Результативность профессиональной деятельности
Аналитическая часть
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка. Встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребёнком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
Чтобы решить проблему развития речи учащихся на урокахчтения мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
Основной задачей литературного чтения является формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках русского языка стараюсь развивать у учащихся орфографическую зоркость. В системе заданий представлены упражнения, развивающие фонематический слух, упражнения для ознакомления с понятием «орфограмма» и её опознавательными признаками, словообразовательные упражнения, помогающие усвоить словарное богатство русского языка.
Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку - это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты. На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро находить в них искомое слово, расширяет словарный запас.
Также на уроках русского языка для сохранения и развития познавательной активности отбираю и пробую в своей работе методы и формы, которые активизируют эту деятельность: игровые моменты, схемами, кластерами, работа в группах, парах. При таком подходе дети учатся с большим желанием и интересом.
Основная цель уроков математики – выработать у детей основы математической культуры, включающие в себя как прочные и осознанные вычислительные умения и навыки, так и достаточно высокий уровень логического мышления, пространственного воображения
На уроках веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. В процессе работы упражняю детей в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя: измени вопрос, условие, определи, что можно узнать из условия задачи, поставь дополнительный вопрос.
На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Это побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии.
Компьютерные технологии.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При проведении уроков я использую мультимедийную презентацию, что позволяет реализовать принципы доступности, наглядности. Презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задач.
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, на уроках русского языка формируют орфографическую зоркость. Построение схем, таблиц позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть фильм, прослушать аудиозапись, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочка питания – все можно отразить на слайдах. И проверить знание проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным и, следовательно, запоминающимся.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательный интерес обучающихся.
Игровые технологии.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Твёрдый - мягкий». Для уроков математики - игры на отработку состава числа «Домики», «Собери елочку» и др.
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Практически в каждый урок стараюсь ввести игру или игровой момент. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными, при заполнении дневников наблюдений мы учим детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А результатом этой работы были коллекции, гербарии, поделки, небольшие сообщения. В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Данная деятельность выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста. Обучающимися были выполнены проекты:
· по литературному чтению «Пословицы и поговорки»;
· по математике «Числа в загадках, пословицах, сказках»;
· окружающему миру - « Планеты Солнечной системы», « Древние города России», «Берегите растения!».
Здоровьесберегающие технологии изучаю и активно внедряю в практику своей работы. Так как в условиях современной природной и социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. По данным Минздрава РФ, на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.
В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф. Базарного. Она включает в себя: основу телесной вертикали и телесно – моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или минутный «сон».
Для формирования здорового образа жизни использую другие формы работы:
· беседы, классные часы о здоровье с учащимися;
· беседы о здоровье с родителями;
· дни и недели здоровья;
· спортивные школьные и классные праздники;
· участие в городских спортивных соревнованиях.
На уроках литературного чтения мы обсуждаем прочитанное произведение и делаем выводы о правильном образе жизни и здоровье.
На уроках русского языка во время проведения минуток чистописания используем пословицы, поговорки о здоровье: «Здоровье всего дороже», «Здоровье разум дарит», «Кто долго жует – тот долго живет».
Качество знаний
Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, положительная динамика показателей качества знаний.
Таблица 1
Качество знаний
Учебный год | Успеваемость | Качество образования |
2010 - 2011 | 100% | 47% |
2011 - 2012 | 100% | 47% |
2012 – 2013 | 100% | 50% |
2013 – 2014 | Без отметочное обучение | |
2014 - 2015 | 100% | 60% |
Таблица 2
Результативность профессиональной деятельности
Предмет | Год обучения | ||||
2010 - 2011 | 2011 - 2012 | 2012 - 2013 | 2013 - 2014 | 2014 - 2015 | |
Качество | |||||
Русский язык | 53% | 55% | 55% | 1 класс | 68% |
Математика | 56% | 58% | 58% | 64% | |
Литературное чтение | 64% | 64% | 66% | 96% | |
Окружающий мир | 76% | 78% | 78% | 80% |
Как видно из таблицы, наблюдается положительная динамика роста учебных достижений учащихся.
Достаточно значимое место занимают такие показатели как:
- техника чтения;
- техника письма.
Именно от этих умений в дальнейшем зависит уровень изучения предметов с 5 по 11 классы.
Анализируя работу, я пришла к выводу, что главной причиной низкой успеваемости является низкий уровень техники чтения. Ребёнок с низким уровнем техники чтения часто не запоминает прочитанное, что свидетельствует о недостаточном развитии памяти, особенно оперативной. Поэтому для себя поставила задачу – развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса и обучение беглому и осознанному чтению и письму.
Таблица 3