Технология работы сортировочной станции
В этом разделе необходимо разработать технологию работы станции с поездами, прибывающими в расформирование, с транзитными поездами, с поездами своего формирования. Следует указать маршруты следования поездных локомотивов по станции, порядок подачи-уборки местных вагонов на пункты погрузки-выгрузки.
Для запроектированной схемы сортировочной станции необходимо выявить достоинства и недостатки и сделать вывод о возможности данной станции обеспечить переработки заданного вагонопотока.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица П.1 – Начальная скорость роспуска
Сортировочная горка | Расчетное сочетание бегунов | Скорость роспуска , м/с | ||
Повышенной мощности | ОП–ОХ–ОП | 1,7 | ||
Большой мощности | ОП–ОХ–ОП | 1,7 | ||
Средней мощности | ОП–Х–ОП | 1,4 | ||
Малой мощности | С тормозной позицией на спускной части | Механизированной | ОП–Х–ОП | 1,2 |
Немеханизированной | ОП–Х–ОП | 1,0 | ||
Без тормозной позиции на спускной части | ОП–Х–ОП | 0,8 |
Таблица П.2 – Основное удельное сопротивление вагонов
Диапазон веса вагонов, тс. | Весовая категория вагонов | Числовые характеристики распределения w0,, кгс/тс | ||
Наименование | Обозначение | Среднее значение | Среднеквадратическое отклонение | |
До 28 | Легкая | Л | 1,75 | 0,67 |
28-44 | Легко-средняя | ЛС | 1,54 | 0,59 |
44-60 | Средняя | С | 1,40 | 0,50 |
60-72 | Средне-тяжелая | СТ | 1,25 | 0,38 |
Свыше 72 | Тяжелая | Т | 1,23 | 0,35 |
Таблица П.3 – Средняя скорость движения расчетного бегуна по различным участкам горки
Расчетные участки горки | Средняя скорость движения вагона на горках, м/с | ||||||
с двумя и более ТП на спускной части | с одной ТП на спускной части | без ТП | |||||
ГПМ | ГБМ | ГСМ | ГММ | ГСМ | ГММ | ГММ | |
От вершин горки до начала I ТП | 4,5 | 4,2 | 4,0 | 3,5 | |||
От начала I ТП до начала II ТП | 6,0 | 5,5 | 5,0 | 4,0 | 4,5 | 3,5 | 3,0 |
От начала II ТП до начала парковой механизированной тормозной позиции или до башмакосбрасывателя | 5,0 | 5,0 | 4,0 | 3,0 | 4,0 | 3,0 | |
Сортировочные пути (до расчетной точки) | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 1,4 | 2,0 | 1,4 | 1,4 |
Таблица П.4 – Удельное сопротивление движению вагонов от снега
и инея
Весовая категория | Дополнительное сопротивление wси, кгс/тс, при температуре, оС | |||||
–10 | –20 | –30 | –40 | –50 | –60 | |
Легкая | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,9 | 1,7 | 3,3 |
Легко-средняя | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 1,3 | 2,4 |
Средняя | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 1,0 | 2,0 |
Средне-тяжелая | - | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,8 | 1,6 |
Тяжелая | - | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,7 | 1,5 |
Таблица П.5 – Коэффициент воздушного сопротивления движению вагонов
Род вагонов | Число осей | Площадь поперечного сечения в м2 | Угол в градусах | ||||||
Полувагон | 8,5 | 1,36 | 1,68 | 1,83 | 1,76 | 1,11 | 0,43 | 0,1 | |
Крытый | 9,7 | 1,12 | 1,46 | 1,64 | 1,58 | 0,92 | 0,29 | 0,1 | |
Полувагон | 10,7 | 1,56 | 1,95 | 2,09 | 2,03 | 1,15 | 0,4 | 0,15 | |
Платформа* | 4,1 | 1,51 | 2,02 | 2,30 | 2,23 | 1,30 | 0,4 | 0,1 | |
Цистерна | 9,8 | 0,59 | 0,82 | 0,96 | 0,96 | 0,56 | 0,19 | 0,05 | |
Цистерна | 10,3 | 0,81 | 1,08 | 1,22 | 1,10 | 0,65 | 0,19 | 0,05 | |
Хоппер | 9,9 | 0,92 | 1,18 | 1,38 | 1,46 | 1,21 | 0,68 | 0,25 |
*Воздушное сопротивление 4-осной платформы с контейнерами приравнивают сопротивлению крытого 4-осного вагона.
Таблица П.6 – Данные для расчета профиля спускной части горки
Характеристики | Числовые характеристики расчетных бегунов (вагонов) | |||
ОП | П | Х | ОХ | |
Расчетный вес q, тс | ||||
Основное удельное сопротивление w0, кгс/тс | 4,5 | 4,0 | 0,8 | 0,5 |
Таблица П.7 – Характеристики замедлителей
Показатели | Значение показателя замедлителя | ||||||||
КЗ-3 | КЗ-5 | ВЗП-5 | КНП-5 | ВЗПГ | РНЗ-2 | РНЗ-2М | ПНЗ-1 | ||
5-звен. | 3-звен. | ||||||||
Масса (без рельсов и шпальых брусьев), т | 17,0 | 28,0 | 25,0 | 34,8 | 6,5 | 7,3 | 5,5 | ||
Длина по балкам, м | 7,925 | 12,475 | 12,475 | 12,475 | 12,475 | 7,9 | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
Ширина конструкции, м | 3,68 | 3,68 | 3,30 | 3,9 | 3,25 | 3,25 | 4,84 | 4,84 | 3,42 |
Глубина, заложенная от уровня головки рельса, м | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,55 | 0,55 | 0,55 |
Расчетная погашаемая энергетическая высота отцепов, м.эн.в.* | 1,0 | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 1,3 | 1,0 | 0,35 | 0,45 | 0,25 |
Время затормаживания, с | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Время оттормаживания, с | 0,7 | 0,7 | 1,0 | 1,2 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 9,6 |
Допустимая скорость входа вагонов, м/с | 8,0 | 8,0 | 8,5 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | |||
Расход свободного воздуха на одно срабатывание, м3 | 0,8 | 1,28 | 1,05 | 1,5 | 0,2 | 0,13 | 0,2 | 0,18 | 0,1 |
Тип рельсов | Р65 | Р65 | Р65 | Р50 | Р65 | Р50 | Р50 | Р65 | Р65 |
* Принимают 80% среднего значения при торможении любых полногрузных вагонов и давлении воздуха 0,65 Мпа
Рис. П.1. Продольный профиль сортировочной горки, кривые энергетических высот, скорости и времени скатывания расчетных бегунов |
РЕКОМЕндУЕМАЯ Литература
Основная литература
1. Железнодорожные станции и узлы. Учебник для вузов ж.д. транспорта// Под ред. Апатцева В.И., Ефименко Ю.И. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на ж.д. транспорте», 2014.
2. Акулинчев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы. – М.: Транспорт, 1992.
3. Правила и нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм. – М.: «Техинформ», 2001.
4. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах колеи 1520 мм. – М.: «Техинформ», 2003.
5. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта. Уч. пособие для вузов/Под ред. С.П. Вакуленко, Н.В. Правдина – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на ж.д. транспорте», 2013.
Дополнительная литература
6. Железнодорожные станции и узлы / Под ред. В.Г. Шубко и Н.В. Правдина. – М.: УМК МПС России, 2002. – 386 с.
7. Железнодорожные станции и узлы (задачи, примеры, расчеты): учебное пособие для вузов ж.д.транспорта/ Н.В. Правдин, В.Г. Шубко, Е.В. Архангельский и др.; Под ред. Н.В. Правдина и В.Г. Шубко. – М.: Маршрут, 2005. – 502 с.
8. Апатцев В.И., Болотный В.Я., Сухопяткин А.Н. Проектирование сортировочных устройств (горки повышенной, большой и средней мощности). – М.: РГОТУПС, 2005.
9. Апатцев В.И., Болотный В.Я., Сухопяткин А.Н., Кол С.Н. Альбом горочных горловин сортировочных станций. – М.: РГОТУПС, 2007.
10. Сухопяткин А.Н. Железнодорожные станции и узлы. Курс лекций. –
М.: РГОТУПС, 2003.
11. Типовой технологический процесс работы сортировочной станции. –
М.: ТЕХИНФОРМ, 2005.