Основные этапы выполнения курсового проекта и порядок представления материалов к защите
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Методические рекомендации по выполнению
курсовых проектов
Специальность 280102.65 «Безопасность технологических
Процессов и производств»
Санкт-Петербург - 2007
Рецензенты:
В.С. Шкрабак
заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор, академик МАНЭБ
(Санкт- Петербургский Государственный аграрный университет);
С.В. Вакуленко
кандидат технических наук, доцент
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
Я.С. Киселев, Г.В. Бушнев, О.А. Хорошилов, А.В. Собкалов
Пожарная безопасность технологических процессов: Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов / Под общей ред. В.С. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. — 103 с.
Настоящие методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы курсантов, слушателей и студентов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России при выполнении курсовых проектов по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов». В пособии отражены основные этапы выполнения курсовых проектов, требования к их оформлению, изложены методические рекомендации по выполнению основных разделов, приведены варианты индивидуальных заданий.
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с учебным планом Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов» предусмотрено выполнение курсового проекта. Курсовое проектирование проводится с целью систематизации, закрепления и углубления знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. При этом курсанты, слушатели и студенты приобретают навыки самостоятельной творческой работы, анализа и умения грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои мысли и оформлять результаты работы при решении задач по обеспечению пожарной безопасности конкретных технологических процессов.
В ходе выполнения курсового проекта слушатели (курсанты, студенты) должны изучить сущность заданного технологического процесса, провести оценку возможности образования горючей среды внутри оборудования, в производственных помещениях и на открытых технологических площадках, а также выявить возможные причины и условия возникновения и развития пожаров. На основе проведенного анализа в курсовом проекте предполагается разработка инженерно обоснованных мероприятий и технических решений по обеспечению пожарной безопасности заданного технологического процесса.
В настоящем пособии изложены методические рекомендации по выполнению основных разделов курсового проекта, требования к его оформлению и представлению материалов к защите.
Пособие предназначено для курсантов, слушателей и студентов, обучающихся в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России по специальности 280102.65 – Безопасность технологических процессов и производств.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА И ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ К ЗАЩИТЕ
Работа над курсовым проектом по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов» включает в себя следующие основные этапы:
· выбор темы;
· составление плана-графика выполнения курсового проекта;
· оформление пояснительной записки и чертежей;
· представление курсового проекта научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;
· защита курсового проекта.
Тематика курсовых проектов, выполняемых по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов», приведена в разделе 4 настоящего пособия. Закрепление темы проекта за каждым обучаемым производится за три месяца до защиты.
Научным руководителем курсовых проектов является преподаватель, ведущий занятия в данной группе. Он непосредственно осуществляет контроль за ходом выполнения проектов обучаемыми.
Курсанты и слушатели могут предложить научному руководителю свою тему курсового проекта, обосновав целесообразность ее проработки. Выбранная тема регистрируется в специальном журнале кафедры.
После утверждения темы составляется план-график выполнения курсового проекта, который предусматривает определение основных этапов его написания. План-график утверждается научным руководителем (Приложение Б).
Курсанты и слушатели обязаны регулярно посещать консультации руководителей, в соответствии с планом-графиком представлять им материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, устранять указанные руководителями недостатки.
Завершенный курсовой проект представляется на отзыв научному руководителю, который составляется в соответствии с требованиями приложения В. В отзыве делается заключение о допуске проекта к защите.
Курсовой проект, признанный не отвечающим предъявляемым требованиям, возвращается обучаемому для доработки. При этом указываются его недостатки и даются рекомендации по их устранению.
Сроки доработки определяются по согласованию с начальником кафедры и учебным отделом института.
Защита курсового проекта проводится индивидуально каждым обучаемым в срок, определяемый кафедрой по согласованию с учебно-методическим центром. Проект обучаемый защищает непосредственно перед руководителем. Руководитель может пригласить на защиту других преподавателей университета.
Если руководитель по объективным причинам не может принимать защиту (болезнь, командировка и т.п.), начальник кафедры по согласованию с учебно-методическим центром поручает принять защиту другому преподавателю. В этом случае на защите обязательно присутствие начальника кафедры (заместителя начальника или председателя методической секции).
Обучаемый на защите должен быть готов к:
· краткому изложению основного содержания курсового проекта;
· собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам проекта;
· ответу на дополнительные и уточняющие содержание проекта вопросы.
Предварительно ознакомившись с письменным отзывом, обучаемый дает пояснения по существу критических замечаний, отвечает на вопросы руководителя и других присутствующих на защите лиц, аргументировано обосновывает свои выводы.
Результаты защиты оцениваются по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Руководитель, принимающий защиту (или лицо его заменяющее), проставляет оценку на титульном листе курсового проекта, в ведомости и заверяет ее своей подписью. При получении неудовлетворительной оценки обучаемый обязан повторно выполнить проект по новой теме или переработать прежнюю.
Защита курсовых проектов, в том числе и повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии. Обучаемый, не защитивший в установленный срок проект, к экзаменационной сессии не допускается.
Для иногородних слушателей факультета заочного обучения вызов на учебно-экзаменационную сессию оформляется лишь при наличии допуска к защите курсового проекта, а защита ими проектов может проводиться во время сессии.
После защиты курсовой проект сдается на кафедру, регистрируется в специальном журнале, и хранится два года.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ
Содержание расчетно-пояснительной записки
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительная записка включает в себя:
- титульный лист;
- оглавление (содержание);
- введение;
- основную часть;
- заключение (выводы);
- список использованной литературы;
- приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, приводятся статистические данные о пожарах, формулируются цель и задачи курсового проекта.
Основная часть курсового проекта включает в себя следующие разделы и подразделы:
1 Описание технологического процесса.
2 Анализ пожарной опасности технологического процесса.
2.1 Анализ пожарной опасности применяемых веществ и материалов.
2.2 Оценка возможности образования горючей среды внутри технологического оборудования.
2.3 Оценка возможности образования горючей среды при выходе веществ наружу из технологического оборудования.
2.4 Анализ возможных причин и условий самопроизвольного возникновения горения и зажигания горючих смесей.
2.5 Определение возможных причин и условий для распределения пожара.
3 Основные мероприятия и технические решения по обеспечению пожарной безопасности технологического процесса
3.1 Мероприятия и технические решения, направленные на предотвращение образования горючей среды внутри технологического оборудования.
3.2 Мероприятия и технические решения, направленные на предотвращение образования горючей среды в помещениях и на открытых технологических площадках.
3.3 Мероприятия и технические решения, направленные на устранение причин и условий инициирования горения.
3.4 Мероприятия и технические решения, направленные на предотвращение и ограничение распространения пожара.
4 Инженерные расчеты.
4.1 Определение категории помещения или наружной технологической установки по взрывопожарной и пожарной опасности (в соответствии с вариантом задания).
4.2 Инженерный расчет по выбору курсанта (слушателя).
В подразделе 4.2 выполняются инженерные расчеты по обоснованию факторов пожарной опасности или требуемых средств противопожарной защиты. По согласованию с научным руководителем промежуточные расчеты могут быть приведены в разделах 2 и 3 курсового проекта. В зависимости от специфики рассматриваемого технологического процесса в курсовом проекте выполняются следующие инженерные расчеты:
1) При оценке возможности образования горючей среды:
― расчет показателей пожарной опасности веществ и материалов в тех случаях, когда они отсутствуют в справочной литературе или когда условия работы аппаратов отличаются от стандартных;
― расчет рабочей концентрации газов, а также паров ЛВЖ и ГЖ с целью определения возможности образования горючей среды внутри аппаратов;
― расчет размеров зон взрывоопасных концентраций;
― расчет количества выходящих из аппаратов веществ через дыхательные устройства при малых и больших дыханиях;
― расчет количества веществ, выходящих наружу при повреждениях и полных разрушениях аппаратов и трубопроводов;
― расчет необходимого воздухообмена в помещении;
― расчет необходимого времени продувки аппаратов инертным газом или водяным паром при пуске, остановке аппаратов и проведении огневых работ.
2) При оценке возможности повреждений технологического оборудования:
― расчет максимальных температурных напряжений, которые могут возникнуть в конструктивных элементах аппаратов;
― расчет величины избыточного давления, которое может возникнуть при нагревании веществ в полностью заполненных емкостных аппаратах.
3) При оценке условий возникновения горения:
― расчет критических параметров теплового самовоспламенения и самовозгорания;
― определение длительности действия искры как инициатора горения;
― расчет температуры нагрева подшипникового узла, чтобы обосновать применение того или иного вида смазочного материала.
4) При разработке технических решений по предотвращению распространения пожара:
― расчет систем аварийного слива жидкостей и стравливания газов из аппаратов;
― расчет необходимой площади и толщины предохранительных мембран;
― расчет критического диаметра гашения пламени в огнепреградителях;
― расчет необходимых противопожарных разрывов в зависимости от величины предельной плотности теплового потока.
В конце каждого раздела курсового проекта делаются соответствующие выводы.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы и приводятся рекомендации по обеспечению пожарной безопасности рассматриваемого технологического процесса.
В список литературы включаются источники, используемые слушателем при подготовке курсового проекта и изученные в процессе работы над ним, а именно:
- нормативные документы, регламентирующие пожарную безопасность промышленных объектов, технологий и технологических процессов;
- учебники и учебно-методические пособия;
- материалы периодической печати;
- справочные издания;
- рекомендации ВНИИПО и т.п.
Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (приложение Г).
Приложенияк курсовому проекту могут быть представлены в виде Предписаний ГПН, иллюстраций, графиков, схем, фотоснимков, таблиц и т.п.