Отопительные установки
Развитие отопительной техники определяется общими интеграционными и народнохозяйственными планами каждой страны. В зданиях массового строительства применяют совершенные, гигиенические и надежные отопительные установки, создающие благоприятные условия для труда, быта и отдыха трудящихся.
На развитие отопительной техники оказывает влияние вид применяемого топлива
В течение многих столетий использовалось твердое топливо (дрова, уголь и т.д.) и отопительные установки приспосабливались к его сжиганию. Известны многочисленные конструкции очагов и жаровен, каминов и особенно печей, получивших широкое распространение в России. Отопительные печи для сжигания твердого топлива часто применяют и сейчас.
С открытием новых видов топлива (природный газ, нефть) создаются отопительные установки и тепловые станции для сжигания с нагреванием промежуточной среды, переносящей теплоту в помещения. Происходящее истощение запасов природного топлива ограничивает его использование, в том числе и для отопления. В этих условиях ведутся поиски новых источников тепловой энергии.
Одним из теплоисточников на земле является солнечная энергия.
Малая плотность лучистого потока на поверхности Земли в холодное время года ограничивает использование отопительных установок на территории Р.Ф. В отдельных районах (на Камчатке, Дагестане и др.) для отопления применяют геотермическую энергию (глубинная теплота Земли) в виде горячей воды. Часто геотермическая вода вызывает усиленную коррозию или зарастание теплопроводов, что затрудняет ее непосредственное использование в отопительных установках.
Важным теплоисточником становиться атомная энергия. В нашей стране ведется строительство атомных станций теплоснабжения (АСТ). Сейчас здания и сооружения, расположенные близ атомных электростанций, отапливается водой, нагретой от атомных реакторов.
Для отопления помещений используется также электрическая энергия, в частности в районах расположения крупных гидроэлектростанций. Начинает применяться периодическое электрическое отопление зданий за счет теплоты, аккумулированной в ночное время.
2.Технология эксплуатации и размещения арматуры на стояках
Арматура на стояках предназначена для полного отключения отдельных стояков, если требуется проводить ремонтные и другие работы во время отопительного сезона. Арматуру для тех же целей помещают в начале и конце каждой ветви горизонтальных систем отопления.
Арматуру на стояках малоэтажных (1—3 этажа) зданий устанавливать нецелесообразно. Здесь проще предусматривать возможность отключения арматурой сравнительно небольшой части системы отопления (например, вдоль одного фасада здания). На стояках лестничных клеток арматуру применяют независимо от числа этажей.
В многоэтажных зданиях на стояках систем отопления устанавливают запорные проходные (пробочные) краны и вентили Проходные краны используют при температуре теплоносителя воды до 105 °С и небольшом гидростатическом давлении в системе. В высоких зданиях при гидростатическом давлении, превышающем 0,6 МПа в нижней части стояков, проходные краны заменяют более прочными и надежными в работе вентилями. Вентили также предусматривают на стояках при других теплоносителях — высокотемпературной воде и паре. Предпочтительно применение вентилей с наклонным шпинделем («косых» вентилей), создающих меньшие гидравлические потери давления и шум по сравнению с «прямыми» вентилями.
При водяном отоплении для спуска воды из одного стояка (ветви) и впуска воздуха в него при этом, а также для выпуска воздуха при последующем заполнении водой рядом с запорными кранами (или вентилями) размещают спускные краны (внизу стояков со штуцером для присоединения гибкого шланга) —.
При паровом отоплении иногда (при значительном протяжении систем) на конденсатных трубах удаленных стояков предусматривают установку спускных вентилей для «продувки» системы, т. е. для быстрого удаления воздуха из нее при пуске пара.
Арматура на магистралях необходима для отключения отдельных частей системы отопления. В качестве такой арматуры используют муфтовые проходные краны и вентили, а также фланцевые задвижки на трубах крупного калибра (£>у^50 мм). В пониженных местах на магистралях устанавливают спускные краны, в повышенных местах
7 — запорный край; 2 — стояк; 3 — спускной кран; 4 — Магистраль; В —дренажная линия; 6 — общий запорный вентиль; 7 •— открытый перепускной бачок; 8 — в водосток
Водяных магистралей — воздушные краны или воздухосборники.
Паровые магистрали снабжают гидравлическими затворами (петлями) или конденсатоотводчиками для удаления конденсата, образующегося попутно при движении пара. Их можно отнести к запорной арматуре для пара.
На вертикальных воздушных трубах систем водяного отопления с нижней разводкой (см. рив. 5.19) предусматривают арматуру (проходные краны) в тех случаях, когда предусмотрена установка запорных кранов на самих стояках.
На дренажных трубах для опорожнения отдельных стояков или горизонтальных ветвей (при числе этажей три и более) систем водяного отопления применяют кроме спускных кранов у каждого стояка или ветви общий запорный вентиль перед бачком с разрывом струи для перепуска воды в водосточную сеть (рис. 5.16). Так поступают во избежание утечки воды через неисправные спускные краны стояков (ветвей) при действии системы.
Арматурав тепловом пункте здания предназначена для регулирования и отключения отдельных систем отопления, а также отопительного оборудования.
Рис. 5.16. Схема дренажа стояков систем водяного отопления |
Задвижки размещают на главных подающих н обратных магистралях, до и после (по движению теплоносителя) теплообменников, циркуляционных и смесительных насосов, водоструйных элеваторов, редукционных клапанов, кон - денсатоотводчиков, исполнительных механизмов автоматического регулирования и других аппаратов, а также на обводных линиях.
Если кроме рабочего насоса установлен второй — резервный насос, то после каждого из них кроме задвижек помещают обратные клапаны (см. рис. 6.15). Насос находится в резерве при открытых задвижках, и обратный клапан предотвращает обратное движение воды через него к всасывающему патрубку работающего насоса. Основная запорная арматура дополняется воздушными и спускными кранами в повышенных и пониженных местах.