Обоснование необходимости проекта
Экспертная оценка педагогического проекта
На соответствие
Высшей квалификационной категории
Проблема
Новая модель аттестации руководящих и педагогических работников ОУ основана на компетентностном подходе. В структуре профессиональной компетентности работников одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными методами, в частности, проектной технологией.
Успешность проектной деятельности свидетельствует о способности педагога действовать в пространстве современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.
Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект к защите, необходимо следовать определенным требованиям к составлению плана проекта.
Примерная структура профессионального проекта
· Проблема / тема профессионального проекта педагога.
· Стратегическая цель профессионального проекта.
· Задачи профессионального проекта, обеспечивающие достижение его целей.
· Характеристика условий обеспечения качества образования:
- качество образовательных программ;
- качество ресурсного обеспечения;
- уровень квалификации аттестуемого.
· Качество проектирования и реализации процесса обучения (управления):
- обоснованность актуальности проблемы профессионального опыта, умение выделить и сформулировать ведущую идею;
- раскрытие путей решения профессиональной проблемы (опора на психолого-педагогические теории, культура использования источников информации; обоснованность отбора предметного содержания; целесообразность педагогического инструментария; обоснование использования элементов технологий, методик, форм, приемов обучения; наличие примеров из авторской практики, иллюстрирующих пути решения профессиональной проблемы);
- аргументированность инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса.
· Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения учащихся) в соответствии с заявленной целью и задачами:
- позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявленная аттестуемым;
- позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы;
- позитивная динамика сформированности социальных компетентностей учащихся.
· Качественный уровень результативности реализации профессионального проекта (достижения аттестуемого):
- уровень мотивации и интереса учеников к обучению;
- обобщение и распространение опыта реализации профессионального проекта;
- участие в профессиональных конкурсах;
- активное самообразование и темп повышения квалификации.
Консультационный текст
Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
· Обоснование необходимости проекта.
· Цели и задачи Проекта.
· Участники проекта.
· Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
· Рабочий план реализации проекта.
· Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта.
· Оценка эффективности реализации Проекта.
· Оценка рисков.
· Дальнейшее развитие проекта.
Методические рекомендации по разработке проекта
Обоснование необходимости проекта
Описание педагогической проблемы включает в себя анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Педагог должен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д. Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса: почему возникла необходимость в выполнении проекта? почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
Цели и задачи Проекта
Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Педагог указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
Участники проекта
В этом пункте указывается основная целевая аудитория/участники проекта, а также критерии их отбора. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.