Кодеки High Definition Audio
Аппаратные средства обработки звука
При выборе производителя звуковой платы с определенным набором микросхем, следует обратить внимание на качество драйвера, совместимость с имеющимся программным обеспечением (прежде всего — с операционной системой) и сложившимися стандартами (к ним относится, в частности, поддержка спецификаций Sound Blaster, Direct Sound, Dolby Digital). Для качественной обработки звука существуют профессиональные компоненты с впечатляющей ценой (300-1500 уе).
Кодек АС'97
В 1997г. консорциум компьютерных фирм во главе с компанией Intel утвердил спецификацию на средства обработки звука в компьютерной системе. Этот отраслевой стандарт получил обозначение Audio Codec Component Specification 1997 (АС'97). С тех пор в дискуссиях вокруг этой спецификации сломано немало перьев. Одни авторы критикуют АС'97. Их оппоненты справедливо указывают, что спецификация здесь ни при чем, а плохие решения появляются стараниями производителей, которые устанавливают в звуковой тракт дешевые компоненты.
Пользователи, не относящиеся к числу меломанов, по привычке покупают и устанавливают отдельные звуковые карты бюджетного класса (ценой 15-25$). Такое решение обычно основано на традиционном представлении, что звуковая карта всегда обеспечит лучшее качество звучания, чем интегрированная в системную плату микросхема АС'97. Это утверждение можно считать неверным. Современные аппаратные решения стандарта АС'97 ни в чем не уступают чипам, установленным в звуковых картах бюджетной категории, а многие модели превосходят их как по качеству звучания, так и по функциональности.
Спецификацией АС'97 предусмотрено разделение звуковоспроизводящего устройства на две части: цифровой контроллер (Digital Controller) и собственно кодировщик-декодировщик (кодек), занимающийся преобразованием звукового сигнала из цифровой формы в аналоговую и обратно (Audio Codec). Соединены они синхронной шиной AC-link, стандартно работающей на частоте 48 кГц при разрядности 16 бит (возможно расширение формата передачи данных до 20 бит при частоте до 96 кГц). Цифровой контроллер занимается обработкой, а кодек — оцифровкой, воспроизведением, а также цифровым и аналоговым микшированием различных источников звукового сигнала. Чем выше разрядность кодека, тем более точно он может выполнять преобразования звука. Встречаются кодеки с разрядностью 16. 18 или 20 бит.
Встроенные в системную плату устройства обработки звука по большей части в качестве цифрового контроллера используют ресурсы центрального процессора, то есть обработка звука происходит программно-аппаратным методом, где роль программы исполняют драйверы. Очевидно, что сложные эффекты объемного звука требуют достаточной мощности центрального процессора. При недостатке ресурсов возможно пропадание, искажение звука или отставание звукового сопровождения от видеоряда.
Спецификация АС'97 версии 2.3 позволяет реализовать различные варианты компоновки — с одним стереовыходом, с двумя выходами (на фронтальные и на тыловые колонки) или с выводом на шесть каналов (для вывода декодированного потока Dolby Digital 5.1 и подачи сигнала на комплект акустики по аналоговым входам).
Сильным стимулом для развития звуковых возможностей системных плат стало появление чипсетов фирмы nVIDIA со встроенным в южный мост процессором обработки звука (Multimedia Processor Unit). Такой процессор обеспечивает поддержку шестиканального звука в формате Dolby Digital 5.1. цифровой выход Sony-Philips Digital Interface (SPDIF) на внешние декодеры. Такие параметры прежде были характерны только для звуковых карт «меломанского» уровня, например Sound Blaster Live! 5.1.
Кодеки весьма сильно различаются по своим функциональным возможностям и качеству обработки звука. Изготовители системных плат могут использовать как весьма качественные кодеки фирмы Wolf son, так и продукцию среднего уровня компаний CMedia, SigmaTel, Analog Devices, Crystal (Cirrus Logic), Avance Logic (Realtek), VIA, Intel.
Кодеки High Definition Audio.
Спецификация High Definition Audio (HD Audio) является преемником и эволюционным продолжением спецификации АС'97. Новые кодеки имеют тот же форм-фактор и совместимы с HD Audio контроллерами снизу вверх.
Таблица. Сравнение спецификаций
Спецификация HD Audio поддерживает API Microsoft Universal Audio Architecture (UAA). Совместимость с UAA подразумевает автоматическую установку в звуковом устройстве единого универсального драйвера от Microsoft, находящегося в операционной системе, корректно поддерживающего все базовые функции устройства и обеспечивающего воспроизведение звука без заиканий. Совместно с компанией Dolby корпорация Intel разработала программу лицензирования и выдачи сертификатов компьютерам с High Definition Audio звуком:
♦ Dolby Sound Room (поддержка формата 5.1 для одного слушателя. Dolby Digital. Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro Logic II);
♦ Dolby Home Theater (поддержка формата 5.1 для нескольких слушателей, Dolby Digital. Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker.
Dolby Pro Logic II. а также создания DVD с Dolby Digital с помощью Dolby Digital Stereo Creator);
♦ Dolby Master Studio (поддержка формата 7.1 для нескольких слушателей, Dolby Digital, Dolby Digital Live, Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker. Dolby Pro Logic Их, а также создания DVD с полноценным Dolby Digital).
Особенностью стандарта HD Audio является функция Jack Retasking — перенастройка функциональности аудиоразъема в зависимости от типа подключенного к нему устройства. Нынешняя версия спецификации АС'97 (v2.3) определяет Jack Sensing — распознавание типа подключенного к разъему устройства (за счет принципиально разного импеданса у микрофонов, наушников и активных колонок). За счет новой модульной схемы кодеков компьютер начнет принимать (с предусилением) сигнал от микрофона и выводить звук на наушники вне зависимости от того, в разъем какого цвета и названия был воткнут их штекер.