Основные эксплуатационные характеристики понтона
Для характеристики понтона драги как плавучего сооружения используется терминология и определения, принятые в кораблестроении.
Понтон имеет (см. рис.13.4.):
· килевýю плоскость (Н), совпадающую с плоскостью днища;
· продольную плоскость (V), совпадающую с продольной осью понтона;
· поперечную плоскость (W), совпадающую с вертикальной плоскостью кормы понтона.
Рис. 13.4. Схема координатных плоскостей.
Когда килевая и продольная плоскости принимают наклонные положения, а поперечная плоскость остается вертикальной, происходит крен понтона. Различают крен на правый борт и крен на левый борт.
Когда килевая и поперечная плоскости принимают наклонные положения, а продольная плоскость остается вертикальной, происходит дифферент понтона.
Линия пересечения поверхности воды с бортами понтона называется ватерлинией. Расстояние от ватерлинии до килевой плоскости – осадка понтона. Расстояние от ватерлинии до палубы – фриборт понтона.
Водоизмещением понтона называется объем вытесненной им воды при полной осадке.
Устойчивость драги.
Во время эксплуатации драги приходится делать различные проверочные расчеты, определять величину крена и дифферента драги при ветровых нагрузках или при перемещении и замене оборудования во время ремонта драги. В этих случаях нужно проверять устойчивость драги, находить величину опрокидывающего момента и допустимые отклонения от нормального положения.
Рис. 13.5. Схема к определению устойчивости драги.
Центром водоизмещения понтона называется центр тяжести его подводной части – Цв.
Центром тяжести драги является точка приложения равнодействующей всех вертикальных составляющих веса драги – Цт.
Устойчивостью драги называется ее способность плавать в нормальном горизонтальном положении и возвращаться к нему, если какая-либо сила изменит это положение.
В нормальном положении вес драги Рд уравновешивается давлением воды Qв, вытесненной понтоном (рис.13.5.а.). В этом случае не возникает опрокидывающих моментов, и драга находится в горизонтальном положении. Центр тяжести драги Цт располагается на вертикальной линии, проходящей через центр водоизмещения понтона Цв.
Если ветровая нагрузка Рв (рис.13.5.б.) вызовет наклон драги на борт, то центр водоизмещения Цв переместится в новое положение Цв1, а центр тяжести Цт останется в той же точке. Давление воды Qв будет действовать вертикально вверх по линии NN, проходящей через новое положение центра водоизмещения Цв1. Сила тяжести драги Рд останется приложенной в точке центра тяжести Цт, и будет действовать вниз по новой вертикальной оси Z1Z1. В результате образуется пара сил Рд и Qв с плечом а, которая будет стремиться вернуть драгу в первоначальное положение. Момент этой пары сил называется моментом поперечной устойчивости. Угол φ, образованный в месте пересечения линий ZZ и NN – это угол крена. По условиям работы обогатительного оборудования угол крена драги не должен превышать 10.
Аналогично определяется момент продольной устойчивости драги.
Суперструктура драги.
Суперструктура обеспечивает продольную и поперечную жесткость драги, воспринимает основные усилия от черпаковой цепи и передает их на понтон. На балках суперструктуры монтируется дражной оборудование и укрепляется каркас надстройки. Суперструктура выполняется из металлических балок различного профиля (рис.13.6.).
Главная ферма обычно выполняется из двух плоских ферм, расположенных симметрично и параллельно продольной оси драги. Передняя и задняя мачты устанавливаются шарнирно и удерживаются в заданном положении при помощи растяжек.
Нижний пояс с помощью опорных плит и болтов укрепляется на днищевых секциях понтона. Верхний пояс соединяется с понтоном при помощи подкосов. Промежуточный пояс прикрепляется к верхнему поясу вертикальными стойками и раскосами. Между стойками главной фермы размещаются опорные плиты, на которых монтируется главный привод.
Передняя мачта служит для подвеса черпаковой рамы и представляет собой плоскую ферму. В верхней части передней мачты располагаются блоки рамоподъемного полиспаста. Угол наклона передней мачты выбирается таким образом, чтобы равнодействующая от приложения усилий полиспаста совпадала с продольной осью мачты.
Рис.13.6. Суперструктура драги
1 – передняя мачта; 2 – задняя мачта; 3 – верхний пояс; 4 – нижний пояс;
5 – промежуточный пояс; 6 – понтон; 7 – подкос; 8 – вертикальная стойка.
Задняя мачта служит для подвеса свай и главного транспортера. Мачта устанавливается шарнирно на верхнем поясе главной фермы и удерживается в наклонном положении растяжками.