Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом
Рабочее оборудование бульдозера с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно к продольной оси трактора, состоит из отвала, толкающей рамы и механизма управления (см. рис.9.4.). Толкающая рама, состоящая из брусьев, связывает отвал с базовой машиной и передает ему тяговое усилие, развиваемое двигателем машины.
Рис. 9.4. Бульдозер с неповоротным отвалом
1 – отвал; 2 – гидравлический подкос; 3 – гидроцилиндр подъема и
опускания отвала; 4 – горизонтальный раскос; 5 – толкающий брус;
6 – средний нож; 7 – боковой нож.
Неповоротный отвал 1 жестко закрепляется перпендикулярно продольной оси базового трактора. Толкающие брусья 5 представляют собой сваренные из уголков балки коробчатого сечения. С одной стороны толкающие брусья соединены шарнирами с проушинами тыльной стороны отвала. Противоположные стороны толкающих брусьев с помощью шарнирных соединений крепятся к опорам, установленным на раме гусеничных тележек. Два гидроцилиндра подъема и опускания отвала соединяют раму тягача с задней стенкой отвала.
Система управления обеспечивает подъем и опускание отвала гидроцилиндрами 3, поперечный двусторонний перекос отвала в вертикальной плоскости гидравлическими подкосами 2, а также регулировку угла резания ножей отвала путем поворота отвала гидравлическими подкосами 2 вперед и назад относительно толкающего устройства.
У бульдозеров с поворотным отвалом отвал может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 270 в обе стороны от продольной оси (см. рис.9.5.).
Рис. 9.5. Бульдозер с поворотным отвалом
1 – гидроцилиндр подъема и опускания отвала; 2 – вертикальный подкос;
3 – отвал; 4 – толкающая рама; 5 – опорный шарнир; 6 – шаровой шарнир;
7 – кронштейн; 8- горизонтальный раскос.
Толкающим устройством служит универсальная толкающая рама 4. Она представляет собой сварную подковообразную конструкцию. К передней части рамы приварена шаровая пята, которая соединена с подпятником, установленным на отвале. Образующийся в результате этого шаровой шарнир 6 позволяет поворачивать отвал в плане. Подкосы 2 служат для крепления отвала к раме. Перемещая точки крепления раскосов и подкосов, изменяют положение отвала.
Поворотный отвал должен иметь бóльшую длину, чем неповоротный, так как в повернутом положении отвал должен перекрывать ширину трактора.
Принудительное заглубление ножей отвала в породу под действием гидроцилиндров, развивающих усилие до 40% и более от веса тягача, позволяет бульдозерам разрабатывать прочные породы. Поперечный перекос отвала повышает универсальность машины и ее эксплуатационные возможности на планировочных работах, облегчает разработку тяжелых пород.
Гусеничный движитель может иметь овальный или треугольный контур. Движитель овального контура (рис.9.6.) имеет заднюю ведущую звездочку, передний натяжной каток, опорные катки, поддерживающие ролики и механизм натяжения гусеницы.
Рис. 9.6. Гусеничная тележка овального контура
1 – грунтозацеп; 2 – трак; 3 – натяжной каток; 4 – защитный кожух;
5 – ведущая звездочка; 6 – опорный каток; 7 – рама гусеничной тележки;
8 – межтраковый шарнир; 9 – предохранительно-направляющий башмак.
В движителе треугольного контура (рис.9.7.) несущий участок гусеницы прижимается к грунту двумя ведомыми катками (передним и задним) и опорными катками, расположенными между ними, а ведущее колесо поднято над опорной поверхностью. Благодаря этому бортовые редукторы и ведущие звездочки удалены от поверхности забоя, снижается вероятность попадания загрязнения внутрь механизмов и поэтому они меньше подвержены абразивному износу, лучше защищены от ударной нагрузки, воспринимают нагрузку крутящего момента и вызываемую движением гусеничной ленты, а не вес всей машины.
Пневмоколесный движитель применяется на бульдозерах значительно реже гусеничного из-за худших тягово-сцепных свойств, большего давления на грунт и высокой вероятности выхода из строя.
Рис. 9.7. Гусеничная тележка треугольного контура
1 – задний опорный каток; 2 – ведущая звездочка; 3 – промежуточные опорные катки; 4 – опорный участок гусеницы; 5 – передний натяжной каток.
Наиболее мощным отечественным колесным бульдозером является модель ДЗ-113 НПО «ВНИИстройдормаш». В качестве базового трактора используется специальное шасси с шарнирно-сочлененной рамой тягового класса 250 кН, мощностью двигателя 405 кВт и скоростью передвижения до 50 км/ч.