Патентная проработка технологий, технических средств для рубок главного пользования

Основная цель проведения патентных исследований состоит м том, что бы правильно ориентироваться в многочисленном потоке патентной документации, ознакомиться со структурой патентных фондов наиболее развитых стран, научиться анализировать и определять уровни достижений в лесном хозяйстве. При этом решаются следующие задачи:

- обучение патентному поиску на основе патентных бюллетеней и описаний к авторским свидетельствам и патентам;

- ознакомление с новейшими разработками в лесном хозяйстве;

- выполнение реальных дипломных проектов.

Патентное исследование – это поиск, отбор и анализ патентной документации. Под отраслевым патентным фондом понимают совокупность всех патентных фондов предприятий и организаций отрасли. Отраслевые фонды создаются в головных научно-исследовательских проектно-конструкторских организациях, на промышленных объединениях и в некоторых вузах. Перечень таких организаций утверждается отраслевым министерством или ведомством.

Территориальные патентные фонды созданы в межотраслевых территориальных органах научно-технической информации. В РБ такой фонд имеется в библиотеке Белорусского научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана РБ – БелНИИНТИ. Основное назначение территориальных патентных фондов заключается в обеспечении патентной документацией предприятий и организаций данного экономического района.

В настоящее время на лесосечных работах широко применяются многооперационные машины – харвестер и форвардер. Наиболее полно информация о данных механизмах изложена в монографии А.С. Федоренчика и А.В. Ледницкого [16].

Харвестер является самоходной машиной, обеспечивающей срезание деревьев, обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов на сортименты. Харвестер состоит из базы, на которой монтируется технологическое оборудование.

В качестве базы в целях их удешевления или создания машим двойного назначения могут использоваться гусеничные или колесные тракторы общего назначения, а также специализированные функциональные шасси с энергетической установкой. По типу шасси выделяют: гусеничные, колесные, шагающие и комбинированные. Два последних типа являются самыми дорогими и наносят минимальный вред лесосеке, оставляя дискретную колею.

По виду трансмиссии выделяю: харвестеры, имеющие механическую, электрогидравлическую и гидростатическую трансмиссии. Новые модели имеют гидростатическую трансмиссию, работа которой, как и технологического оборудования, оптимизируется бортовым компьютером.

По технологическим признакам работы их подразделяют на узкозахватные и широкозахватные, которые, в свою очередь, могут быть фронтального, флангового и кругового действия. Недостатком узкозахватных харвестеров является необходимость их подъезда для срезания к каждому дереву, что негативно влияет на лесную природу. По этой причине отдается предпочтение широкозахватным харвестерам кругового действия, которые, разрабатывая полосы шириной до 20­–25 м, помимо подсортировки выпиленных сортиментов, могут формировать кучи лесосечных отходов на границе трелевочного волока слева или слева и справа по ходу своего движения.

Конструктивной особенностью грейферных харвестеров, доминирующих в мире, является комбинированный валочно-сучкорезно-раскряжевочный модуль, монтируемый на рукоять манипулятора вылетом 4–12 м. По типу срезающего и раскряжевочного устройств выделяют харвестеры с консольной цепной пилой, ножами силового действия и дисковой пилой. Последняя применяется у двухмодульных харвестеров в процессорном агрегате, расположенном на базовом шасси для раскряжевки крупных хлыстов.

По конструкции захватно-срезающей головки выделяют харвестеры с набором от 3 до 5 клиновидных ножей силового резания, изогнутых по дуге и наилучшим образом копирующих профиль ствола. Ножи выполняются как с односторонней, так и с двумя режущими кромками.

По месту установки захватно-срезающего устройства выделяют харвестеры с его креплением на рукояти манипулятора, стреле и на раме или трехточечной навеске базовой машины. Наиболее широко применяются харвестеры, оснащенные манипулятором.

Все харвестеры могут классифицироваться по массе, наличию средств и степени автоматизации, контроля и управления работой как отдельных систем, так и машин в целом. Сегодня в мире производят харвестеры около 30 фирм. Ведущими из них являются John Deere, Ponsse, Gremo, Valmet и др. Широко известные харвестерные головки, выпускаемые фирмами KESLA, Foresteri, FARMI, Maskiner. Технические характеристики харвестеров отечественного производства представлены в таблице 2.25.

Таблица 2.25 – Технические характеристики харвестеров

Марка машины Мощность двигателя, кВт Масса эксплу-тацион-ная, кг Трансмиссия Макси-мальный диаметр обрабаты-ваемого дерева, м Гидроманипулятор
Грузовой момент, кН·м Макси-мальный вылет, м
МЛХ-434 Гидромеханическая 0,63 10,10
МЛХ-424 Механическая 0,60 8,80
Амкадор-2535 Гидромеханическая 0,35 7,00
Амкадор-2545 Гидромеханическая 0,45 7,00
Амкадор-2551 Гидромеханическая 0,67 9,50

При изготовлении отечественных харвестеров, как и в большинстве стран мира, широко применяются узлы и агрегаты зарубежных фирм. Например Амкадор-2551 имеет харвестерную головку Kesla Foresteri 25 RH и манипулятор Foresteri 1395 H (Финляндия), гидрообъемную трансмиссию на основе комплекта насоса-мотора Danfoss (Дания).

В настоящее время наиболее распространенными видами техники, применяемые на заготовке и транспортировке круглых лесоматериалов, являются колесные погрузочно-транспортные машины – форвардеры. Гамма машин, выпускаемых отечественными производителями, включает в себя следующие марки форвардеров (таблица 4.2), которые с небольшими изменениями конструкции могут использоваться на сборе, транспортировке и складировании древесного сырья. Изменение предполагает модернизацию коников для крепления на них вставок, металлических щитов сетчатого типа и других устройств, предотвращающих потери лесосечных отходов в процессе их транспортировки к местам измельчения и расширяющих грузовое пространство форвардеров, увеличивая их рейсовую нагрузку, а следовательно, и сменную производитель- ность на технологических операциях.

Таблица 2.26 – Технические характеристики форвардеров

Марка машины Мощность двигателя, кВт Масса экспл., кг Грузоподъем-ность, кг Гидроманипулятор
марка характеристика
МЛ-131 LIV 8.90; СФ–65Л; М75 Момент 80 кНм; макс. Вылет 8,2–9 м
МЛПТ-364 LOGLIFT 71FT; LIV 8.90 Момент 80 кНм; макс. Вылет 9 м
МЛПТ-354М LIV 5.76; LV–203A Момент 90 кНм; макс. Вылет 7,5 м
Амкодор-2661 LIV 8.90 Момент 80 кНм; макс. Вылет 8,2 м

Также для выполнения погрузочно-транспортных работ используются тележки для сортиментов, агрегатируемые с тракторами МТЗ [16].

Наши рекомендации