Виды ремонтно-обслуживающих воздействий
Система технического обслуживания и ремонта СТС предусматривает следующие ремонтно-обслуживающие воздействия, с помощью которых обеспечивают необходимое техническое состояние машин и их работоспособность в течение всего периода эксплуатации: техническое обслуживание (ТО); текущий ремонт (ТР); капитальный ремонт (КР).
Техническое обслуживание—комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировке. Работы носят планово-предупредительный характер, и выполняют их в обязательном порядке на протяжении всего периода эксплуатации судовой машины в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
ТО включает обкаточные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочные, заправочные, крепежные и монтажно-демонтажные работы, а также работы по консервации и расконсервации машин и их составных частей.
Ремонтный цикл судовых технических средств.
Ремонт — это процесс восстановления работоспособности механизмов и оборудования путём устранения дефектов и израсходованного ресурса.
Весь ремонтный цикл СТС состоит из шести этапов.
Нулевой этап — подготовительный. К этому этапу относят работы, выполняемые СРЗ до постановки судна в ремонт.
К работам нулевого этапа относят комплектацию механизмов, запасных частей и различного оборудования из обменного фонда, изготовление отливок, поковок, деталей, заготовку материала, комплектацию проектно-конструкторской и технологической документации.
Основанием выполнения работ по нулевому этапу являются ремонтные ведомости нулевого этапа. Работы нулевого этапа в общем объёме работ заводского ремонта составляют в среднем 10%.
Демонтаж, разборка и дефектоскопия — второй этап, но фактически считается первым, который осуществляется на СРЗ после постановки судна в ремонт. По объёму он составляет 25-30% от общего объёма судоремонтных работ. Демонтаж, разборку, мойку и очистку механизмов от нагара, жировых, коррозионных отложений и накипи производят перед дефектоскопией. В результате заводской дефектоскопии окончательно определяют объём и расчётный срок ремонта судна.
Докование судна производится до окончания работ второго этапа и продолжается параллельно с работами четвёртого этапа. По объёму докование занимает примерно 10% от общего объёма ремонтных работ по судну.
Ремонт и изготовление деталей — основной и наиболее трудоёмкий этап. По объёму он составляет 35—40%. На этом этапе восстанавливают изношенные детали, изготавливают элементы корпусных конструкций, производят статическую и динамическую балансировку вращающихся деталей механизмов и др.
Сборка, монтаж и стендовые испытания — этап начинается после ремонта и замены изношенных деталей.
Стендовым испытаниям подвергают вспомогательные механизмы и дизели небольшой и средней мощности при наличии специальных стендов. Работы этого этапа составляют около 15%.
Швартовные и ходовые испытания — начинают после завершения всех монтажных работ по судну. Сначала проводят швартовные, а затем — ходовые испытания. Испытания проводят по специальным программам. По объёму этот этап составляет около 10%
Дефектоскопией называют контроль качества деталей без разрушения их физическими методами.
Дефектоскоп — прибор для выявления дефектов (трещин, раковин, расслоений, износа и т.д.) в деталях методами неразрушающего контроля.
Текущий ремонт выполняется с целью устранения мелких дефектов (преждевременное изнашивание и поломка деталей), возникающих в процессе работы механизмов, для поддержания их в нормальном техническом состоянии. Его выполняют силами судового экипажа, как во время переходов, так и в период стоянки судна. Он включает в себя в основном очистку деталей от всех видов загрязнений, притирку клапанов, замену или восстановление прокладок у отдельных деталей и сборочных единиц и регулирование дизеля.
Средний и капитальный — эти виды ремонтов направлены на восстановление частично или полностью израсходованного ресурса механизмом. Их выполняют силами СРЗ при участии членов судового экипажа.
Средний ремонт (или полную пепеборку) выполняют для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса дизеля с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры, контролем технического состояния всех сборочных единиц. Во время проведения среднего ремонта предусматривается полная разборка дизеля, частичное использование ремонтного комплекта запасных частей и последующая сборка и регулирование дизеля.
Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса дизеля с заменой или восстановлением любых частей, включая базовые. Во время капитального ремонта производят переукладку коленчатого вала в новые подшипники.