РЕЧЬ – КУЛЬТУРА БЛАГОЗВУЧИЯ
Современные имиджмейкеры вполне могут считать своим девизом утверждение А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно такую цель должен преследовать создатель нужного, «заданного» имиджа, и именно таким имиджем он должен обладать сам. Но если в работе над лицом и одеждой профессиональный имиджмейкер может вполне опереться на достижения стилистов, визажистов, косметологов, модельеров, то в работе над душой и мыслью опоры не столь очевидны и не так легко достижимы. Без самостоятельного и целенаправленного обучения достичь красоты мысли и слова невозможно. «Необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры, необходимо изучить до тонкости все движения души, которыми природа наделила род человеческий, нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами, ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, и благовоспитанность», – считал Цицерон, говоря о требованиях, предъявляемых к ораторам (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 81.). По одному перечню необходимых знаний и навыков становится ясно, что очарование словом – это результат длительной, серьезной и основательной подготовки, что только «труд, работа, обучение и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на головы тем, которые его любят» (Платон. Федр).
Необходимость специально обучать овладению мастерством Звучащего Слова была осознана в античной Греции. В V в. до н.э. возникают первые риторические школы, разрабатываются оригинальные программы по ораторскому искусству, социальной ценностью становится Культ Слова. Желание людей овладеть речевым искусством было так велико и так массово, что именно учителя риторики оказались самыми востребованными и поэтому наиболее состоятельными людьми. Объяснение этого феноменального успеха речевого образования следует искать в универсальном значении Речи и Слова в жизни людей. Речь – это не только средство передачи информации и основа коммуникативного контакта. Речь – это всегда оценка человека, его основная и наиболее объективная характеристика. С помощью речевого воздействия можно управлять энергетическим ресурсом человека, существенно корректировать его личностные параметры, изменять ценностные установки. Только речь способна скрывать визуальное несовершенство, делая его незаметным и незначимым. И только речь способна наиболее ярко и отчетливо высветить внутреннее убожество, как бы искусно оно ни было завуалировано эффектным внешним фасадом.
Система современного риторического образования, опираясь на достижения классической риторики, основную свою задачу видит в том, чтобы разработать предельно доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и результативно звучащего слова. К их числу относятся:
1. 1. Технологии, формирующие культуру благозвучия
2. 2. Технологии, используемые при создании конкретного речевого произведения.
3. 3. Технологии, регулирующие речевое поведение в процессе общения.
Аристотель отмечал, что из трех элементов речевого взаимодействия: самого оратора, предмета речи и слушателя, главным в процессе общения является именно слушатель, его реакция и оценка речевой коммуникации. Современные исследования в области психологии риторики подтверждают это положение Аристотеля данными психологии восприятия. До 80% получаемой информации адресат речи воспринимает подсознательно. Чтобы сформировать нужный имидж, оратору особенно важны первые минуты коммуникативного контакта. В это время реакция адресата на речевую ситуацию и ее участников носит преимущественно эмоционально-оценочный характер. Это значит, что в сферу действия такой оценки в первую очередь попадает звуковое оформление передаваемой информации и невербальное поведение оратора. Поэтому «выиграть» на этом этапе речевого состязания оратор может, только освоив культуру благозвучия и владея навыками эффектного «вхождения» в речь. Само сочетание «благо и звучание» отражает тот эффект, который должен возникнуть при звуковом оформлении речи. С точки зрения слушателя – это комфортное, располагающее, воспринимаемое с удовольствием и наслаждением, звучащее слово оратора. Такой эффект возникает при одновременном сочетании правильного речевого дыхания, свободного от мышечного напряжения звучания голоса, равномерной работы голосовых резонаторов, правильной и чёткой артикуляции звуков, соблюдении интонационно-мелодического рисунка произносимой речи. Технологии, целенаправленно формирующие культуру благозвучия, предоставлены в особом разделе риторики – технике речи.
Звучный, гибкий, красивый голос – это, прежде всего правильная организация речевого дыхания. Звуки речи образуются при выдохе, поэтому основное упражнение для тренировки речевого дыхания следующее: короткий вдох, затем пауза для укрепления брюшного пресса и длительный выдох через рот в соотношении времени вдоха и выдоха 1:15–20.
Начинать работу над голосом нужно с того, чтобы создать условия для свободного звучания. Для этого необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки. Произнесите звук «М» сзакрытым ртом и тихо стоните на выдохе. Укрепив звук «М», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки У-О-А-Э-Ы-И: Мммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И-мммм. Дополните это упражнение другими, обращаясь к литературе по технике речи.
Чёткое произношение звуков зависит от степени тренированности наиболее активных речевых органов – губ и языка. Поэтому отработка дикции, соответствующей фонетической норме русского языка, должна начинаться с артикуляционной гимнастики и дикционного тренинга. Наряду со специальными упражнениями для повседневной тренировки речевого аппарата можно использовать сочетание «улыбки и поцелуя», адресованных себе лично. Включение этого приятного упражнения в комплекс утренней разминки обеспечит хорошее настроение в начале рабочего дня.
Особая роль в создании благозвучия принадлежит интонации. Современные исследователи отмечают, что более 38% передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонационная окраска речи. Интонация передаёт эмоциональное распределение голосовых и речевых средств в коммуникативном контакте, создавая особый мелодический рисунок звучащего слова. Если при прочтении написанного текста, выбор необходимой интонации в первую очередь подсказывают знаки препинания, то при устном общении интонационно-мелодический рисунок речи зависит от эмоционально-психического состояния говорящего и его отношения к предмету речи. Если оратор находится в состоянии эмоционального напряжения (возбуждение, излишнее волнение, страх, депрессия, усталость), то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей возникнут аналогичные, но нежелательные для них ощущения. Чтобы избежать таких последствий, современная риторика рекомендует оратору перед началом публичного выступления проводить психофизиологическую самоподготовку. Опережая возможное мышечное напряжение, полезно сделать следующее упражнение: поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Сожмутся кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4–5 сек., после чего мысленно скомандуйте себе «сброс»и моментально сбросьте с мышц всё напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслабленной мускулатуры.
После этого постарайтесь мысленно проанализировать предстоящую речевую ситуацию. Сознательно сосредоточьтесь на излагаемой проблеме, теме, вопросе как на главной цели и задаче своего выступления, т.е. переключите внимание со своего состояния на тему предстоящего общения.
Специальными упражнениями для выработки навыков выразительного интонирования являются следующие тексты:
Льюис Кэрролл. Бармаглот.
Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкали зелюки, как мюмзики в мове. И бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик, а в глуще рымит исполин – злопастный Брандашмыг! Но взял он меч, и взял он щит, высоких полон дум. В глущобу путь его лежит, под дерево Тумтум. Он встал под дерево, и вдруг граахнул гром – летит ужасный Бармаглот и пылкает огнём! Раз-два, раз-два! Горит трава! Взы-взы – стрижает меч. Ува! Ува! И голова барабардает с плеч. О, светозарный мальчик мой! Ты победил в 6ою! О, храброславленный герой, хвалу тебе пою! Варкалосъ. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкали зелюки, как мамзюки в мове.
Л. Петрушевская. Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. И Калуша волит: Оее, оее! Бутявка-то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!!