Научная разработанность проблемы
Среди специалистов ведутся споры по вопросу о понятии юридической техники. Это и немудрено: юридическая техника — наука молодая, и представления о ней только еще складываются. Пока оставлю в стороне терминологию: юридической техникой или юридической технологией правильней называть отрасль науки, кᴏᴛᴏᴩой посвящена данная книга.
И все же что такое юридическая техника?
В случае если попытаться сгруппировать множество мнений ученых по данному вопросу, то можно выделить два подхода: узкий и широкий.
Узкий подход к пониманию юридической техники сложился ранее. Условно можно назвать его документальным.
Его исповедуют наши корифеи в области юридической техники С. С. Алексеев и А. Ф. Черданцев.
По мнению С. С. Алексеева, юридическая техника — ϶ᴛᴏ совокупность средств и приемов, используемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов.
А. Ф. Черданцев полагает, что юридическая техника — ϶ᴛᴏ совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Юридическая техника, с их точки зрения, — ϶ᴛᴏ наука о составлении юридических документов.
Но можно ли ограничиться обращением внимания на правильность составления юридических документов? Порой бывает так, что юридический документ составлен безупречно, а должного результата он не дает и, напротив, порождает такие отрицательные последствия, о кᴏᴛᴏᴩых даже и не догадывались.
К примеру, возьмем Закон о замене льгот денежными компенсациями. Со стороны специалистов претензий к самому Закону не было, а население расценило его как издевательство. Пожилые и больные наши сограждане в жестокий январский мороз перекрыли одну из главных магистралей страны, протестуя против ϶ᴛᴏго Закона. Все дело было в том, что сама деятельность по принятию ϶ᴛᴏго Закона осуществлялась с процедурными нарушениями: законопроект был внесен скоропалительно, не имел социологической базы, научной проработки, не продуманы были и последствия его принятия.
Можно привести пример, касающийся документов, содержащих решения индивидуального характера. Возьмем приказ о наложении дисциплинарного взыскания. Его составить грамотно нетрудно. Но если он был издан без взятия с работника объяснения, то он не имеет силы.
Стоит сказать - получается, что юридическая техника не может ограничиваться изучением того, как правильно составлять юридические документы.
Широкий подход (или деятельностный). Его придерживаются большинство ученых.
В наибольшей степени полно понятие юридической техники определяет В. И. Червонюк: юридическая техника (или «правовая инженерия» — его термин) есть применение апробированных практикой научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей. Как видим, автор здесь, по существу, отождествляет юридическую технику с правовым регулированием.
Чуть менее широко понимает юридическую технику В. Н. Карташов: юридическая техника (согласно его терминологии — юридическая технология) — ϶ᴛᴏ система мыслительных операций и внешне актуализированных действий и операций компетентных физических и должностных лиц (органов), связанная с изданием юридических решений.
Проанализируем ϶ᴛᴏ определение по частям:
- существует системамыслительных операции. Мы знаем, что право имеет дело только с тем, что поддается внешнему контролю. Какими бы неправильными мысли ни были, правовые последствия не могут наступить, пока они не были проявлены вовне. Стоит сказать - получается, что в понятие юридической техники включается то, что к праву вообще не относится;
- существуетсистема внешне актуализированных действий и операции. Это уже то, что поддается внешнему контролю и включается в предмет правового регулирования. Можно признать, что, если данные действия осуществляются профессионалами на базе специальных юридических знаний, все ϶ᴛᴏ может иметь отношение к юридической деятельности, главным специалистом в исследовании кᴏᴛᴏᴩой В. Н. Карташов и будет. Но правильно ли все данные действия независимо от того, оформляются они правовым документом или нет, относить к юридической технике? Допустим, милиционер машет жезлом, командуя водителям ехать по объездному пути. Это тоже относится к юридической технике? Так в чем заключается разница между юридической деятельностью и юридической техникой?
- действия и операции могут осуществляться компетентными физическими и должностными лицами (органами), приводя к изданию юридических решений. Стоит сказать - получается, что, включая в круг субъектов юридической технологии не только компетентные органы и должностных лиц, но и компетентных физических лиц, а также участников юридической технологии, В. Н. Карташов, по существу, отождествляет юридическую технику не только с юридической деятельностью, но и с более широким правовым понятием: правовой деятельностью.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что у данного автора не определена четко специфика юридической техники.
Сходную позицию по ϶ᴛᴏму вопросу занимают Н. А. Власенко и М. Л. Давыдова.
Н. А. Власенко считает, что «юридическая технология — ϶ᴛᴏ порядок применения и использования методов и приемов по подготовке и принятию юридического решения». Здесь опять-таки оказывается не столь важным, оформляется ли ϶ᴛᴏ юридическое решение юридическим документом.
М. Л. Давыдова полагает, что юридическая техника — ϶ᴛᴏ система средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Автор также допускает, что к юридической технике может относиться и такая деятельность, кᴏᴛᴏᴩая не опосредуется юридическими документами.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что видим, что между учеными существуют принципиальные разногласия по вопросу о понятии юридической техники. Отметим, что каждая из двух позиций не лишена серьезных недостатков. Логично спросить: каково правильное решение? Скорее всего, оно где-то посредине.
Правотворчество помимо совокупности процессуальных стадий (приемов) принятия нормативных актов (законодательного процесса)1 включает также: 1) деятельность по моделированию общественных отношений в целях создания нормы права; 2) совокупность приемов мышления на всех стадиях правотворчества (абстрактно-логический элемент); 3) совокупность технических приемов (конкретно-технологический элемент — юридическую технику).2
Моделирование общественных отношений как элемент правотворчества проходит несколько этапов.
Выявление потребностей в правовом регулировании общественных отношений. Указанная деятельность осуществляется как правотворческими органами, так и общественными организациями, научными коллективами, непосредственно гражданами (предложения трудящихся в печати, письмах, выступлениях и т. п.). Необходимость в правовом регулировании может выявиться и «попутно», при осуществлении основной деятельности теми или иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, при подготовке нормативных актов по другим отраслям права (функциональные связи советского права), кодификации или систематизации действующего законодательства. Зачастую это становится очевидным в процессе применения права. Здесь наиболее отчетливо видны пробелы в праве.
После того как выявлена потребность в правовом регулировании соответствующего комплекса общественных отношений, последние подлежат тщательному изучению. С различных позиций (экономических, политических, социологических и др.) должен быть установлен и исследован предмет правового регулирования и сделано заключение — подлежит ли он (данный предмет) правовому регулированию, если да,
то в какой степени. Ярким примером всестороннего и глубокого анализа экономических, Политических, социологических и иных факторов при принятии нормативного акта служит работа, проделанная в связи с принятием новой Конституции СССР.
Следующий этап — обобщение практики применения действующего законодательства, что позволяет избежать (в крайнем случае уменьшить) ранее допущенные ошибки. При этом учитывается и изменение общественных отношений, что также немаловажно в процессе правового регулирования. Примером учета, изучения, подробнейшего анализа практики применения действующего законодательства при разработке новых нормативных актов кодифицированного типа может служить Закон о Совете Министров СССР. При подготовке проекта этого закона тщательно изучены не только практика применения действующего законодательства, но и история его развития, что в большей степени помогло учесть потребности и способы правовой регламентации соответствующих общественных отношений.
4. Определение целей и методов правового регулирования. На этом этапе выявляются конечные результаты, которые должны наступить после правового вмешательства, степень выполнения задач, преследуемых законодателем. Оптимальная реализация целей во многом зависит от метода правового регулирования, он играет большую роль не только в практике правотворчества, но и, что самое важное, в практике применения права, реализации правовых норм. Основные методы отраслевого правового регулирования определены в науке довольно четко. Вместе с тем зачастую нормативный акт носит комплексный характер, регламентируя одновременно несколько видов общественных отношений. В таких случаях метод правового регулирования основной отрасли права к соответствующей группе общественных отношений приспособить невозможно и приходится избирать либо несколько измененный (деформированный) метод родственной отрасли права, предмет который преобладает в данном массиве общественных отношений, либо комплексный метод, отличающийся от всех известных и в то же время что-то заимствующий от них.
5. Последний этап — непосредственное построение модели общественных отношений. Моделирование в правотворчестве охватывает два момента: а) отражение (сфера детерминизма), б) творчество (сфера свободы). Эффективность момента отражения зависит от того, насколько полно и точно законодатель изучил экономические и социальные данные, обобщил практику применения действующего законодательства, выявил потребности в правовом регулировании. Эффективность момента творчества определяется как моментом отражения, так и свободой законодателя в выборе соответствующих технических средств, приемов, конструкций, стадий правотворчества и т. д.
Совокупность технических приемов (юридическая техника) есть система технических средств и операций по подготовке правовых норм или актов, при помощи которых воля государства приобретает присущую ей специфическую форму. Юридическая техника (конкретно-технологический элемент правотворчества) нормативно урегулирована, т. е. технические средства и операции предусматриваются специальными организационными нормами. Это обусловлено тем, что, во-первых, сложная правовая материя требует единого подхода к разработке новых нормативных актов или отдельных норм с тем, чтобы они гармонически сочетались с остальным правовым массивом. Во-вторых, единство правовой политики может быть достигнуто, если соответствующие государственные органы будут единообразно применять те или иные технические средства и операции при подготовке нормативных актов. В-третьих, организация и процедура правотворчества выполнит свою задачу в полной мере тогда, когда обладает единством.
Наличие организационных норм создает благоприятные условия для законодательной работы, упрощает и одновременно ускоряет процедуру создания нормативных актов, способствует оптимальному решению поставленных перед правотворческими органами задач.
Особенность правил (норм), регулирующих юридическую технику, прежде всего в том, что они вырабатываются в повседневной практике по созданию и оформлению юридических актов. Задачей юридической науки в данном случае является обобщение, систематизация и на основе этого конструирование совершенных правил юридической техники. Такие правила должны быть научно обоснованными, носить характер тщательно проверенных научных рекомендаций.
Формы нормативного урегулирования технических средств и операций правотворчества весьма разнообразны. Это: а) постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР;3 б) поручения Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР — правотворческое делегирование; в) различного рода методики (методические разработки, правила), обязательные для всех министерств и ведомств при разработке нормативных актов.
Основной способ нормативного регулирования — методики. Они бывают трех видов:
Адресованные всем министерствам и ведомствам и содержащие общие правила подготовки нормативных актов. Они подразделяются на две группы: содержащие общие правила подготовки проектов законодательных актов и актов Правительства СССР, а также проектов нормативных актов министерств и ведомств. В настоящее время становится актуальной подготовка специальной методики по разработке проектов актов и местными государственными органами. Такие методики носят нормативный характер независимо от того, кем утверждаются.4
Адресованные одному или группе министерств и ведомств для разработки конкретных нормативных актов (акта).5
Адресованные управлению, отделу, группе или одному исполнителю для разработки конкретного проекта нормативного акта или группы актов. Эти методики обязательны только для лиц, которым они адресованы. Они не носят нормативного характера, а являются скорее административными актами.
С. С. Алексеев характеризует юридическую технику как «совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства, как формы права».6 Такое определение (с оговоркой, что речь идет лишь о законодательной технике) можно принять. В то же время едва ли правомерно считать, что юридическая техника воздействует лишь на форму права. Это неоправданно принижает ее роль в правотворчестве. Не следует забывать, что форма и содержание взаимосвязаны, и влияние на одно из них отражается на другом. Кроме того, юридическая техника оказывает непосредственное воздействие на кодифицированные нормативные акты, содержание которых находится в прямой зависимости от формы юридического акта. Далее, юридическая техника оказывает непосредственное воздействие на структуру права, а она, в свою очередь, — на содержание права. Поэтому точнее говорить, что юридическая техника влияет не только на форму права, но и опосредованно — на содержание.
Каковы же основные черты юридической техники в правотворчестве? 1) Прежде всего — это технические средства и технические операции. К средствам юридической техники относятся все способы, с помощью которых в нормах права отражаются общественные отношения. Средствами юридической техники, способствующими образованию достаточно абстрактных и в то же время относительно конкретных правовых норм, являются: а) нормативное построение, б) юридические конструкции, в) отраслевая типизация. Технические средства — своего рода типовые схемы, позволяющие переводить волю законодателя в правовые нормы. Иными словами, это инструмент, с помощью которого законодатель получает возможность «конструировать» право. Технические операции — методы, приемы, с помощью которых создаются правовые нормы. Это как бы технологические карты, определяющие все «режимы» их построения. Технические операции касаются в большей степени внешней, документальной формы нормативного акта. К ним относятся, в частности: абстрактный и казуистический способы обобщения конкретных показателей; прямое, отсылочное и бланкетное изложение отдельных элементов нормы права.
Средства и операции, которые образуют юридическую технику, т. е. нематериальные субстраты, выражающиеся в идеологических явлениях и категориях.8 В данном случае юридическую технику не следует смешивать с использованием в правотворчестве и правоприменительной деятельности материальных технических средств (каталоги, кибернетика, средства криминалистики, техника научных информационных центров и т. п.). Эти материальные средства, помогающие в правотворческой деятельности, не относятся к юридической технике.
Юридическая техника сама по себе не имеет классовой направленности.9 Тем не менее, справедливо подчеркивает А. Нашиц, «даже если при выборе технических приемов законодатель действительно более свободен, чем при выборе по существу..., то все же и выбор технических приемов не может быть совершенно произвольным при условии,
что есть стремление к созданию правовых норм, которые были бы социально эффективными. С точки зрения методологии диалектического материализма законодательная техника выступает как комплекс методов и приемов, призванных придавать соответствующую форму содержанию правовых норм, которые в свою очередь соответствуют — на этот раз в качестве формы — определенному (материальному и идеологическому) содержанию общественных отношений».10 Таким образом, если сами по себе технические средства и операции не обладают классовым содержанием, то юридическая техника как комплекс приемов и методов, влияющих на оформление права, отражает определенную классовую направленность соответствующего общественного строя.
Юридическая техника — один из показателей уровня правовой культуры в стране. Доступны ли нормы права населению, насколько они отражают его интересы и стремления, в какой степени обеспечивают возможность наиболее рационального использования их в повседневной жизни — все это находится в непосредственной зависимости от уровня юридической техники.
Ряд важных юридико-технических проблем возникает в связи с подготовкой Свода законов СССР, в частности, касающихся его структуры. Основанием (критерием) размещения нормативного материала по разделам служит предмет правового регулирования. В Своде законодательные акты должны быть расположены по предметному признаку в соответствии с утвержденной схемой, предусматривающей разделы и главы. В тех случаях, когда нормативный акт является «чисто» отраслевым (в особенности это касается стержневых кодифицированных актов профилирующих отраслей права), вопрос о его месте в системе Свода решается просто. Сложности возникают, когда требуется определить место нормативного акта, носящего комплексный характер. Прежде всего, здесь важно установить, имеют ли право комплексные отрасли законодательства на самостоятельное существование. Если да, то тогда частично решается и проблема комплексных законодательных актов, в частности, тех, которые содержат нормы, регулирующие соответствующие комплексы общественных отношений. Например, законодательные акты по вопросам транспорта и связи будут помещены в раздел «Законодательство о народном хозяйстве». Исходя из схемы Свода законов СССР вопрос о существовании комплексных отраслей законодательства следует считать решенным положительно. Поэтому и комплексные законодательные акты, являющиеся стержневыми в соответствующих отраслях законодательства, размещаются свободно по структурным разделам Свода.
Однако дело осложняется, если комплексный акт не может быть отнесен ни к одной из обозначенных в схеме Свода отраслей законодательства, а также содержит несколько видов норм, относящихся к различным основным и комплексным отраслям. Выход может быть найден при условии: 1) деления глав схемы Свода на более мелкие структурные подразделения, которым присваиваются порядковые номера, и дается соответствующее наименование, т. е. путем разработки детализированных юридических конструкций в рамках целевой конструкции; 2) определения функциональных связей акта и тем самым фиксации его основного содержания.
Разработка детализированных юридических конструкций в рамках целевой конструкции возможна только при четком- уяснении оснований разбивки актов по более мелким, чем это предусмотрено в схеме Свода, структурным подразделениям. Если исходить из указания, что материал располагается по предметному признаку, то основанием такого подразделения должен служить комплекс нормативных актов, содержащих нормы одного правового института. Иными словами, подразделение глав, например, на параграфы, допустимо лишь при наличии соответствующих правовых институтов в отрасли права и автономного их нормативного закрепления. Но и здесь есть свои трудности, поскольку вызывает сомнение критерий (предмет правового регулирования) подразделения норм права на институты, не снимается и проблема комплексных правовых институтов. В этой связи актуальная задача правовой науки — интенсификация исследований юридических конструкций, присущих различным отраслям права.
Один из основных принципов формирования Свода законов — обеспечение последовательного развития темы. При этом на первый план выдвигаются основополагающие законодательные акты отрасли. Проблема эта не только практическая, но и теоретическая, поскольку необходимо одновременно уяснить, какой степенью конкретизации (может быть, вида конкретизации) обладает соответствующий нормативный акт. Акты, имеющие большую степень абстракции, но меньшую степень конкретизации, должны помещаться перед теми, которые более детально регламентируют общественные отношения. Целесообразно также установить соотношение различных видов конкретизирующих нормативных предписаний (дополнительные, вторичные, вариантные и. т. п.), иначе будет неясна последовательность их размещения. Таким образом, еще одно важное направление совершенствования законодательства — оптимальное его нормативное построение. Как подчеркивалось, многие законодательные акты носят характер комплексных, причем содержат нормы не только комплексной отрасли, но и нескольких основных отраслей. Какое место в системе Свода должны они занять? Прежде всего, следует выяснить, какие нормы здесь имеют основное значение, определяют лицо акта. Чтобы установить это, необходимо определить функциональные связи норм, закрепленных в данном акте (если не всех, то хотя бы основных). Отрасль законодательства, с которой нормативный акт находится в наиболее прочных функциональных связях, и должна быть «портом приписки» его в Своде. В данном случае можно говорить в определенной степени о проблеме отраслевой типизации на современном этапе.