Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Данная технология принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формирование теоретического мышления школьников. Под теоретическим мышлениемпонимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимым в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Основные принципы:

· дедукция на основе содержательных обобщений;

· содержательный анализ;

· содержательное абстрагирование;

· теоретическое содержательное обобщение;

· восхождение от абстрактного к конкретному;

· содержательная рефлексия.

Ход обучения:

· знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;

· ориентировка в ней;

· образец преобразования материала;

· фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;

· определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;

· наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.

Основные методические подходы:

· Отрицание концентрического построения учебных программ.

· Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.

· Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова - student2.ru

Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятелъностъ, диалог, дискуссия, деловое общение детей.

Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором – проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемнуюситуацию:

· Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.

· Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отноше­ния изучаемого объекта.

· Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах.

· Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».

· Построение системы частных задач, решаемых общим способом.

· Контроль за выполнением предыдущих действий.

· Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся.

Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счёт обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

Технология В. С. Библера, С. Ю. Курганова
«Диалог культур»

В данной технологии диалог выступает не только как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обучения и принцип организации самого содержания науки.

В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.

Концептуальные идеи

· диалог-компонент внутреннего содержания личности;

· многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;

· диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.

Технология диалога

· Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых зна­ний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения.

· Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала.

· Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций.

· Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.

· Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возмож­ных ролей и условий их принятия учащимися.

· Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).

Наши рекомендации