Тема: «Закономерности и средства композиции в промышленном дизайне

· Закономерности и средства композиции

· Масштабность

· Основы и развитие дизайна

· Соответствие окружающей среде

· Тектоничность

· Техническая эстетика

· Факторы в промышленности

Художественное конструирование как творческий процесс, как особый вид проектной деятельности по созданию предметной среды, окружающей человека, представляет собой комплексное решение задач утилитарно-функциональных, конструктивно-технологических, экономических и эстетических. Эти вопросы взаимосвязаны и взаимообусловлены, прямо или косвенно влияют друг на друга, на форму предмета.

Роль и значение каждого из этих факторов, их влияние на формообразование, взаимозависимость, учет их в процессе художественного конструирования, сами принципы метода художественного конструирования были рассмотрены в предыдущей части.

Такое выделение этих вопросов из общего единого процесса, их самостоятельный разбор вполне правомерен, так как это позволяет более полно и всесторонне их рассмотреть, заострить внимание на важной, сложной и пока еще мало разработанной стороне творческой деятельности художника-конструктора.

Композиция (от лат. compositio) — сочинение, построение, структура. Понятие «композиция» употребляется в двух случаях: для обозначения самого творческого процесса по созданию произведения и для обозначения результата этой творческой деятельности, самого произведения, обладающего определенными художественными качествами. Поэтому не всякое построение, не всякая структура являются композицией, а лишь такие, которые построены «по законам красоты».

В каждом виде художественного творчества композиция имеет свои особенности, связанные с его задачами и содержанием, со специфическими для каждого вида материальными средствами и формами воплощения содержания. Однако композиция имеет и много общего, свойственного вообще художественному творчеству. Очень схож по принципам, по методике и сам творческий процесс. И там и здесь решение художественно композиционных вопросов тесно связано с целым рядом факторов: утилитарно функциональных, конструктивно-технологических, экономических, социальных.

Необходимо подчеркивать общность композиционных принципов и закономерностей дизайна и архитектуры еще и потому, что произведения дизайна являются неотъемлемой частью архитектурной среды.

Качественную сторону композиции как результата определенного творческого процесса по художественной организации форм промышленных изделий и их совокупности, т. е. предметной среды, характеризуют следующие категории: единство формы и содержания, образность; целостность, композиционное единство; пропорциональность; тектоничность; масштабность; соответствие окружающей среды.

Эти понятия отражают различные стороны проявления гармонии как категории прекрасного, различные стороны взаимосвязи художественного произведения как целостной системы. Гармония, или гармоничность (от греч. harmonia), — связь, стройность, согласованность отдельных сторон предметов и явлений, специфическое единство в многообразии. В искусстве — органическая взаимосвязь всех компонентов художественного произведения.

Поэтому художественно организованная или гармоническая форма произведения промышленного искусства — это такая форма, в которой достигнута всесторонняя гармония; внешнего и внутреннего, частей и целого, с человеком, с материальной основой, со средой. Художественная ценность произведения характеризуется их совокупностью, их единством.

В соответствующих главах все эти важнейшие «понятия-качества» композиции будут рассмотрены и объяснены, будут показаны средства, с помощью которых достигается то или иное качество композиции, сформулированы определенные принципы и раскрыты определенные закономерности в композиционном построении вещи и их совокупности, показаны объективный характер этих закономерностей, их общность с другими областями творческой деятельности, их связь с закономерностями природы.

Прежде чем перейти к конкретному изложению материала, необходимо определить, что же собой представляют композиционные закономерности, какова их природа, каковы их роль и значение в творческом процессе художника-конструктора.

Художественное конструирование, как и всякое художественное творчество, имеет два начала: интуитивно-эмоциональное и логически-научное. Первое тесно связано с личностью автора, его вкусами, ощущениями и видением мира, склонностями, привязанностями и т. д. Все это всегда и бесспорно накладывает свой особый, неповторимый, индивидуальный отпечаток как на творческий процесс, так и на его результат — на произведение.

Но не только интуиция, не только эмоция, не только чувство должны руководить творческим процессом художника. Направлять его, корректировать должны знания, знания объективных принципов и закономерностей формообразования, закономерностей композиции. Если бы этого не было, то и сам творческий процесс был бы неуправляем, невозможно было бы и оценить художественное произведение, так как не было бы объективных, не зависящих от личности, как автора, так и оценивающего, критериев оценки. Знания этих закономерностей отнюдь не умаляют, не ограничивают самого творчества, а, наоборот, делают его более целенаправленным, избавляют художника от излишних блужданий, случайных ошибок, делают творчество более осознанным, более свободным.

Человек, создавая так называемую, «вторую природу» — окружающий его мир вещей, необходимых, ему в процессе жизнедеятельности, может делать это только по законам природы, т. е. они не могут быть ни отменены, ни установлены по желанию людей.

Это полностью относится и к художественной деятельности человека, так как искусство есть также форма, — правда, особая форма отражения действительности, отражения в художественных образах. Поэтому закономерности построения художественного произведения или закономерности композиции складываются в процессе эстетического познания действительности и являются отражением объективных закономерностей реального мира, действительности, природы.

Масштабность

Масштаб или масштабный строй вещи определяется ее функциональным назначением, положением предмета в конкретной окружающей среде, его ролью (главной или второстепенной) в общем композиционном замысле, тем эмоциональным воздействием, которое желательно получить от предмета, внутренним содержанием вещи, материалом и конструкцией.

Это понятие масштаба, относящееся к характеристике формы предмета, следует отличить от понятия «масштаб», употребляемого применительно к чертежу или макету, где он означает, как обычно, степень крупности изображения, степень уменьшения или увеличения истинных (натуральных) размеров предмета при изображении его на чертеже или макете.

В зависимости от этих требований масштабный строй тех или иных предметов может изменяться; он может быть монументальным, крупным, мелким, камерным, но изменяться в известных границах. За пределами этих границ привычности и целесообразности и наступает то явление, которое называется немасштабностью, когда композиционный строй вещи, характер ее форм и членений, ее деталировка перестают соответствовать физическому размеру вещи, функциональному назначению, окружающей среде, материалу и другим требованиям.

Например, сильно удлиненная форма жилой комнаты с отношением сторон в плане 1:4 для маленького размера жилого помещения (площадью до 8 м2) является немасштабной, в то время как для коридора или большого зала эта форма масштабна; или полукруглая, циркульная форма арки немасштабна для моста большого пролета (50—100 м) и масштабна для водосточной дорожной трубы.

Немасштабными могут быть как предметы целиком, так и отдельные их части и детали. В небольшого размера напольном станке совершенно немасштабно решена станина (нижняя часть со столом), точно так же немасштабен кузов в грузовой машине-самосвале.

Наши рекомендации