Характеристика основных этапов обучения графическим знаниям и умениям
ВВЕДЕНИЕ
Формирование элементов графических знаний необходимо для того, чтобы обучить учащихся чтению и составлению графической документации. На первый взгляд может показаться, что в учебном процессе чтение и составление технической документации – неразделимы, в действительности это не так. Необходимость в чтении технической документации возникает с первого занятия, когда пятиклассникам нужно представить себе внешний вид, форму и размеры изделия. Составлять же техническую документацию школьники начинают несколько позже. Это умение достигается в результате целенаправленной работы учителя с учащимися.
Таким образом, ознакомление учащихся с элементами графических знаний начинается с обучения чтения графической документации.
На занятиях в школьных учебных мастерских в качестве технической документации применяются технические рисунки, эскизы, рабочие чертежи. Опыт показывает, что начинать следует с технического рисунка, что позволяет опереться на знания учащихся по рисованию и более легко дать им представление о графическом изображении обрабатываемого изделия. Для того, чтобы представление учащихся о форме изделия и его истинных размерах было отчетливым, рекомендуется наряду с техническим рисунком демонстрировать само изделие. После усвоения учениками технического рисунка можно переходить к эскизу. При этом также рекомендуется демонстрировать готовые образцы изделий.
В школах применяются два основных обучения приема чтения чертежей. Первый из них заключается в том, что к чертежу прилагается перечень вопросов, на которые учащиеся должны ответить. Вопросы составляются так, что бы отвечая на них, учащийся был вынужден изучить чертеж, проанализировать его. Второй методический прием основан на том, что учащиеся приучаются читать чертеж, анализировать его содержание в определенной последовательности по определенному плану, включающему в себя несколько этапов:
- Общее ознакомление с чертежом.
- Чтение основной надписи и габаритных размеров детали: название детали, материал, масштаб, габаритные размеры детали.
- Чтение изображений: характеристика изображений, общая форма детали, форма элементов детали.
- Чтение размеров, условных знаков и надписей: размеры и их предельные отклонения, шероховатость поверхностей, технические требования и указания.
Чертеж наряду с изображением предмета содержит ряд дополнительных данных, необходимых для составления технологического процесса и последующей обработки изделия. Поэтому научить читать чертеж - значит не только научить учащихся представлять себе в пространстве форму изображаемого предмета, но и определять все данные, необходимые для его изготовления и контроля.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать получение графических знаний умений и навыков на уроках технологии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить для чего именно нужны графические знания.
2. Раскрыть возможности применения графических умений .
3. Определить роль и место использования графических знаний, умений и навыков на уроках технологии.
4. Описать опыт реализации графических знаний, умений и навыков на уроках технологии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Характеристика основных этапов обучения графическим знаниям и умениям
В процессе занятий в учебных мастерских обучение элементам графических знаний служит не самоцелью, а одним из средств учащихся в познании общественно полезного, в том числе производительного труда.
Обучение чтению чертежей начинается с того, что учитель демонстрирует готовое изделие (деталь) и называет его элементы. В качестве изделия рекомендуется брать предметы простой формы. Данные изделия имеют такие элементы, как плоскость, кромку, торец. Затем учитель рассказывает о видах детали (спереди, сверху и слева). После этого показывает чертеж изделия и объясняет, как следует его читать, руководствуясь приведенным выше планом.
Остановимся более подробно на каждом из этапов чтения чертежа по плану. В процессе общего ознакомления учащиеся получают представление об его структуре.
Чтение основной надписи и габаритных размеров обычно не вызывает у учащихся затруднений, однако смысл надписей не всегда оказывается им понятным. Так, прочитав название детали, школьники интересуются для чего она предназначена. Учитель должен дать необходимые разъяснения. Часто учащимся непонятны условные обозначения материалов, из которых изготавливают деталь. Поэтому учитель объясняет, что соответствующие знания они получат в процессе дальнейшего обучения. А пока должны ограничиться тем, что умеют прочитать название материала и в соответствии с этим выбрать заготовку. При определении масштаба чертежа учащиеся опираются на знания, полученные на уроках природоведения, где их ознакомили с масштабом изображений на географических картах.
Наиболее сложен третий этап чтения чертежей – чтение изображений. Исследования показывают, что понимание учащимися формы элементов детали – более сложная задача, чем формы детали в целом. Чтобы школьники смогли создать полные и правильные представления о форме элементов детали, необходимо приучить их проводить анализ чертежа в определенной системе. Система анализа элементов детали может изменяться в зависимости от формы детали, однако основной ее смысл сохраняется во всех случаях: помочь учащимся охватить анализом все элементы, не пропустить ни одного из них. Это очень важно, так как способность учеников дифференцировать воспринимаемые изображения оказывается не достаточной. Ее необходимо вырабатывать с помощью упражнений.
Чтение размеров, условных знаков и надписей проводится в последнюю очередь. При этом следует иметь в виду, что рабочие чертежи, используемые на занятиях в школьных мастерских, должны быть выполнены по правилам ГОСТ. Сложность чертежей постепенно возрастает в связи с тем, что учащиеся овладевают все большим комплексом операций и начинают изготавливать все более сложные изделия. В пятом, шестом классах применяются упрощенные чертежи. На них не должно быть надписей и указаний, которые не используются ребятами в процессе работы или не доступны им. Во всех классах на чертежах указывают наименование, материал, количество деталей, размеры детали, необходимые для ее изготовления, а также технические требования на изготавливаемое изделие. В седьмом классе чертежи приближаются по содержанию к чертежам, применяемым на производстве.
Овладевая умением читать чертежи, школьники должны ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в черчении. Это необходимо и для того, чтобы научится составлять чертежи.
Учащиеся приучаются читать чертеж, анализировать его содержание в определенной последовательности по определенному плану, включающему в себя несколько этапов:
- Общее ознакомление с чертежом.
- Чтение основной надписи и габаритных размеров детали: название детали, материал, масштаб, габаритные размеры детали.
- Чтение изображений: характеристика изображений, общая форма детали, форма элементов детали.
- Чтение размеров, условных знаков и надписей: размеры и их предельные отклонения, шероховатость поверхностей, технические требования и указания.
Чертеж наряду с изображением предмета содержит ряд дополнительных данных, необходимых для составления технологического процесса и последующей обработки изделия. Поэтому научить читать чертеж - значит не только научить учащихся представлять себе в пространстве форму изображаемого предмета, но и определять все данные, необходимые для его изготовления и контроля. Именно это требование, основанное на том, что в процессе занятий в учебных мастерских обучение элементам графических знаний служит не самоцелью, а одним из средств учащихся в познании общественно полезного, в том числе производительного труда.
Обучение чтению чертежей начинается с того, что учитель демонстрирует готовое изделие (деталь) и называет его элементы. В качестве изделия рекомендуется брать предметы простой формы. Данные изделия имеют такие элементы, как плоскость, кромку, торец. Затем учитель рассказывает о видах детали (спереди, сверху и слева). После этого показывает чертеж изделия и объясняет, как следует его читать, руководствуясь приведенным выше планом.
Остановимся более подробно на каждом из этапов чтения чертежа по плану. В процессе общего ознакомления учащиеся получают представление об его структуре.
Чтение основной надписи и габаритных размеров обычно не вызывает у учащихся затруднений, однако смысл надписей не всегда оказывается им понятным. Так, прочитав название детали, школьники интересуются для чего она предназначена. Учитель должен дать необходимые разъяснения. Часто учащимся непонятны условные обозначения материалов, из которых изготавливают деталь. Поэтому учитель объясняет, что соответствующие знания они получат в процессе дальнейшего обучения. А пока должны ограничиться тем, что умеют прочитать название материала и в соответствии с этим выбрать заготовку. При определении масштаба чертежа учащиеся опираются на знания, полученные на уроках природоведения, где их ознакомили с масштабом изображений на географических картах.
Наиболее сложен третий этап чтения чертежей – чтение изображений. Исследования показывают, что понимание учащимися формы элементов детали – более сложная задача, чем формы детали в целом. Чтобы школьники смогли создать полные и правильные представления о форме элементов детали, необходимо приучить их проводить анализ чертежа в определенной системе. Система анализа элементов детали может изменяться в зависимости от формы детали, однако основной ее смысл сохраняется во всех случаях: помочь учащимся охватить анализом все элементы, не пропустить ни одного из них. Это очень важно, так как способность учеников дифференцировать воспринимаемые изображения оказывается не достаточной. Ее необходимо вырабатывать с помощью упражнений.
После ознакомления с чертежом и выяснения по нему конструкции изделия, учащиеся приступают к определению его содержания и последовательности его изготовления, то есть школьников необходимо научить выбирать заготовку, определять последовательность выполнения работы, подбирать необходимое оборудование.
К графическим умениям можно отнести следующие:
-умение строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТ;
-умение пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;
-умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;
-умение оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;
-умение правильно сочетать цвета, оттенки;
-умение компоновать предметы, составлять композиции;
-умение делать условные обозначения на чертежах и понимать их;
-умение выполнять эскизы, технические рисунки.