Перечень семинаров по курсу «Дидактика» (20 часов)

Теория обучения (УМК кафедры педагогики УлГПУ)

Содержание:

1. Перечень лекций по курсу «Теория обучения»

2. Перечень семинарских занятий по курсу «Теория обучения»

3. Экзаменационные вопросы по курсу «Теория обучения»

4. Тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»

5. Лекционный материал к курсу «Теория обучения»

6. Планы семинарских занятий по курсу «Теория обучения»

7. Итоговый тест по курсу «Теория обучения»

Перечень лекций по курсу «Дидактика» (32 часа)

1. Дидактика как наука и учебный предмет (2 часа)

2. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика (2 часа)

3. Закономерности и принципы обучения (2часа)

4. Анализ современных дидактических концепций (2 часа)

5. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса (2 часа)

6. Содержание как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт (2 часа)

7. Методы и приемы обучения (2 часа)

8. Современные модели организации обучения (2 часа)

9. Система образования в России и перспективы ее развития (2 часа)

10. Процесс обучения в авторских школах (2 часа)

11. Современные образовательные технологии (4 часа)

12. Инновационные образовательные процессы (2 часа)

13. Диагностика эффективности процесса обучения (2 часа)

14. Обучение как сотворчество учителя и ученика (2 часа)

15. Средства обучения (2 часа)

Перечень семинаров по курсу «Дидактика» (20 часов)

16. Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика (2 часа)

17. Закономерности и принципы обучения (2часа)

18. Содержание как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт (2 часа)

19. Методы и приемы обучения (2 часа)

20. Современные модели организации обучения (2 часа)

21. Современные образовательные технологии (4 часа)

22. Инновационные образовательные процессы (2 часа)

23. Диагностика эффективности процесса обучения (2 часа)

24. Обучение как сотворчество учителя и ученика (2 часа)

Экзаменационные вопросы к курсу «Теория обучения»

1. Дидактика как наука: предмет, задачи, функции, категории. Связь дидактики с другими науками.

2. Процесс обучения в целостном педагогическом процессе: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика.

3. Процесс усвоения в обучении: сущность, этапы, уровни.

4. Функции обучения, их единство. Целеполагание в процессе обучения.

5. Характеристика деятельности преподавания и учения.

6. Закономерности и принципы обучения: понятия, классификации.

7. Характеристика принципов обучения: научности и доступности, систематичности и последовательности, прочности.

8. Характеристика принципов обучения: сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой.

9. Анализ современных дидактических концепций.

10. Содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Учебные планы и программы.

11. Методы обучения: сущность, классификации.

12. Характеристика методов обучения по источникам знаний.

13. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

14. Характеристика современных методов обучения: дидактическая игра, учебная дискуссия.

15. Формы организации обучения: понятие, виды, история развития, современное состояние.

16. Урок как основная форма организации обучения: типы, виды, структура, основные требования к уроку.

17. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

18. Индивидуализация и дифференциация обучения в школе.

19. Проблемное обучение: сущность, основные понятия, логика, методы.

20. Контроль, оценка и учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

21. Неуспеваемость школьников как дидактическая проблема: сущность, причины, пути предупреждения и преодоления.

22. Современные технологии обучения: сущность, классификации.

23. Характеристика современных технологий обучения: КСО, технология полного усвоения (ТПУ).

24. Характеристика современных технологий обучения: технология разноуровневого обучения, технология программированного обучения.

25. Характеристика современных технологий обучения: ТРИЗ-технология, технология модульного обучения.

26. Основные черты педагогики сотрудничества. Реализация идей педагогов-новаторов в обучении.

27. Современные модели организации обучения.

28. Средства обучения: назначение, классификация, правила применения.

29. Процесс обучения в авторских школах.

30. Инновации в современном образовательном процессе.

31. Сотворчество учителя и учащихся в процессе обучения.

32. Анализ урока: сущность, функции, типы и виды.

Примерная тематика курсовых работ по дидактике

1. Гуманистические традиции в практике педагогов-новаторов.

2. Инновационные педагогические технологии в обучении.

3. Учебный диалог как фактор гуманизации процесса обучения.

4. Педагогическая поддержка в процессе обучения.

5. Анализ дидактических систем обучения в современных авторских школах

6. Групповые формы организации обучения в современной школе.

7. Интерактивные методы современного обучения.

8. Организация проблемного обучения в современной школе (на примере изучения конкретного учебного предмета).

9. Дидактические основы организации игрового обучения.

10. Современные подходы к организации диагностики результатов и достижений учащихся.

11. Инновационные процессы в современном российском образовании.

12. Технология разработки и использования творческих заданий в обучении.

13. Организация проектной деятельности учащихся в процессе обучения.

14. Организация коррекционной учебной работы со слабоуспевающими школьниками.

15. Организация обучения одаренных детей.

16. Развитие творческого мышления школьников в процессе обучения.

17. Альтернативные формы организации современного обучения.

18. Организация процесса обучения с использованием Интернет-технологий.

19. Формирование мотивации учения современных школьников.

20. Проблемы целеобразования и целеполагания в современном образовательном обучения.

21. Сравнительная характеристика дидактических подходов к идее реализации проблемного обучения в школе.

Наши рекомендации