Основные этапы выполнения курсового проекта и порядок представления материалов к защите

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Методические рекомендации по выполнению

курсовых проектов

Специальность 280102.65 «Безопасность технологических

Процессов и производств»

Санкт-Петербург - 2007

Рецензенты:

В.С. Шкрабак

заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор, академик МАНЭБ
(Санкт- Петербургский Государственный аграрный университет);

С.В. Вакуленко
кандидат технических наук, доцент
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Я.С. Киселев, Г.В. Бушнев, О.А. Хорошилов, А.В. Собкалов

Пожарная безопасность технологических процессов: Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов / Под общей ред. В.С. Артамонова. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. — 103 с.

Настоящие методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы курсантов, слушателей и студентов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России при выполнении курсовых проектов по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов». В пособии отражены основные этапы выполнения курсовых проектов, требования к их оформлению, изложены методические рекомендации по выполнению основных разделов, приведены варианты индивидуальных заданий.

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов» предусмотрено выполнение курсового проекта. Курсовое проектирование проводится с целью систематизации, закрепления и углубления знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. При этом курсанты, слушатели и студенты приобретают навыки самостоятельной творческой работы, анализа и умения грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои мысли и оформлять результаты работы при решении задач по обеспечению пожарной безопасности конкретных технологических процессов.

В ходе выполнения курсового проекта слушатели (курсанты, студенты) должны изучить сущность заданного технологического процесса, провести оценку возможности образования горючей среды внутри оборудования, в производственных помещениях и на открытых технологических площадках, а также выявить возможные причины и условия возникновения и развития пожаров. На основе проведенного анализа в курсовом проекте предполагается разработка инженерно обоснованных мероприятий и технических решений по обеспечению пожарной безопасности заданного технологического процесса.

В настоящем пособии изложены методические рекомендации по выполнению основных разделов курсового проекта, требования к его оформлению и представлению материалов к защите.

Пособие предназначено для курсантов, слушателей и студентов, обучающихся в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России по специальности 280102.65 – Безопасность технологических процессов и производств.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА И ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ К ЗАЩИТЕ

Работа над курсовым проектом по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов» включает в себя следующие основные этапы:

· выбор темы;

· составление плана-графика выполнения курсового проекта;

· оформление пояснительной записки и чертежей;

· представление курсового проекта научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

· защита курсового проекта.

Тематика курсовых проектов, выполняемых по дисциплине «Пожарная безопасность технологических процессов», приведена в разделе 4 настоящего пособия. Закрепление темы проекта за каждым обучаемым производится за три месяца до защиты.

Научным руководителем курсовых проектов является преподаватель, ведущий занятия в данной группе. Он непосредст­венно осуществляет контроль за ходом выполнения проектов обучаемыми.

Курсанты и слушатели могут предложить научному руководителю свою тему курсового проекта, обосновав целесообразность ее проработки. Выбранная тема регистрируется в специальном журнале кафедры.

После утверждения темы составляется план-график выполнения курсового проекта, который предусматривает определение основных этапов его написания. План-график утвержда­ется научным руководителем (Приложение Б).

Курсанты и слушатели обязаны регулярно посещать консультации руководителей, в соот­ветствии с планом-графиком представлять им материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, устранять указанные руководи­телями недостатки.

Завершенный курсовой проект представляется на отзыв научному руководителю, который составляется в соответствии с требованиями приложения В. В отзыве делается заключение о допуске проекта к защите.

Курсовой проект, признанный не отвечающим предъявляемым требованиям, возвращается обучаемому для доработки. При этом указываются его недостатки и даются рекомендации по их устранению.

Сроки доработки определяются по согласованию с начальником кафедры и учебным отделом института.

Защита курсового проекта проводится индивидуально каждым обучаемым в срок, определяемый кафедрой по согласованию с учебно-методическим центром. Проект обучаемый защищает непосредственно перед руководителем. Руководитель может пригласить на защиту других преподавателей университета.

Если руководитель по объективным причинам не может принимать защиту (болезнь, команди­ровка и т.п.), начальник кафедры по согласованию с учебно-методическим центром поручает принять защиту другому преподавателю. В этом случае на защите обязательно присутствие начальника кафедры (заместителя начальника или председателя методической секции).

Обучаемый на защите должен быть готов к:

· краткому изложению основного содержания курсового проекта;

· собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам проекта;

· ответу на дополнительные и уточняющие содержание проекта вопросы.

Предварительно ознакомившись с письменным отзывом, обучаемый дает пояснения по существу критических замечаний, отвечает на вопросы руководителя и других присутствующих на защите лиц, аргументировано обосновывает свои выводы.

Результаты защиты оцениваются по четырехбальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Руководитель, принимающий защиту (или лицо его заменяющее), проставляет оценку на титульном листе курсового проекта, в ведомости и заверяет ее своей подписью. При получении неудовлетворительной оценки обучаемый обязан повторно выполнить проект по новой теме или переработать прежнюю.

Защита курсовых проектов, в том числе и повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии. Обучаемый, не защитивший в установленный срок проект, к экзаменационной сессии не допускается.

Для иногородних слушателей факультета заочного обучения вызов на учебно-экзаменационную сессию оформляется лишь при наличии допуска к защите курсового проекта, а защита ими проектов может проводиться во время сессии.

После защиты курсовой проект сдается на кафедру, регистрируется в специальном журнале, и хранится два года.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Содержание расчетно-пояснительной записки

Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части. Расчетно-пояснительная записка включает в себя:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основную часть;

- заключение (выводы);

- список использованной литературы;

- приложения.

Во введении дается обоснование актуальности темы, приводятся статистические данные о пожарах, формулируются цель и задачи курсового проекта.

Основная часть курсового проекта включает в себя следующие разделы и подразделы:

1 Описание технологического процесса.

2 Анализ пожарной опасности технологического процесса.

2.1 Анализ пожарной опасности применяемых веществ и материалов.

2.2 Оценка возможности образования горючей среды внутри технологического оборудования.

2.3 Оценка возможности образования горючей среды при выходе веществ наружу из технологического оборудования.

2.4 Анализ возможных причин и условий самопроизвольного возникновения горения и зажигания горючих смесей.

2.5 Определение возможных причин и условий для распределения пожара.

3 Основные мероприятия и технические решения по обеспечению пожарной безопасности технологического процесса

3.1 Мероприятия и технические решения, направленные на предотвращение образования горючей среды внутри технологического оборудования.

3.2 Мероприятия и технические решения, направленные на предотвращение образования горючей среды в помещениях и на открытых технологических площадках.

3.3 Мероприятия и технические решения, направленные на устранение причин и условий инициирования горения.

3.4 Мероприятия и технические решения, направленные на предотвращение и ограничение распространения пожара.

4 Инженерные расчеты.

4.1 Определение категории помещения или наружной технологической установки по взрывопожарной и пожарной опасности (в соответствии с вариантом задания).

4.2 Инженерный расчет по выбору курсанта (слушателя).

В подразделе 4.2 выполняются инженерные расчеты по обоснованию факторов пожарной опасности или требуемых средств противопожарной защиты. По согласованию с научным руководителем промежуточные расчеты могут быть приведены в разделах 2 и 3 курсового проекта. В зависимости от специфики рассматриваемого технологического процесса в курсовом проекте выполняются следующие инженерные расчеты:

1) При оценке возможности образования горючей среды:

― расчет показателей пожарной опасности веществ и материалов в тех случаях, когда они отсутствуют в справочной литературе или когда условия работы аппаратов отличаются от стандартных;

― расчет рабочей концентрации газов, а также паров ЛВЖ и ГЖ с целью определения возможности образования горючей среды внутри аппаратов;

― расчет размеров зон взрывоопасных концентраций;

― расчет количества выходящих из аппаратов веществ через дыхательные устройства при малых и больших дыханиях;

― расчет количества веществ, выходящих наружу при повреждениях и полных разрушениях аппаратов и трубопроводов;

― расчет необходимого воздухообмена в помещении;

― расчет необходимого времени продувки аппаратов инертным газом или водяным паром при пуске, остановке аппаратов и проведении огневых работ.

2) При оценке возможности повреждений технологического оборудования:

― расчет максимальных температурных напряжений, которые могут возникнуть в конструктивных элементах аппаратов;

― расчет величины избыточного давления, которое может возникнуть при нагревании веществ в полностью заполненных емкостных аппаратах.

3) При оценке условий возникновения горения:

― расчет критических параметров теплового самовоспламенения и самовозгорания;

― определение длительности действия искры как инициатора горения;

― расчет температуры нагрева подшипникового узла, чтобы обосновать применение того или иного вида смазочного материала.

4) При разработке технических решений по предотвращению распространения пожара:

― расчет систем аварийного слива жидкостей и стравливания газов из аппаратов;

― расчет необходимой площади и толщины предохранительных мембран;

― расчет критического диаметра гашения пламени в огнепреградителях;

― расчет необходимых противопожарных разрывов в зависимости от величины предельной плотности теплового потока.

В конце каждого раздела курсового проекта делаются соответствующие выводы.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы и приводятся рекомендации по обеспечению пожарной безопасности рассматриваемого технологического процесса.

В список литературы включаются источники, используемые слушателем при подготовке курсового проекта и изученные в процессе работы над ним, а именно:

- нормативные документы, регламентирующие пожарную безопасность промышленных объектов, технологий и технологических процессов;

- учебники и учебно-методические пособия;

- материалы периодической печати;

- справочные издания;

- рекомендации ВНИИПО и т.п.

Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (приложение Г).

Приложенияк курсовому проекту могут быть представлены в виде Предписаний ГПН, иллюстраций, графиков, схем, фотоснимков, таблиц и т.п.

Наши рекомендации