Акмеологические технологии в системе науки и практики
Любая наука и отрасль практики использует в научных и практических целях аппараты: концептуальный и инструментальный. Первый включает принципы, понятия, терминологию, систему категорий, теорий, законов и закономерностей. Второй состоит из методов, методик и технологий, направленных на решение научных и практических задач.
Технологический уровень позволяет удовлетворить общественно обусловленный заказ социальной практики в широком социальном диапазоне.
При анализе научных работ, посвященных проблеме психологических технологий, выявлена низкая презентативность технологического уровня решения насущных социальных проблем, что обусловлено отсутствием экспериментальной базы и эмпирических данных.
В научной литературе феномен технологии как предмет анализа находится в прямой зависимости от конкретных исследовательских целей, определяющих типы и виды технологий.
Современным технологиям отводится роль глобального фактора, основной двигательной силы развития общества, созидающей новую цивилизацию. Анализируя общественные явления, отечественные и зарубежные исследователи используют «социальные», «информационные», «педагогические» технологии, «психотехнологии», технологии «управления», «прогнозирования», появляются «технологии популизма», «технологии успеха», «технологии карьеры» и др.
Применяемые технологии призваны удовлетворить потребности общества в рационализации управления, использовании инновационных методов, в выборе наиболее точных алгоритмов достижения результатов. Сегодня активно развиваются социальные технологии и психотехнологии.
Акмеологический подход к анализу феномена «технология» позволяет выделить в современной практике и проанализировать сущность четырех основных форм его проявления:
Ø производственная,
Ø как наука,
Ø как сторона общественных отношений,
Ø как способ человеческой деятельности.
Для акмеологии правомерна постановка вопроса об исследовании технологии как способа, вида, момента человеческой деятельности. Исследуя сущность и структуру человеческой деятельности, акмеология использует духовно-практическое и практическое акмеологическое знание. Сам уровень познания является одной из сторон организации человеческой деятельности и определяет степень ее интеллектуализации. Уровень достигнутого обществом знания объектов, процессов их формирования, механизма действия общественных законов свидетельствует о необходимости научного обоснования каждой практической операции, каждого этапа, формы, средства и метода трудовой деятельности людей. Для того чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо ее расчленение на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Переход к практической разработке конкретных видов технологий, включающих механизмы и технологические приемы субъект-объектных взаимовоздействий возможен благодаря психологической теории деятельности.
С позиций акмеологии, технология как вид деятельности обладает относительной самостоятельностью во всех общественных сферах, где решаются задачи оптимизации какого-либо процесса (образования, воспитания).
Технология как существенный момент человеческой деятельности соответствует понятию «творчество». Творческое в деятельности обеспечивает и новизну результата, техническое же отвечает за объективный и эффективный способ такого развития и достижения определенного результата.
Исследуя феномен психотехнологии, акмеологическая наука принимает ее за единицу анализа профессиональной деятельности. Психотехнология понимается как целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации совокупность и последовательность действий.
Овладение психологическими технологиями позволяет последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях рыночных отношений.
Психофизиологические технологии попали также в разряд социальных технологий, несмотря на то, что их предназначение – изменять параметры процесса, происходящего в организме человека. В результате освоения психофизиологических технологий предполагается, что индивид способен: адекватно реагировать на изменение определенных личных качеств, защищать себя от накопления отрицательных эмоций, эффективно использовать внутренние психофизиологические ресурсы, мотивировать себя на достижение цели, реализовать свой взгляд на будущее. Предполагается, что с помощью психофизиологических технологий возможно изменение внутреннего психофизиологического состояния личности, оценка ее реальной значимости, измерение внутреннего мира индивидуума.
Психологические и психофизиологические технологии, направленные на изменение психических явлений, вполне правомерно представить самостоятельными видами технологий.
Гуманитарные технологии относят к акмеологической научной категории по следующим основаниям:
– целевая направленность и предназначение гуманитарных технологий отражает общественные, личностные, деятельностные проблемы и характеризует способ их решения в виде определенного набора процедур и операций.
– применение гуманитарных технологий предполагает создание условий для всестороннего проявления и воспроизводства сущностных сил госслужащего как субъекта профессиональной деятельности.
– организация жизнедеятельности госслужащего с помощью различных видов гуманитарных технологий обеспечивает всестороннюю самореализацию личности на уровне жизненного и профессионального акме.
Таким образом, акмеологический анализ феномена технологии позволяет вычленить те ее сущностные характеристики, которые правомерно использовать при разработке гуманитарных технологий, применяемых в профессиональной деятельности госслужащих:
ü Во-первых, гуманитарные технологии можно изучать (применять) как процесс; как науку (образование), как сторону общественных отношений, как способ (вид, момент) деятельности.
ü Во-вторых, гуманитарные технологии можно рассматривать как средство не только практического, но и творческого достижения поставленных целей.
ü В-третьих, творческое в гуманитарных технологиях будет выражать этимологию технологии: искусство и мастерство.
ü В-четвертых, определенный момент, способ, прием гуманитарной технологии может иметь содержание и форму конкретной техники. Техника может применяться как сила воздействия, как манера, как контроль (ситуации, поступков, состояний).
ü В-пятых, применяемое в гуманитарных технологиях акмеологическое знание должно быть технологизировано по определенным критериям, соотносимым с его сущностными проекциями.
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей госслужащих. Они включают целый комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, такие технологии приобретают акмеологическую основу и способны наиболее полно раскрыть синтезирующую духовность личности.
Так, психологический (эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологический (функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинский (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция) аспекты акмеологических технологий позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности госслужащих.
Объектом технологизации становятся личностные зоны развития госслужащих, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления. В этих пределах пролегает путь самосовершенствования госслужащего: профессионализируется самосознание, определяются, дифференцируются самопознание и саморазвитие, актуализируется цель самоопределения, формируются способы самоорганизации.
Структура акмеологических технологий представлена матрицей, включающей подробное описание моментов, общих для их разработки: цель и задачи технологии; методологическую основу; принципы разработки; условия технологического процесса; анализ конкретной ситуации; характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия; этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели; способы прогнозирования результатов; внедрение.
В основу типологизации акмеологических технологий положена стратегия и логика реализации личностных и профессиональных способностей госслужащих как субъектов деятельности с опорой на выявленные акмеологические закономерности.
Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании госслужащих востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное и профессиональное «Я».
Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, госслужащий становится способным самостоятельно влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации.
Овладение акмеологическими технологиями актуализирует самоценность человеческой жизни, способствует наиболее полному раскрытию физической, социальной и духовной сущности каждого индивида. Акмеологические технологии самопознания, саморазвития и самореализации, посредством которых госслужащий развивается как субъект профессиональной деятельности, составляют технологическую основу его «Я-концепции».
Для успешного освоения госслужащими акмеологической технологии наука и практика должны знать акмеологические закономерности, способы определения процедур и специальные методы изучения психофизиологических, психологических, социальных качеств и способностей госслужащих; пути адаптации, прогнозирования, диагностики потенциальных возможностей, сформировавшихся способностей, технологических умений и навыков. Прогнозирование результатов профессиональной деятельности госслужащего можно строить только тогда, когда есть явно выраженное подтверждение связи между личностными качествами, специальными знаниями и показателями реализации способностей, закрепленными технологическими навыками и умениями конструирования деятельности.
Эффективность гуманитарно-технологического развития измеряется на общественном, личностном и деятельностном уровнях. Это предполагает разграничение понятий «профессионализм личности» и «профессионализм деятельности». В первом случае мы имеем дело с профессиональным ресурсом личности (знаниями, умениями, навыками, способностями, качествами). Под профессионализмом деятельности понимается использование субъектом средств и способов деятельности. Здесь профессионализм проявляется в качественных характеристиках процесса деятельности, определяющих эффективность применяемых техник и технологий.
Дополнительным основанием для разделения понятия профессионализма на личностный и деятельностный являются притязания госслужащего и достижение им определенной степени удовлетворенности профессиональным самоопределением. Профессионализм деятельности характеризуют сознательное стремление и мотивация госслужащего к постоянному самосовершенствованию и самореализации.
Для обобщенной оценки профессионализма госслужащих и продуктивности их деятельности используются интегральные критерии оптимальности гуманитарно-технологического развития: социальной успешности, конкурентоспособности госслужащего, владения акмеологическими технологиями.
Конкурентоспособный госслужащий – это лидер, у которого хорошо развиты адаптационные и технологические способности.
Детерминантами конкурентоспособности являются интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные преимущества и составляющие здоровья госслужащего.
Акмеологические закономерности, условия, факторы и детерминанты гуманитарно-технологического развития позволяют разработать специальную систему оценивания, коррекции, моделирования и развития профессионального акме госслужащего – акметектонику. Применение гуманитарных технологий лучше характеризует продуктивность профессиональной деятельности госслужащих, тогда как акметектоника – рассматривает внутреннее движение госслужащего к профессиональному «акме».
Акметектоника – это внутриличностное движение к оптимуму, которое позволяет субъекту на основе самопознания и саморазвития определить свою «точку опоры» – источник, движущую силу развития.
Итак, акмеологические технологии представляют собой средство практического и творческого достижения поставленных целей на уровне «искусства», «мастерства». Целевая направленность акмеологических технологий отражает общественные, личностные, деятельностные проблемы, характеризует способ их решения в виде определенного набора процедур и операций. Применение акмеологических технологий создает условия для всестороннего проявления и воспроизводства сущностных сил госслужащего как субъекта профессиональной деятельности. Организация жизнедеятельности госслужащего с помощью акмеологических технологий обеспечивает всестороннюю самореализацию личности на уровне жизненного и профессионального акме. Приобретая с помощью акмеологических технологий осознанную активную роль, госслужащий становится способным самостоятельно влиять на внешние условия социокультурной среды, жизненные и профессиональные цели, систему ожиданий и прогнозов относительно будущего, оценивать их достижения и тем самым влиять на собственную стратегию развития и самореализации.