Самолету (деталям, узлам)

Лекция 1

1. Общие вопросы проектирования.

Определение и задачи проектирования.

Проектирование-процесс создания технической документации, позволяющей обеспечить промышленное изготовление летательного аппарата (ЛА) и его эксплуатацию с заданными характеристиками и в заданных условиях.

Техническая документация в соответствии с требованиями ЕСКД делится на три группы:

1. Конструкторская документация (КД);

2. Технологическая документация (ТД);

3. Эксплуатационная документация (ЭД).

Теперь рассмотрим подробнее каждый вид:

1). КДвключает в себя схемную, конструкторскую, монтажную и текстовую документацию.

КД отражает основные идеи и принципы, заложенные в проект, и отвечает на вопрос «что должно быть изготовлено?».

2). ТД – схемы технологического членения, схемы сборки, схемы увязки, монтажные схемы, технологические процессы (последовательность операций с определенным инструментом, оборудованием, сборочной оснасткой, измерительной оснасткой с указанием трудоемкости), конструкторская документация, руководящие технологические материалы, рекомендации, стандарты, производственные инструкции.

ТД регламентирует методы и средства сборки и изготовления и отвечает на вопрос «как изготовить?».

3). ЭД – тексты (руководство по эксплуатации и т.д.), рисунки, чертежи, схемы и т.д.

ЭД регламентирует вопросы эксплуатации и отвечает на вопрос «как правильно эксплуатировать ЛА?».

Задачей проектирования является разработка схемы, структуры и конструкции будущего самолета и составляющих его элементов, которая должна обеспечить при определенных ограничениях наиболее эффективное выполнение поставленных целей.

Требования, предъявляемые к проектируемому

самолету (деталям, узлам).

Перечислим требования, предъявляемые к проектируемому самолету и составляющих его элементов:

1. Удовлетворять своему назначению.

2. Технологичность (свойство самолета (детали, узла), позволяющее изготовить его на современном технологическом оборудовании с минимальными затратами труда и времени).

3.Надежность и живучесть (надежность – свойство объекта сохранять во времени значения всех параметров, характеризующих его работоспособность в заданных условиях; живучесть – свойство объекта сохранять работоспособность при наличии неблагоприятных факторов и повреждений).

4. Экономичность (прежде всего, окупаемость средств за определенный промежуток времени).

5. Экологические требования (по шуму, выхлопным газам, токсичным веществам, экологически чистое производство и т.д.).

6. Требования ICAO (международные требования), НЛГС (нормы летной годности самолетов и вертолетов), нормы прочности, РДК (рекомендации для конструкторов).

1.3. Этапы проектирования (л2.14.02)

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Критическое количество человек в коллективе ОКБ:

300-500 человек – лёгкие – средние

3000-5000 человек - серьёзные

Этапы: глобальный (внешнее – взаимоотношения: заёмщик Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ОКБ) и внутреннее проектирование.

АНТК (внутреннее, внутри ОКБ):

- предварительное проектирование

- эскизное проектирование

- рабочее проектирование

Внешнее проектирование:

- анализ областей и условий применения,

- разработка общей концепции (какой будет самолёт, какой тип двигателя…),

- операционное моделирование,

- тактико-технические требования, экономические, и оценка будущего самолёта.

Внутреннее проектирование:

– разработка концепции самолёта,

– формирование облика самолёта (эскиз + описание, обоснование),

– определение структуры подсистемы самолёта,

– моделирование,

– параметрические исследования (подбор наилучших параметров – удлинение, сужение…),

– анализ эффективности оптимизации – техническое предложение.

(1-5 человек,. 1-4 недели, 30 вариантов, погрешность массы: 8-10%).

Эскизное проектирование:

- определение КСС (состав, взаимное положение, назначение констр. элементов),

- компоновка самолёта,

- центровка, весовые, аэродинамические, прочностные расчёты, аэроупругость, экспериментальные исследования, макетирование – эскизный проект.

(10-200 человек, 3-12 мес., 150 вариантов, погрешность массы – 5%).

Силы действующие на ЛА

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

- проводятся различные экспериментальные исследования

- макетирование (изготовление из других материалов – дерево…)

В итоге эскизный проект, утверждённый комиссией.

Эту работу выполняют 10-200 человек, от 3-12 мес., прорабатывают 150 вариантов. Погрешность массы – 5 %.

Рабочее проектирование:

– разработка технической документации (чертежей, технологичн. и эксплуатац., прочностные размеры),

– экспериментальные исследования работы,, опытно – конструкторские работы (уточняющие расчёты (аэтод. прочн. массы), стендовые отработки систем (если есть зачем, то делаются исправления в чертежах…),

– изготовление опытного образца,

– государственная комиссия.

3. Принципы и правила конструирования (л6 22.02)

Принципы – обобщённая группа правил конструирования.

3.1. Принцип max экономической эффективности.

3.2. Принцип min массы.

3.3. Принцип аэродинамической эффективности.

3.4. Принцип max технологичности.

3.5. Принцип заданной долговечности, ресурса, живучести.

Решая взаимосвязь принципов и правил и их противоречивости, непрерывный поиск решений – в виде компромисса.

3.1. Принцип max экономической эффективности.

3.1.1. min затрат при разработке и проектирования.

3.1.2. min затраты при серийном производстве.

3.1.3. min при эксплуатации.

3.1.1.1. Системный подход при распределении средств

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

1) первоначальное проектирование

2) изготовление опытного образца

3) лётные испытания

4) доконструирование (доработки)

5) внедрение констр. изменений (доработки).

3.1.1.2. Max преемственность конструкции

1) анализ и использование агрегатов предыдущих самолётов

2) глубокий анализ всех знаний данной и смежной областях науки и техники

3) грамотный анализ на основе глубокого понимания, модификация старых (старая конструкция – отработанная, проверенная , известны все слабые и сильные стороны).

- применение известных узлов и агрегатов

- ознакомление с информацией аналогов

- испытание стандартных изделий и узлов

- применение унификации

Стандарт – гарантия качества.

АНУ – авиац. нормаль унифицированная

3.1.1.3. Внедрение автоматизированного проектирования

- трудности в оценке большого количества вариантов

ЭВМ : - отказ от упрощений и осреднений

- учесть ряд второстепенных требований

- устранение ошибок в расчётах

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Внедрение САПР: сокращение сроков проектирования в 2-3 раза, снижение затрат

на 50-60 %.

3.1.1.4. min стоимость материалов

Стоимость материалов – значительная часть стоимость планера.

3.1.1.5. Использование рациональной технологичности изготовления

КИМ (коэф. использ. матер.) = mДЕТ. / mЗАГОТ. Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Сверх пластичная деформация снижает стоимость на 50-70%;

стоимость фюзеляжа из КМ на 17% дешевле.

3.1.2. min затраты в серийном производстве

- удовлетворять требованиям технологичности

- повышать качество чертежей

- max преемственность конструкции

- широко использовать нормализованные, унифицированные и стандартные элементы и узлы (детский конструктор).

3.1.3. min затраты в эксплуатации

Необходимо:

- увеличить межремонтный период,

- увеличить срок службы самолёта,

- снижение расхода топлива,

- удовлетворять эксплуатационным требованиям (экспл. технологичности и ремонтопригодности)

Технологическое обслуживание самолёта состоит:

1) монтаж / демонтаж,

2) текущий осмотр,

3) регулировка,

4) загрузка / разгрузка,

5) заправка,

6) транспортировка,

7) защита от коррозии,

8) незначительные ремонтные работы.

3.1.3.1. Требования быстрого и удобного монтажа / демонтажа

- хорошие подходы к креплению элементов, эксплуатационные разъёмы,

- при стыковке (расстыковке) отдельных частей самолёта не должна нарушаться регулировка проводн. управления,

- стыкуемые элементы должны быть жесткими и не изменять свою форму при расстыковке, в конструкции необходимы места для домкратов, подставок, узлы для подъёма самолёта краном.

3.2.15. Правило местного усиления (л10 1.03)

Перераспределение материала из недогруженных зон в нагруженные (перегруженные).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Надо перераспределить материал так:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Ставят накладки:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Установка в ослабленные части промежуточных элементов из более прочного материала (втулки, наконечники, подшипники).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Отбортовка для увеличения жёсткости тонкостенной конструкции:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Использование отбортовок и рифтов для увеличения жесткости конструкции

3.2.16. Правило «культурного» конструирования

- устранять острые углы, обрабатывать на конус обшивку и профиля

- для внутренних элементов применять без плакирования АЛ сплавы (они на 2-4% легче плакированных)

- для болтов, работающих на срез применять болты с уменьшенными высотами головок и гаек. Выход болта за гайку – 1,2 – 1,5 витка

- не несущие детали соединять пустотелыми заклёпками

- включать в расчёт штамповочные уклоны, приливы и т.д. или удалять их если в расчёт не включены.

3.3. Принципы аэродинамического совершенства

Включает 2 группы правил:

1) уменьшение аэродинамического сопротивления Сх,

2) увеличения аэродинамического качества К = Су / Сх, (Сх * S) = min,

(Cx * S) = max, (Cy / Cx) = max.

Рекомендации:

- по возможности не выносить в поток не несущие элементы конструкции

- если несущие элементы попали в поток, то необходимо закрыть обтекателями

- тщательно выбирать места для размещения заборников, дренажа и надува

- устранять перетекания потока между подвижными и неподвижными частями агрегатов, между навесками агрегатов и планера

- обеспечить соответствующее качество поверхностей, омываемых потоком, по точности обвода и шероховатости

- обеспечить жесткость агрегатов (местную и общую), если жесткость небольшая => локальные потери устойчивости => волнистость => повышение Сх

- нарушая сплошность поверхности элементов – меньшая вероятность срыва потока

3.4. Принципы обеспечения заданной долговечности

и ресурса самолёта

Для обеспечения заданного ресурса 2 подгруппы правил:

- решения, которые приводят к увеличению периода до появления усталостных трещин

- решения, позволяющие ограничить скорость роста трещин. Усталостные трещины из–за появления сдвига в материале.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru .

Усик – американский профессор, «Усталость материалов»

Для понижения трещин:

- рациональный выбор материала

  Д-16 В-95
Самолету (деталям, узлам) - student2.ru 440 МПа 540 МПа

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Нижняя панель (растянутая) – Д-16Т, верхняя (сжатая) – В-95.

«Проектирование элементов конструкции» - Рябков, Панасенко.

3.4.2. Правило рациональной организации НДС

Уменьшения действий в элементах напряжений путём увеличения площади поперечного сечения

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самый простой, но самый дорогой – увеличение массы.

Лонжеронное крыло с неработающей обшивкой (л14 13.03)

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - лонжероны, пояса – на растяжение / сжатие,

Q – лонжероны и стенки (стена на сдвиг),

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - пространственная конструкция (пространственной конструкцией образованной лонжеронами, усиленными нервюрами, расчалками).

ЯК – 18 – такое крыло.

Такое крыло получается меньше по массе для малых интенсивностей нагружения крыла, заставить работать обшивку нецелесообразно.

Предварительная затяжка расчалок увеличивает крутильную жёсткость пространственной конструкции.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru -очень маленькая величина, В – расстояние между лонжеронами.

Лонжеронное крыло с частично работающей обшивкой

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Ла-9

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru -100% лонжероны, пояса,

Q – 100% лонжероны и стенки (стена на сдвиг),

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - замкнутые контура, образованные стенками лонжеронов + обшивка.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Нет стрингеров, Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ,

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru расстояние между нервюрами, работает как диагон. поле.

Лонжеронное крыло с работающей обшивкой

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Изгибающий момент воспринимает 50% лонжерон + 50 % панели (верх – сжатие, нижная - растяжение).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Q – лонжероны – стенки (работают на сдвиг)

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - замкнутые контуры.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

В нижней панели обычно меньше стрингеров (т.к. положительная перегрузка обычно в 2 раза меньше отрицательной).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

При разъёмных стыковых узлах необходимо перед стыковкой узлам лонжеронов передать весь изгибающий момент (обшивка не участвует). Поэтому пояса лонжеронов утолщаются в корневой части – недостаток. Стыковые узлы одинаковые.

Кессонные крылья

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Изгибающий момент воспринимают: >50% панели, <50% лонжероны.

Q – лонжерон + негоризонтальные участки обшивки.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - замкнутый контур.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Определим нагрузки действующие на болт в фитинговом соединении:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - нагрузка, действующая на панель,

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - нагрузка на верхний болт ( Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - число верхних болтов),

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - нагрузка на нижний болт.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ( Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - шаг).

Для нижних: Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ( + нижний болт, - верхний болт).

Затяжна нижних болтов должна быть такой, что бы фиттинговое соединение не раскрылось.

При восприятии Самолету (деталям, узлам) - student2.ru :

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , Самолету (деталям, узлам) - student2.ru .

Проектирование нервюр (л18 21.03)

Создаёт аэродинамический профиль, воспринимает местную аэродинамическую нагрузку от обшивки.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Удельная нагрузка на крыло: Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ,

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - нагрузка, действующая на нервюру во время прямолинейного равномерного полёта.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - расчётная нагрузка.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Происходит закручивание контура – появление потока касательных напряжений:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Дополнительный закручив. момент действующий на нервюру Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - дополнительный поток касательных усилий.

Можно определить нагрузку действующую на одну заклёпку:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Как работает сама нервюра:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

1-й ряд заклёпок: Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

2-й ряд заклёпок: Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Если известно М и Q, то берётся Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Рассчитываем Самолету (деталям, узлам) - student2.ru и Самолету (деталям, узлам) - student2.ru выбираем большую из них.

В сечениях можно делать облегчение – отверстия:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Носок нервюры.

Часто делается съёмным, крепится анкерными гайками.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , Самолету (деталям, узлам) - student2.ru .

Проектирование силовых нервюр

Воспринимает сосредоточенные нагрузки от агрегатов расположенных в крыле или присоединённые к нему.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Сила Р переносится в ц.ж.

Таким образом все поперечные силы распределяются между лонжеронами.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Общие формулы для определения реакций

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Расчёт стенок лонжерона (л22 27.03)

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Q распространяется пропорционально изгибающим жесткостям.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - эта Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - учитывает крутящий момент, а в расчётно-графической работе мы не учитываем. Если панели в пластической области, то:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Повторим этапы проектирования крыла:

  1. Описание, геометрия крыла, обоснование.
  2. Определение нагрузок, моментов, построение эпюр.
  3. Выбор КСС
  4. Проектировочный расчёт ( Самолету (деталям, узлам) - student2.ru )
  5. Учёт ограничений, накладываемые на конструкцию (компоновочные, конструктивные, технологические, эксплуатационные).
  6. Проверочный расчёт.

Учёт ограничений, накладываемый на КСС крыла

Например:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Приходится выбрать лонжеронную конструкцию, так как в кессонной конструкции невозможно сделать центроплан.

Технологические.

Необходимо где-то изменить расстояния так, что бы совпали силовые элементы (стыковка шпангоутов с лонжеронами).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Ограничения, связанные с прикреплением и размещением грузов (агрегатов).

Делают внутренние подкосы (МиГ-15,17,19).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Технологические ограничения – по минимальным толщинам Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Обшивка, рёбра …- должны быть достаточно крепки (не ломаться от удара ключа, или тяжести человека).

Выбор оптимального расстояния между нервюрами

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Расстояние между нервюрами выбираем из условия минимальной суммарной массы нервюр и панелей крыла (вместе).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - расчёт площади сечения панели.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

С увеличением интенсивности нагрузки

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Масса стенки растёт не так быстро, как нагрузка.

Блок-схема проектирования крыла

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Методы повышения долговечности,

ресурса и герметичности заклёпочных соединений (л26 3.04)

Любая заклёпка (там где она установлена) – является потенциальным источником трещин, концентратор напряжений.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Опыт эксплуатации самолётов показал, что наиболее слабой зоной с точки зрения разрушения является коническое гнездо под коническую головку.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Если работа без изгиба – то наиболее опасная зона 2 (max концентрация напряжения), из-за неточности зенковки.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru .

Если есть изгиб:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

то в этом случае наиболее опасная зона 1 (бывает зона 2), для не потайных, только зона 1.

Заклёпка “Lockheed”(1970г.)

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Для расклёпки головки – необходимо усилие. За счёт расклёпки выпуклости – заклёпка раздаётся. Они плохо работают на отрыв.

В ХАИ в 1969г. Заклёпка уплотнительная с корончатым компенсатором.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Увеличивается контакт, повышается долговечность и ресурс в 5-6 раз.

Эффект был использован для деформирования головки.

1971г. ЗУК-1 – заклёпка утопления с конусом.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Необходимо сфрезировывать. Устанавливается герметизация (дождь…).

Доработки: ЗУКК = АНУ-0301 (Ан-72).

Обеспечивает контроль глубины зенковки, т. к. верхний слой сфрезировывается. Если остаются канавки (2шт.), то перезенковка. Необходимо высверлить заклёпку и вставить новую. Контроле пригодность. ОСТ-1 340 48-85,ОСТ-1 340 49-85.

С помощью заклёпки АНУ-0301 с Ан-72 сняли 100 кг герметика, снижено трудоёмкость герметизации отсеков в 2-2.5 раза.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Если есть герметичность – то есть долговечность.

У.З. – универсальная заклёпка.

Американская заклёпка-стержень.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Обеспечивается натяг по всей длине шва. Но необходимо закреплять и пакет и заклёпку (фиксировать). Необходимо избегать завала заклёпки (эффект сапожок). Необходимо сфрезировывать верную часть.

Три вида стыковых узлов. (л30 18.04)

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Корневая стойка передаёт нагрузку от стойки к стыковому узлу.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - поэтому её учитывать не будем.

Масса проушины:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Считаем удельную массу болта и проушины одинаково.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru число плоскостей среза (учитывает срез).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru ; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru - зависит от параметров проушины (концентричность, неравномерность распределения напряжений, нагрузку определяем по графикам).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru коэффициент перестраховки; Самолету (деталям, узлам) - student2.ru
Необходимо найти параметры проушины минимальной массы.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

(0,45-0,55) – оптимальный вариант.

Для изменения момента (дополнительно), на поясе необходимо:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Минимальная масса возможна за счёт правильного выбора Самолету (деталям, узлам) - student2.ru , уменьшенного количества плоскостей среза (чаще всего 2 плоскости среза).

Определение количества болтов соединяющих проушину с поясами:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru число горизонтальных болтов,

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru число вертикальных болтов,

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Бывают такие:

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Проектирование фюзеляжа

Фюзеляж – силовое звено (элемент) уравновешивающее на себе массовые и аэродинамические нагрузки.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

КСС – состав и взаимное расположение, силовая увязка силовых элементов.

КСС фюзеляжей:

- ферменные; (элементы фермы работают только лишь на сжатие и растяжение)

- балочные.

В ферменной – обшивкой воспринимается местная воздушная нагрузка, создаётся обтекаеиый контур.

Балочные:

- балочно-лонжеронные,

- балочно-стрингерные,

- балочно-шпангоутные,

- скорлупные.

В балочных конструкциях Самолету (деталям, узлам) - student2.ru воспринимается обшивкой и подкрепляющим её каркасом.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

(л34 15.05)

КСС оперения так же как и крыла зависит от многих факторов. У оперения этих факторов ещё больше.

Назначение – служит для обеспечения устойчивости управляемости и балансировки.

Г.О. - для обеспечения продольной устойчивости управляемости и балансировки.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

В.О. – путевой.

Устойчивость – иметь тенденцию возвращения к исходной траектории после действия некоторого возмущающего фактора.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Управляемость – способность слушаться рулей.

Балансировка – равновесия сил и моментов относительно осей (всех).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Состав оперения:

- состоит из подвижных и неподвижных частей.

Г.О. – стабилизатор(может быть переставным) + руль высоты; (М<1),

В.О. – киль + руль направления

ЦПГО – М > 1,5 – 2.

Переставляемое Г.О. три положения: взлётное, посадочное, крейсерское.

(Аэродинамика самолёта ТУ-154).

По нашему учебнику гл. 9, стр. 242-265.

КСС оперения выбирается по той же методике, как и у крыла. Методология такая, но схема может и не быть как у крыла.

В силу целого ряда ограничений, КСС стабилизатора и особенно киля отличается от КСС киля.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

ЦПГО: Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

(л34 15.05)

КСС оперения так же как и крыла зависит от многих факторов. У оперения этих факторов ещё больше.

Назначение – служит для обеспечения устойчивости управляемости и балансировки.

Г.О. - для обеспечения продольной устойчивости управляемости и балансировки.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

В.О. – путевой.

Устойчивость – иметь тенденцию возвращения к исходной траектории после действия некоторого возмущающего фактора.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Управляемость – способность слушаться рулей.

Балансировка – равновесия сил и моментов относительно осей (всех).

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Состав оперения:

- состоит из подвижных и неподвижных частей.

Г.О. – стабилизатор(может быть переставным) + руль высоты; (М<1),

В.О. – киль + руль направления

ЦПГО – М > 1,5 – 2.

Переставляемое Г.О. три положения: взлётное, посадочное, крейсерское.

(Аэродинамика самолёта ТУ-154).

По нашему учебнику гл. 9, стр. 242-265.

КСС оперения выбирается по той же методике, как и у крыла. Методология такая, но схема может и не быть как у крыла.

В силу целого ряда ограничений, КСС стабилизатора и особенно киля отличается от КСС киля.

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

ЦПГО: Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Самолету (деталям, узлам) - student2.ru

Наши рекомендации