях: для изготовления опытных тиражей, необходимых для определения влияния дизайна и исполнения этикетки на покупательский спрос. Так же широко применяется цифровая этикетка для событийных заказов – к различным праздникам, юбилейным датам и т.п. В производстве, цифровая этикетка используется в основном для выпуска малотиражной этикетки.
Конструкторами компании HP Indigo, была разработана цифровая машина – ws2000. Материалом для печати на этой машине могут служить бумажные и пленочные однослойные и многослойные рулонные основы. Допустимый диапазон толщин – 12-350мкм, позволяет производить печать, как на толстых картонах, так и на довольно тонких бесподложных пленках.
Со временем, на основе этой модели была выпущена более производительная и совершенная модель ws-4050. На сегодняшний день разработана целостная система для производства цифровых этикеток: узкорулонная цифровая машина с устройством, осуществляющим различные отделочные операции, например, лазерную высечку. Также устройство снабжено системой управления – рабочим процессором Digital Laser Workflow.
Качество цифровой печати этикеток. Оперативность печати этикеток цифровым способом, а также необходимость использования «пантонов», при использовании современных технологий, не являются препятствием для обеспечения качества
Известно, что для цифровой печати этикеток требуется применение «пантонов», праймеров, белил, — особых красок. Однако это не является преградой для получения высококачественной продукции. Для печати на прозрачной пленке в цифровой машине предусмотрен специальная секция для нанесения кроющих белил. Для воспроизведения сложного «пантона», краски предварительно смешивают. Благодаря офсетному качеству любой «пантон» прекрасно воспроизводится обычным CMYK на цифровой машине.
Для печати на любом пленочном материале, даже на специально не предназначенном для цифровой печати, необходимо с помощью простейшей флексографской установки нанести праймер на рулонный материал, тем самым предварительно подготовить пленку к работе.
Скорость печати. Одним из главных преимуществ цифровой печати можно назвать ее оперативность. Цифровая печать не требует такой детальной обработки изображения, как глубокая печать или флексография.
Допечатная подготовка представляет собой небольшую коррекцию изображения, автоматически выполняемого программным обеспечением цифровой машины, и размещение в поле печати. Переналадка на тираж также производится в оперативном режиме и состоит в замене материала. Порой допечатная подготовка представляет собой всего лишь передачу файлов, приготовленных заказчиком, в цифровую машину. На скорость изготовления печатной продукции влияет также и отсутствие необходимости сушки, а также вылеживания готовой продукции, поскольку краски не содержат воды и растворителей, мгновенно закрепляясь на поверхности материала.
Также не требуется и смывки, в силу того, что вся краска сразу с офсетного цилиндра переносится на запечатываемый материал. Таким образом, полученные оттиски практически сразу готовы для дальнейшей обработки.
Преимущества цифровой печати этикеток. Цифровая печать получает все большее распространение в полиграфии и, в том числе, в печати этикеток. Ее популярность обусловлена рядом неоспоримых преимуществ перед другими способами печати. Цифровая технология дает возможность распечатать пробный экземпляр этикетки до начала изготовления тиража и получить представление о том, как будет выглядеть конечный продукт. Эти позволяет провести предварительную оценку качества и дизайна полиграфии и при необходимости внести нужные исправления.
Цифровая печать этикеток не требует проведения комплекса допечатных работ, использования пленок и печатных форм. Благодаря этому снижается себестоимость печати и уменьшается вероятность искажения изображения при допечатной подготовке.
Одним из важных преимуществ цифровой печати является высокое качество получаемого изображения. Компьютерный контроль количества тонера и высокая точность совмещения цветов в процессе изготовления этикеток – характерные особенности цифровой печати. Это дает возможность исключить необходимость наложения цветов для маскировки дефектов изображения.
Кроме этого, цифровая печать позволяет легко персонализировать каждую этикетку путем внесения изменений в отдельные экземпляры, что выгодно отличает ее от офсетного метода.
Однако, наряду с достоинствами, цифровая печать имеет и некоторые недостатки. Главным из них остается высокая стоимость печати по сравнению с офсетным способом при изготовлении больших тиражей полиграфической продукции. При заказе цифровой печати этикеток рекомендуется предварительная консультация со специалистом, поскольку данный способ печати имеет свои ограничения и особенности в части выбора материалов, тонеров, скорости и качества изготовления полиграфической продукции.
Экономическая эффективность струйной печати этикеток. Экономическая выгода предприятия при использовании цифровой струйной печатной машины (ЦПМ) возникает при необходимости частых заказов в типографии новых видов самоклеющихся этикеток либо при большом объеме малотиражной печати этикеток. На рис. 1 представлены результаты сравнения стоимости струйной печати полноцветной этикетки на ЦПМ VP2020 фирмы HP с флексографской печатью. Для примера была взята полноцветная этикетка диаметром 78 мм.
Рис. 9.4. Сравнение стоимости струйной печати полноцветной этикетки с флексографской печатью: ряд 1 – флексопечать при первом тираже; ряд 2 – цифровая печать (ЦПМ VP2020); ряд 3 – флексопечать при последующих тиражах
Как видно из рис. 9.1, стоимость этикетки зависит от тиража: чем выше тираж – тем дешевле единица продукции. Различие в уровне затрат объясняется тем, что начальные финансовые расходы на предпечатную подготовку фиксированы и составляют значительную часть стоимости всего тиража. Различие в стоимости этикетки при первом тираже и последующем связано с затратами на изготовление форм для печати. Поэтому, при переходе на новую этикетку либо при большом количестве наименований возникают дополнительные затраты. Себестоимость этикетки, напечатанной на ЦПМ VP2020, включает: расход картриджей; износ печатающих головок; расход бумаги. При печати цифровым методом (печать на VP2020) стоимость этикетки от тиража не зависит. Из рис. 1 видно, что при первых тиражах выгодно печатать этикетки диаметром 78 мм на ЦПМ VP2020 до 22000 штук, при последующих тиражах до 12000 штук.