Государственный стандарт

Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде госу­дарственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возмож­ности отдельного человека и системы образования по до­стижению этого идеала.

Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, мето­ды, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необ­ходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание об­разования может варьироваться, т.е. иметь небольшие от­ступления от установленной нормы.

. Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во-первых, базо­вый учебный план, во-вторых, образовательные стандар­ты — как для школы, так и для всех учебных предметов, в-третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому-стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:

♦ неизменяемое инвариантное ядро;

♦ вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.

В государственном стандарте общего среднего образо­вания принято выделять три составные части:

-федеральную;

-национально-региональную;

-школьную.

Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное про­странство в государстве. Национально-региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Школьная часть находится в компетенции школы.

В состав федеральной и национально-региональной частей входят:

♦ содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;

♦ требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;

♦ максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.

Содержание учебного материала дает возможность сформировать нравственные качества личности школь­ника. Сюда можно отнести его организованность, дис­циплинированность, отзывчивость, доброту и другие положительные качества. При этом начальное образование призвано обеспечить:

♦ базу для разностороннего развития ребенка;

♦ развитие познавательных интересов и активности;

♦ подготовку к продолжению образования в среднихи старших классах.

♦ Базой для дальнейшего обучения в школе являются знания, умения и навыки. Чем больше будет заложено в школьника в начальных классах, тем выше окажется уро­вень его дальнейшей учебы в старших классах. Но при этом школьник не должен быть чрезмерно перегружен информацией.

Учебные планы и программы

Содержание образования реализуется в учебных пла­нах и программах. Учебным планом называется норматив­ный документ, в котором содержатся:

-структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

-перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

-недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

Принято выделять несколько видов учебных планов:

-базисный учебный план;

-типовой учебный план;

-учебный план школы.

Базисный учебный план является неотъемлемой час­тью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной
Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят: .

♦ продолжительность обучения;

♦ список необходимых предметов и недельная нагрузка;

♦ обязательная максимальная нагрузка;

♦ нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством,

♦ Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенно­сти школы. Базисный план необходим также для опреде­ления уровня финансирования школы.

На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендатель­ный характер.

В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван, учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы — это нормативный документ, по которому функ­ционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

♦ список обязательных предметов;

♦ обязательные предметы по выбору;

♦ факультативные предметы и их распределение со­гласно годам обучения;

♦ недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

Для одной школы характерно наличие сразу несколь­ких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

♦ обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

♦ обязательные занятия по желанию школьников;

♦ факультативные занятия, являющиеся необязатель­ными и предлагаемые школьникам на выбор.

Учебной программойназывается нормативный доку­мент, который определяет:

♦ содержание, базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;

♦ логику и последовательность изучения тем и вопросов;

♦ общий объем времени, отведенный на их изучение.

Структурно-учебные программы составляются по-разному. Самыми распространенными схемами считают­ся линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная.

Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащи­мися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно — неравномерное нарастание трудностей изучаемого мате­риала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.

В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в пер­вую очередь изучается наиболее простой материал, а за­тем более сложный. При этом содержание первого кон­центра кратко повторяют при изучении второго. Трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостат­ки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.

Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие-то—только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что каса­ется достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный матерная распределяется по годам обучения равномерно, т.е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения.

Смешанная схема построения — это соединение двух структур—линейной и концентрической.

Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т.д. Типовая учебная программа составляет­ся на основе требований государственного стандарта. Типовая учебная программа носит рекомендательный ха­рактер и является отражением новых достижений той или иной науки.

Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой про­граммы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учите­ля. Здесь также имеет значение уровень подготовленно­сти учащихся.

Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обуче­нию, т.е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие «программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.

Обычно в учебной программе выделяют три части.

1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.

2. 2 Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, кото­рые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.

3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.

Учебники

Содержание образования фиксируется в учебной ли­тературе. К ней принято относить учебники, учебные посо­бия, задачники, хрестоматии, справочники, словари, атла­сы, карты и т.д. А в последнее время в качестве учебных материалов используются видеокассеты, компакт-диски, дискеты и т.д. Но, несмотря на все эти нововведения, ос­новным источником знаний по-прежнему является учеб­ник, поэтому от его качества напрямую зависит эффек­тивность обучения.

Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во-первых, обеспечивает школьников необходимой ин­формацией. Помимо информации, содержащей обяза­тельные знания по предмету, в нем должны быть помещены вспомогательный, справочный и прочие материалы. Во-вторых, задача учебника —побуждать учащихся к са­мостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В-третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по провер­ке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.

Обычно любой стандартный учебник состоит из учеб­ного текста, иллюстраций, контрольных вопросов, зада­ний, упражнений, задач, особых шрифтов и выделений, подписей, памяток, а также оглавления, примечаний, предметного и авторского указателей и т.д. Помимо того, что учебник призван нести достоверную и познаватель­ную информацию, он должен быть и экологически чис­тым. В связи с этим в последнее время все большее зна­чение приобретает качество бумаги, шрифта, иллюстра­ций и т.д. Ведь все это оказывает воздействие не только на утомляемость школьников, но и на их здоровье.

Структура учебника:

- Информативный компонент

- репродуктивные задания

- эмоционально-ценностный компонент

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст включает:

Наши рекомендации