Разработка принципиальных схем сортировочной станции
В данном курсовом проекте (исходя из заданных размеров перерабатываемого потока и его распределения по сторонам подходов к станции) обычно одна односторонняя станция справляется с заданным объемом работы. Однако, даже в случае, если одна односторонняя станция может выполнять заданную работу при общем значительном перерабатываемом потоке (более 5 тыс. вагонов в сутки) и относительно одинаковом его распределении по сторонам подходов, целесообразно сравнить ее с двусторонней станцией и на основе такого сравнения с учетом обеспечения требуемой эксплуатационной надежности, выбрать схему станции.
Заданное число расформировываемых поездов сравнивается с технически рациональным уровнем перерабатывающей способности горки и других элементов станции, которые зависят от внутрисуточной неравномерности прибытия транзитных и разборочных грузовых поездов, расписания пассажирских поездов, отказов технических устройств и других причин.
Если одна односторонняя станция не сможет переработать заданное число расформировываемых поездов N даже при применении параллельного роспуска составов и новейшей техники, то возникают варианты проектирования двух односторонних станций в одном или разных узлах или одной двусторонней станции. Задача эта обычно решается технико-экономическими расчетами с учетом размеров и распределения перерабатываемого вагонопотока по сторонам подходов к узлу, дробности потока по назначениям и других условиях.
В переработку 5000 вагонов |
В переработку 2000 вагонов |
Сорт. станция |
Б |
Г |
В |
А |
а) |
В переработку 3500 вагонов |
В переработку 4000 вагонов |
Сорт. станция |
Б |
Г |
В |
А |
б) |
Рис. 1.1. Варианты распределения перерабатываемых потоков по сторонам подходов к узлу: а) – с преобладающим потоком с одной стороны;
б) – с относительно равнозначным потоком.
В случаях выбора односторонней станции необходимо определить направление сортировки и запроектировать сортировочный комплект со стороны большего поступления вагонов в переработку (для приведенного на рис. 1, а примера со стороны Б и Г).
Выбрав направление сортировки, необходимо разработать приемлемые для заданных условий принципиальные схемы станции в контурах парков (не менее двух вариантов). Схемы эти должны быть вычерчены с учетом размерности составных элементов, на них надо показать все основные проектируемые устройства (парки, горку, локомотивное и вагонное хозяйство), а также горловины и внутристанционные соединения.
При проектировании схем односторонних сортировочных станций надо учитывать следующие важнейшие требования:
а) парки в комплекте должны быть, как правило, расположены последовательно друг к другу;
б) парк прибытия должен проектироваться объединенным для всех поездов, поступающих в переработку, таким же объединенным должен быть и парк отправления для всех поездов своего формирования;
в) транзитные парки могут размещаться параллельно парку отправления или парку прибытия с внешних сторон по направлению следования поездов; при соответствующем обосновании транзитный парк для одного из направлений может располагаться у парка прибытия, а другой - у парка отправления;
г) локомотивное хозяйство должно быть запроектировано или параллельно сортировочному парку с левой стороны по ходу расположения парков в комплекте или, в определенных случаях, у парка прибытия или парка отправления. Вагонное хозяйство обычно проектируется комплексно на одной территории с локомотивным депо.
Большая загрузка предгорочной горловины предполагает проектирование путепровода у горки для возможности беспрепятственного пропуска локомотивов.
При разработке принципиальной схемы станции следует решить вопрос о переработке местного вагонопотока и формировании сборных и многогруппных поездов, а также проверить обеспечение безопасности движения, поточности, устранения повторности и внедрения максимальной параллельности выполнения операций [1, 2, 3, 5, 6].
В качестве примера на рис. 2 показаны схемы односторонней сортировочной станции. При проектировании сортировочной станции надо изучить схемы, приведенные в [1, 2, 3]. На станции следует предусматривать, как правило, последовательное расположение парков. При этом особое внимание следует уделить вопросам взаимосвязи между собой всех устройств, обеспечению оптимальных условий переработки угловых и местных вагонопотоков.