Патентная проработка технологий, технических средств для рубок главного пользования
Основная цель проведения патентных исследований состоит м том, что бы правильно ориентироваться в многочисленном потоке патентной документации, ознакомиться со структурой патентных фондов наиболее развитых стран, научиться анализировать и определять уровни достижений в лесном хозяйстве. При этом решаются следующие задачи:
- обучение патентному поиску на основе патентных бюллетеней и описаний к авторским свидетельствам и патентам;
- ознакомление с новейшими разработками в лесном хозяйстве;
- выполнение реальных дипломных проектов.
Патентное исследование – это поиск, отбор и анализ патентной документации. Под отраслевым патентным фондом понимают совокупность всех патентных фондов предприятий и организаций отрасли. Отраслевые фонды создаются в головных научно-исследовательских проектно-конструкторских организациях, на промышленных объединениях и в некоторых вузах. Перечень таких организаций утверждается отраслевым министерством или ведомством.
Территориальные патентные фонды созданы в межотраслевых территориальных органах научно-технической информации. В РБ такой фонд имеется в библиотеке Белорусского научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана РБ – БелНИИНТИ. Основное назначение территориальных патентных фондов заключается в обеспечении патентной документацией предприятий и организаций данного экономического района.
В настоящее время на лесосечных работах широко применяются многооперационные машины – харвестер и форвардер. Наиболее полно информация о данных механизмах изложена в монографии А.С. Федоренчика и А.В. Ледницкого [16].
Харвестер является самоходной машиной, обеспечивающей срезание деревьев, обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов на сортименты. Харвестер состоит из базы, на которой монтируется технологическое оборудование.
В качестве базы в целях их удешевления или создания машим двойного назначения могут использоваться гусеничные или колесные тракторы общего назначения, а также специализированные функциональные шасси с энергетической установкой. По типу шасси выделяют: гусеничные, колесные, шагающие и комбинированные. Два последних типа являются самыми дорогими и наносят минимальный вред лесосеке, оставляя дискретную колею.
По виду трансмиссии выделяю: харвестеры, имеющие механическую, электрогидравлическую и гидростатическую трансмиссии. Новые модели имеют гидростатическую трансмиссию, работа которой, как и технологического оборудования, оптимизируется бортовым компьютером.
По технологическим признакам работы их подразделяют на узкозахватные и широкозахватные, которые, в свою очередь, могут быть фронтального, флангового и кругового действия. Недостатком узкозахватных харвестеров является необходимость их подъезда для срезания к каждому дереву, что негативно влияет на лесную природу. По этой причине отдается предпочтение широкозахватным харвестерам кругового действия, которые, разрабатывая полосы шириной до 20–25 м, помимо подсортировки выпиленных сортиментов, могут формировать кучи лесосечных отходов на границе трелевочного волока слева или слева и справа по ходу своего движения.
Конструктивной особенностью грейферных харвестеров, доминирующих в мире, является комбинированный валочно-сучкорезно-раскряжевочный модуль, монтируемый на рукоять манипулятора вылетом 4–12 м. По типу срезающего и раскряжевочного устройств выделяют харвестеры с консольной цепной пилой, ножами силового действия и дисковой пилой. Последняя применяется у двухмодульных харвестеров в процессорном агрегате, расположенном на базовом шасси для раскряжевки крупных хлыстов.
По конструкции захватно-срезающей головки выделяют харвестеры с набором от 3 до 5 клиновидных ножей силового резания, изогнутых по дуге и наилучшим образом копирующих профиль ствола. Ножи выполняются как с односторонней, так и с двумя режущими кромками.
По месту установки захватно-срезающего устройства выделяют харвестеры с его креплением на рукояти манипулятора, стреле и на раме или трехточечной навеске базовой машины. Наиболее широко применяются харвестеры, оснащенные манипулятором.
Все харвестеры могут классифицироваться по массе, наличию средств и степени автоматизации, контроля и управления работой как отдельных систем, так и машин в целом. Сегодня в мире производят харвестеры около 30 фирм. Ведущими из них являются John Deere, Ponsse, Gremo, Valmet и др. Широко известные харвестерные головки, выпускаемые фирмами KESLA, Foresteri, FARMI, Maskiner. Технические характеристики харвестеров отечественного производства представлены в таблице 2.25.
Таблица 2.25 – Технические характеристики харвестеров
Марка машины | Мощность двигателя, кВт | Масса эксплу-тацион-ная, кг | Трансмиссия | Макси-мальный диаметр обрабаты-ваемого дерева, м | Гидроманипулятор | |
Грузовой момент, кН·м | Макси-мальный вылет, м | |||||
МЛХ-434 | Гидромеханическая | 0,63 | 10,10 | |||
МЛХ-424 | Механическая | 0,60 | 8,80 | |||
Амкадор-2535 | Гидромеханическая | 0,35 | 7,00 | |||
Амкадор-2545 | Гидромеханическая | 0,45 | 7,00 | |||
Амкадор-2551 | Гидромеханическая | 0,67 | 9,50 |
При изготовлении отечественных харвестеров, как и в большинстве стран мира, широко применяются узлы и агрегаты зарубежных фирм. Например Амкадор-2551 имеет харвестерную головку Kesla Foresteri 25 RH и манипулятор Foresteri 1395 H (Финляндия), гидрообъемную трансмиссию на основе комплекта насоса-мотора Danfoss (Дания).
В настоящее время наиболее распространенными видами техники, применяемые на заготовке и транспортировке круглых лесоматериалов, являются колесные погрузочно-транспортные машины – форвардеры. Гамма машин, выпускаемых отечественными производителями, включает в себя следующие марки форвардеров (таблица 4.2), которые с небольшими изменениями конструкции могут использоваться на сборе, транспортировке и складировании древесного сырья. Изменение предполагает модернизацию коников для крепления на них вставок, металлических щитов сетчатого типа и других устройств, предотвращающих потери лесосечных отходов в процессе их транспортировки к местам измельчения и расширяющих грузовое пространство форвардеров, увеличивая их рейсовую нагрузку, а следовательно, и сменную производитель- ность на технологических операциях.
Таблица 2.26 – Технические характеристики форвардеров
Марка машины | Мощность двигателя, кВт | Масса экспл., кг | Грузоподъем-ность, кг | Гидроманипулятор | |
марка | характеристика | ||||
МЛ-131 | LIV 8.90; СФ–65Л; М75 | Момент 80 кНм; макс. Вылет 8,2–9 м | |||
МЛПТ-364 | LOGLIFT 71FT; LIV 8.90 | Момент 80 кНм; макс. Вылет 9 м | |||
МЛПТ-354М | LIV 5.76; LV–203A | Момент 90 кНм; макс. Вылет 7,5 м | |||
Амкодор-2661 | LIV 8.90 | Момент 80 кНм; макс. Вылет 8,2 м |
Также для выполнения погрузочно-транспортных работ используются тележки для сортиментов, агрегатируемые с тракторами МТЗ [16].