Понятие «условный легковой автомобиль парка»
Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размер и тип станции технического обслуживания автомобилей (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания проектируемой станций, а также число заездов на станцию технического обслуживания автомобилей.
При определении обслуживаемого станцией парка автомобилей необходимо учитывать следующие особенности:
1) Входящий поток требований (автомобиле-заездов) на станцию характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на величину трудовых затрат, как известно , влияет «возраст» автомобиля, который имеет значительный разброс.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что поток требований (заездов автомобилей) можно подразделить на четыре группы.
1-я группа включает работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка приборов систем электрооборудования и питания и др.). Средняя удельная (на один автомобиле-заезд) трудоемкость заезда по данной группе – не более 2 чел.–час, а их доля в структуре заездов около 60%.
2-ю группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ |
3-ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел. – час (мелкие и средние кузовные работы, покраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.). Эти работы в общем потоке заездов составляют около 13%.
4-я группа – это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы. Средняя удельная трудоемкость более 8 чел. – час, а их доля 7% от общего числа заездов.
На станции технического обслуживания автомобилей поток заездов включает в себя различные виды работ.
2) Легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т.е. они, как правило, не закреплены за определенными станциями, и заезды их на станции носят случайный характер.
3) Часть владельцев автомобилей выполняет ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобиле, которым необходимы ТО и ТР, заезжают на станцию, а только часть из них.
С учетом приведенных выше особенностей технологический расчет принято выполнять для парки условно обслуживаемых на станции технического обслуживания автомобилей
где N – парк автомобилей региона;
K – коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей пользующих услугами станции. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей K = 0,45…0,50, для автомобилей иностранного производства K = 0,75…0,85.
При этом под условным автомобилем парка понимается автомобиль, комплексно обслуживаемый на станции в течении года, на котором выполняется
полный объем работ по ТО и ремонту, обеспечивающий его исправное состояние. Расчётно принимается, что условный автомобиль парка должен сделать в течение года в среднем 2 (отечественные) – 5 (иностранного производства) заездов на станцию техобслуживания.
Суточное число заездов для дорожных станций технического обслуживания определяется в зависимости от интенсивности движения автомобилей по дороге и от расстояния между дорожными станциями на трассе.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
ПК.190631.1177.00.00.00.ПЗ |
Режим работы станции определяется числом дней работы предприятия Д в году и продолжительностью рабочего дня, которая характеризуется продолжительностью смены и количеством смен С. Режим работы станции должен выбираться исходя из наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах по ТО и ТР автомобилей. Он зависит от назначения станции, её месторасположения и видов выполняемых услуг.
Общий годовой объем (трудоёмкость) работ по обслуживанию и ремонту автомобилей разделяется на работы, выполняемые, как правило, силами владельцев, и работы, за выполнением которых владелец обращается на станцию. Трудоёмкость работ по ТО и ТР, выполняемых на станции, планируется на 1000 км пробега в зависимости от класса автомобиля.