Государственный стандарт
Образовательным стандартом называется система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности. Эта норма отражает общественный идеал образования и учитывает возможности отдельного человека и системы образования по достижению этого идеала.
Стандарт образования был утвержден в Законе РФ «Об образовании» и декларирует обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Согласно этому стандарту определяются содержание образования, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ записано, что стандарт включает лишь минимально необходимый уровень образованности выпускников школы. Несмотря на существующие государственные стандарты, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, т.е. иметь небольшие отступления от установленной нормы.
. Что касается государственного стандарта общего среднего образования, то сюда входят, во-первых, базовый учебный план, во-вторых, образовательные стандарты — как для школы, так и для всех учебных предметов, в-третьих, требования к минимальному уровню усвоения материала для начальной, основной и старшей ступеней. Согласно принятому-стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части:
♦ неизменяемое инвариантное ядро;
♦ вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся.
В государственном стандарте общего среднего образования принято выделять три составные части:
-федеральную;
-национально-региональную;
-школьную.
Федеральная часть рассматривается как нормативная. Ее нормативы обеспечивают общее образовательное пространство в государстве. Национально-региональная часть, связанная с регионами, отражает особенности той или иной местности. Школьная часть находится в компетенции школы.
В состав федеральной и национально-региональной частей входят:
♦ содержание образования, на каждом уровне обучения представленное государством;
♦ требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках требующегося объема содержания;
♦ максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников, распределенный по годам обучения.
Содержание учебного материала дает возможность сформировать нравственные качества личности школьника. Сюда можно отнести его организованность, дисциплинированность, отзывчивость, доброту и другие положительные качества. При этом начальное образование призвано обеспечить:
♦ базу для разностороннего развития ребенка;
♦ развитие познавательных интересов и активности;
♦ подготовку к продолжению образования в среднихи старших классах.
♦ Базой для дальнейшего обучения в школе являются знания, умения и навыки. Чем больше будет заложено в школьника в начальных классах, тем выше окажется уровень его дальнейшей учебы в старших классах. Но при этом школьник не должен быть чрезмерно перегружен информацией.
Учебные планы и программы
Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:
-структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;
-перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;
-недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.
Принято выделять несколько видов учебных планов:
-базисный учебный план;
-типовой учебный план;
-учебный план школы.
Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной
Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят: .
♦ продолжительность обучения;
♦ список необходимых предметов и недельная нагрузка;
♦ обязательная максимальная нагрузка;
♦ нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством,
♦ Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.
На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.
В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван, учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы — это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:
♦ список обязательных предметов;
♦ обязательные предметы по выбору;
♦ факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;
♦ недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.
Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:
♦ обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;
♦ обязательные занятия по желанию школьников;
♦ факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.
Учебной программойназывается нормативный документ, который определяет:
♦ содержание, базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;
♦ логику и последовательность изучения тем и вопросов;
♦ общий объем времени, отведенный на их изучение.
Структурно-учебные программы составляются по-разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная.
Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно — неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.
В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.
Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие-то—только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный матерная распределяется по годам обучения равномерно, т.е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения.
Смешанная схема построения — это соединение двух структур—линейной и концентрической.
Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т.д. Типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки.
Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся.
Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т.е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие «программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.
Обычно в учебной программе выделяют три части.
1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.
2. 2 Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.
3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.
Учебники
Содержание образования фиксируется в учебной литературе. К ней принято относить учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии, справочники, словари, атласы, карты и т.д. А в последнее время в качестве учебных материалов используются видеокассеты, компакт-диски, дискеты и т.д. Но, несмотря на все эти нововведения, основным источником знаний по-прежнему является учебник, поэтому от его качества напрямую зависит эффективность обучения.
Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во-первых, обеспечивает школьников необходимой информацией. Помимо информации, содержащей обязательные знания по предмету, в нем должны быть помещены вспомогательный, справочный и прочие материалы. Во-вторых, задача учебника —побуждать учащихся к самостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В-третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по проверке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.
Обычно любой стандартный учебник состоит из учебного текста, иллюстраций, контрольных вопросов, заданий, упражнений, задач, особых шрифтов и выделений, подписей, памяток, а также оглавления, примечаний, предметного и авторского указателей и т.д. Помимо того, что учебник призван нести достоверную и познавательную информацию, он должен быть и экологически чистым. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает качество бумаги, шрифта, иллюстраций и т.д. Ведь все это оказывает воздействие не только на утомляемость школьников, но и на их здоровье.
Структура учебника:
- Информативный компонент
- репродуктивные задания
- эмоционально-ценностный компонент
Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
Основной текст включает: