Уровни проектирования гпс
I. Создание САПР ГПС. Создание информационного фонда, включающего:
1. описание технологических процессов изготовления изделий;
2. типовые схемы компоновок оборудования;
3. типовые схемы размещения оборудования;
4. типовые схемы циклограммы работы функциональных модулей;
5. типовые схемы управления для реализации рабочих циклов;
6. описание технических средств (ориентирующих, накапливающих);
7. характеристики технических средств;
II. Создание прикладных информационно-поисковых систем (ИПС).
III. Организация взаимодействия между разработчиком и ИПС.
УПРАВЛЕНИЕ ГПС
Задачи управления ГПС образуют многоуровневую систему. На нижнем, исполнительном, уровне выполняются задачи оптимизации технологических режимов производственных звеньев, которые решаются АСУ ТП. Следующие уровни – тактический и стратегический образуют задачи оперативной диспетчеризации материальных потоков. Структура системы управления представлена в табл. 4.
Таблица 4 | |
Уровни | Задачи |
1. Стратегический | 1. Формирование сменно-суточных заданий 2. Оперативный учет 3. Корректировка календарного плана 4. Введение информационных массивов |
2. Тактический | 1. Оперативный контроль 2. Оперативная диспетчеризация материальных потоков 3. Оперативная диспетчеризация информационных потоков 4. Учет первичной информации |
3. Исполнительный | 1. Управление технологическим процессом 2. Управление транспортированием изделий 3. Управление процессами загрузки 4. Управление роботами |
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГПС
Ставятся две основные задачи оперативного управления:
1. Оперативное или календарное планирование;
2. Оперативный контроль.
Основная характеристика оперативного управления ГПС – скорость реакции на изменение условий функционирования производства.
К возмущающим факторам относятся:
· отказы оборудования;
· нестабильность поставок сырья;
· выпуск брака;
· переналадка оборудования;
· оперативная перенастройка ГПС и т.д.
Задачей оперативно-календарного планирования является составление плана, в котором за каждой единицей оборудования закрепляется своя операция, время выполнения. План должен быть эффективным, т.е. необходимо свести к минимуму время выпуска заданного объема продукции, суммарные производственные затраты и максимально загрузить оборудование. При оперативно-календарном планировании используют различные методы оптимизаций: аналитические, имитационные, комбинированные.
Оперативный контроль осуществляется на всех трех уровнях ГПС.
На исполнительном и тактическом уровне контролируется работоспособность оборудования, правильность исполнения программ системы числового управления, точность отработки управляющих воздействий исполнительными механизмами. Для диагностирования состояния оборудования используются информационные потоки от различных датчиков. В комплекс технических средств контроля могут входить и контрольные роботизированные комплексы.
На стратегическом уровне производится диспетчерский контроль хода выполнения оперативного плана. Диспетчерский контроль в ГПС имеет свою специфику. Основная особенность – это сложность получения информации о состоянии оборудования, ходе выполнения технологических операций и этапов работ, вызванная "безлюдностью" производства. Число же датчиков и их надежность ограничена. Существует ряд методов, позволяющих организовать диспетчерский контроль с применением компьютерной техники и методов математического моделирования.
Тема 7
РОБОТИЗАЦИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Сложность металлургического производства, разнообразие технологических процессов, особые условия, в которых они протекают, – все это предопределяет наличие участков, не охваченных средствами автоматизации.
Роботизация в этой отрасли промышленности должна проводиться с учетом тенденций развития металлургии и достижений робототехники. Основная задача – создание РК, исключающих участие человека в процессе производства. Решение этой проблемы возможно по двум направлениям:
1. Автоматизация действующих цехов на базе типовых РК. Здесь предусматривается внедрение роботов и манипуляторов для исключения ручного труда. При этом одновременно модернизируют морально устаревшее оборудование, производят его перепланировку, которая необходима для стыковки роботов с обслуживающим оборудованием.
2. Создание новых комплексно-автоматизированных цехов с широким применением промышленных роботов. Стыковку роботов с обслуживающим технологическим оборудованием осуществляют на этапе проектирования цеха.
Анализ подлежащих роботизации участков и цехов позволяет сделать вывод, что выпускаемые промышленные роботы малопригодны для использования в металлургии из-за наличия, например, значительных динамических нагрузок, связанных с необходимостью не простого перемещения детали в пространстве, а выполнения дополнительной механической работы. Серийные роботы не приспособлены для работы в агрессивных средах и при высоких температурах.
Важнейшей проблемой становится разработка новых конструкций захватных устройств специально для нужд металлургического производства. Роботы с программным управлением не в состоянии производить “осмысленный” захват металла, так как не учитывают наличие заусенцев, забоин и других изъянов, загрязненность заготовок и установочных мест. Принципиальным также является то, что металлургические процессы протекают при изменяющихся во времени производственных условиях. В таком производстве требуются робототехнические системы, обладающие достаточно развитой адаптацией.
Таким образом, создание и внедрение специальных РК для металлургии – крайне актуальная задача.