Монтаж и ремонт насосов
План:
1. ываыв.
2.
Таблица 2.19 – Межремонтный пробег и структура ремонтных циклов насосов
Тип насоса | Ресурс между ремонтами, ч | Структура ремонтного цикла | |||||||
текущими | средними | капитальными | |||||||
Центробежные, перекачивающие неагрессивные нефтепродукты при температуре до 200 °С | 3960—4680 | 11880-14040 | 35640-42120 | 6Т, 2С, К | |||||
Центробежные, перекачивающие неагрессивные нефтепродукты с механическими примесями - (глины) | 2160—2520 | 4320—5040 | 12960-15120 | ЗТ, 2С, К | |||||
Центробежные, перекачивающие неагрессивные нефтепродукты при температуре выше 200 °С | 2880—3240 | 8640—9720 | 34 560-38800 | 8Т, ЗС, К | |||||
Центробежные, перекачивающие агрессивные нефтепродукты при температуре до 200 °С | 1980-2340 | 3960—4680 | 15840-18720 | 4Т, ЗС, К | |||||
То же, при температуре выше 200 °С | 1440-1620 | 2880—3240 | 8640—9710 | ЗТ, 2С, К | |||||
Центробежные, перекачивающие кислоты и щелочи, не очищенные от среды, сжиженные газы, фенольную воду | 1440—1620 | 4320—4860 | 8640—9720 | 4Т, С К | |||||
Конденсатные | 5400—5940 | 10800-11880 | 32400-35640 | ЗТ, 2С, К | |||||
Вихревые и роторные | 3960-4500 | 7920—9000 | Т, К | ||||||
Вакуумные | 1980—2340 | 7920-9360 | 15840-18720 | 6Т, С, К | |||||
Паровые, прямодействующие, перекачивающие неагрессивные нефтепродукты при температуре до 200 °С | 1980—2340 | 7920—9260 | 31680-37440 | 12Т, ЗС, К | |||||
То же, при температуре свыше 200 °С | 1140—1620 | 4320—4860 | 34 560-38880 | 16Т, 7С, К | |||||
Электроприводные поршневые, перекачивающие неагрессивные нефтепродукты при температуре до 200 °С | 1440—1800 | 5760—7200 | 17280-21600 | 9Т, 2С, К | |||||
То же, при температуре выше 200 °С | 1440—1620 | 5760—6480 | 17 280-19440 | 9Т, 2С, К | |||||
Электроприводные, поршневые, перекачивающие агрессивные нефтепродукты при температуре до 200 °С | 1440—1620 | 4320—4860 | 17280-19440 | 8Т, ЗС, К | |||||
То же, при температуре выше 200 °С | 720—900 | 2160—2700 | 12960-16200 | 12Т, 5С, К | |||||
ния дефектов корпус проверяют методом керосиновой пробы.
Основные дефекты защитных гильз — кольцевые задиры и износ по наружному диаметру; наплывы частиц фольги сальников по наружному диаметру; износ посадочных отверстий под вал; износ резьбы.
Таблица 2.20 – Параметры ремонтного цикла химических насосов
Тип и марка насосов | Ресурс между ремонтами, ч | Простой в ремонте, ч | Трудоемкость ремонта, чел. ч | |||
К | Т | К | Т | К | Т | |
Центробежные | ||||||
типа X (ХО), N=11 кВт | ||||||
то же, N=55-75 кВт | ||||||
Центробежные герметичные | ||||||
типа ХГВ, N=40 кВт | 9,5 | |||||
типа ЦНГ, N=2,8-16 кВт | 8,5 | |||||
Центробежные | ||||||
типа ЗХ-9П, N=10-18 кВт | ||||||
типа 7Х-9Н, N=55 кВт | ||||||
Трехскальчатый типа Т-25/340 | ||||||
Скальчатый типа ХТ8/52А | ||||||
Плунжерные типов ХТР-4/100Т; ХТР-8/110; ХТР-20/50 |
Рабочие колеса.
Рабочие колеса подвержены наиболее интенсивному износу в результате действия механического трения, эрозионного и коррозионного действия перекачиваемой среды, кавитационного разрушения и ряда других факторов. Незначительное кавитационное разрушение подлежит восстановлению. При сильном кавитационном повреждении рабочего колеса (сквозные отверстия, полное или частичное разрушение лопастей) его, как правило, заменяют запасным.
При малом зазоре между рабочим колесом и лопатками на входных участках последних могут появиться места разрушений вследствие так называемой «щелевой кавитации». В случае плохого прилегания торцевой поверхности отвода к секции возможны утечки, приводящие к эрозионному размыву лопат ток. Такие дефекты, как правило, исправляют заваркой с последующей шабровкой и проверкой плоскости прилегания по краске. Кавитационному разрушению наиболее сильно подвержены входные кромки лопастей рабочих колес. При невозможности исправления заваркой входные кромки могут быть подрезаны на станке или вручную. Подрезка входной кромки может быть выполнена на 5-10 мм, в зависимости от размеров колеса. После подрезки кромки должны быть округлены радиусом 1,5-2 мм.
Вал (ротор). Наиболее вероятными дефектами валов являются: износ шеек вала; трещины любого размера в любом месте; износ резьбы и шпоночных пазов; искривление вала (искривление вала равно половине его биения). Овальность и конусность шеек вала (для подшипников качения) не должны превышать половины допуска на обработку, указанного в рабочем чертеже. Зазор между втулкой вала и средней опорой, зависящей от диаметра вала, не должен превышать 0,2-0,4 мм для насосов нормального ряда. Боковые зазоры между вкладышем и валом должны быть вдвое меньше верхнего зазора. Осевой зазор между валом и крышкой корпуса подшипников допускается в пределах 1-3 мм на диаметр.
Допустимые зазоры между валом насоса и вкладышем подшипников скольжения (в мм) приведены ниже:
Диаметр вала, мм | 18-30 | 30-50 | 50-80 | 80-100 | 120-180 | 180-240 |
Верхний зазор | 0,06—0,08 | 0,08—0,12 | 0,10—0,18 | 0,16—0,24 | 0,24—0,36 | 0,36—0,50 |
Боковой зазор | 0,03—0,04 | 0,04—0,06 | 0,06—0,09 | 0,08—0,12 | 0,12—0,18 | 0,18—0,25 |
Значения номинального и максимально допустимого биения деталей ротора приведены в табл. 2.21.
Таблица 2.21 – Значения биений деталей ротора центробежных насосов
Детали | Биение в насосах нормального ряда, мм | Биение в насосах типа КВН, мм | ||
номинальное | максимальное | номинальное | максимальное | |
По окружности | ||||
Полумуфта | 0,03 | 0,05 | 0,03 | 0,06 |
Шейка вала под подшипники | 0,015 | 0,02 | 0,02 | 0,04 |
Защитные гильзы вала | 0,02 | 0,03 | 0,06 | 0,07 |
Уплотняющие кольца рабочих колес | 0,03 | 0,05 | 0,06 | 0,08 |
Втулки промежуточного подшипника | 0,03 | 0,05 | — | — |
Маслоотбойное кольцо | — | — | 0,05 | 0,07 |
Ступица разгрузочного диска | — | — | 0,06 | 0,08 |
Упорный диск | — | 0,02 | 0,03 | |
По торцу | ||||
Полумуфта | 0,02 | 0,04 | 0,02 | 0,04 |
Рабочее колесо | 0,10 | 0,20 | 0,10 | 0,20 |
Разгрузочный диск | — | — | 0,02 | 0,04 |
Упорный диск | — | — | 0,02 | 0,04 |
Если биение превышает допустимые значения, вал подлежит правке. Износ шеек вала не должен превышать 2% от номинального диаметра. Изгиб вала проверяют в центрах. Эллипсность или конусность шеек валов под подшипники скольжения должны быть не более 0,004 мм.
Подшипники. На поверхности вкладыша подшипника скольжения глубина трещин и износа рабочей поверхности не должна превышать 1 мм. Максимальный зазор между валом и верхним вкладышем должен быть не более 0,2 мм для вала диаметром 50-80 мм и не более 0,33 мм — для вала диаметром 80-120 мм. Подшипник скольжения необходимо перезалить, если раковины и выкрошившиеся куски обнаруживаются более чем на 1/4 всей поверхности подшипника.
Рабочая поверхность упорного диска должна быть гладкой, без царапин и забоин и не должна иметь следов касания о колодки. При износе гребня диска на 2-3 мм или втулки диска на 2-2,5 мм по диаметру диск подлежит замене.
Зазор между передними рабочими колодками и гребнем упорного диска должен равняться нулю, между задними рабочими колодками и гребнем — 0,7 мм. Толщина новых колодок должна быть одинакова, а толщина баббитовой заливки — не более 1,5 мм.
На подшипниках качения не допускаются следующие дефекты:
· трещины или выкрашивание металла на кольцах и телах качения, цвета побежалости в любом месте подшипника;
· выбоины и отпечатки (лунки) на беговых дорожках колец;
· шелушение металла, чешуйчатые отслоения;
· коррозионные раковины, забоины и вмятины на поверхностях качения, видимые невооруженным глазом;
· глубокие поперечные риски и забоины на беговых дорожках колец и на телах качения;
· надломы, сквозные трещины на сепараторе, отсутствие или ослабление заклепок на нем;
· забоины и вмятины на сепараторе, препятствующие плавному вращению подшипников;
· заметная на глаз и на ощупь ступенчатая выработка рабочей поверхности колец. При вращении подшипника должен быть слышен глухой шипящий звук; резкий металлический или дребезжащий звук не допускается.
Подшипники внутренним диаметром до 50 мм заменяют, если радиальный зазор превышает 0,1 мм; для подшипников диаметром 50-100 мм зазор не должен превышать 0,2 мм, диаметром более 100 мм — 0,3 мм.
Порядок контроля подшипников качения должен быть следующим: осмотр, проверка на шум и легкость вращения, измерение радиального зазора и колец.
Радиальный зазор можно измерять на приборе КИ-1223 или КП-0512. При отсутствии этих приборов можно пользоваться штангенциркулем; при этом определяют разность результатов двух диаметрально противоположных измерений, получаемых при прижатом к одной стороне внутреннем кольце. Допускается проводить измерение радиального зазора щупом.
Для всех насосов после снятия радиально-упорных подшипников обязательна проверка осевого разбега ротора в корпусе. Рекомендуемые значения осевых зазоров для радиально-упорных и упорных подшипников даны в табл. 2.22.
Таблица 2.22 – Рекомендуемые значения осевых зазоров в радиально-упорных и упорных подшипниках
Диаметр вала, мм | Серия подшипников | Осевые зазоры, мм, в подшипниках | ||
радиально-упорных | ||||
роликовых конических | роликовых шариковых | двойных упорных | ||
До 30 | Легкая | 0,03—0,10 | 0,02—0,06 | 0,03—0,08 |
Легкая и средняя | 0,04—0,11 | — | — | |
Средняя и тяжелая | 0,04—0,11 | 0,03—0,09 | 0,05—0,11 | |
Свыше 30 | Легкая | 0,04—0,11 | 0,03—0,09 | 0,04-0,10 |
До 50 | Легкая и средняя | 0,05—0,13 | — | — |
Свыше 50 | Легкая | 0,05—0,13 | 0,04—0,10 | 0,06-0,12 |
До 80 | Легкая и средняя | 0,06—0,15 | — | — |
Средняя и тяжелая | 0,06—0,15 | 0,05—0,12 | 0,07—0,14 | |
Свыше 80 | Легкая | 0,06—0,15 | 0,05—0,12 | 0,06—0,15 |
До 120 | Легкая и средняя | 0,07—0,18 | — | — |
Средняя и тяжелая | 0,07—0,18 | 0,06—0,15 | 0,10—0,18 |
Цилиндры поршневых насосов. Для цилиндров и гильз цилиндров характерны следующие основные дефекты: износ рабочей поверхности в результате трения, коррозионный и эрозионный износ, трещины, задиры. Величину износа цилиндров определяют после выемки поршня (плунжера), замерив диаметры расточки в вертикальной и горизонтальной плоскостях по трем сечениям — среднему и двум крайним — с помощью микрометрического штихмасса. В табл. 2.23 приведены значения допустимого износа цилиндра или цилиндровой втулки
Таблица 2.23 – Допустимый износ цилиндра
Внутренний диаметр цилиндра или втулки, мм | 100-150 | 151-200 | 201-250 | 251-300 | 301-350 | 351-400 | 401-450 | 451-500 | 501-550 | 551-600 |
Наибольшее увеличение диаметра, мм | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,6 | 4,2 | 4,75 | 5,4 | 6,0 | 6,6 | 7,2 |
Эллипсность, мм | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,75 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,2 | 1,5 | 1,5 |
Конусность, мм | 0,15 | 0,2 | 0,25 | 0,3 | 0,35 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 |
Поршни. На рабочей поверхности поршня не допускаются задиры, забоины, заусенцы и острые кромки. Максимально допустимый износ поршня не должен превышать (0,008—0,011)D, где D — номинальный диаметр поршня.
Предельный зазор между поршнем и цилиндром насоса (по диаметру) зависит от внутреннего диаметра цилиндра и не должен превышать значений указанных в табл. 2.24.
Таблица 2.24 – Предельный зазор между поршнем и цилиндром насоса
Внутренний диаметр цилиндра, мм | Предельный зазор, мм | Внутренний диаметр цилиндра, мм | Предельный зазор, мм |
0,75 | 3,75 | ||
1,25 | 3,90 | ||
1,50 | 4,00 | ||
1,90 | 4,50 | ||
2,25 | 5,00 | ||
2,40 | 5,50 | ||
3,00 | 6,00 | ||
3,30 |
Поршневые кольца. При обнаружении трещин на поверхности поршневых колец, при значительном и неравномерном износе, эллипсности, потере упругости колец их необходимо заменить новыми.
Отбраковочные зазоры поршневых колец насоса определяют следующим образом: наименьший зазор в замке кольца в свободном состоянии S(0,06-0,08)D; наибольший зазор в замке кольца в рабочем состоянии S(0,015-0,03)D, где D — номинальный диаметр цилиндра.
Допустимые значения радиального коробления зависят от диаметра кольца:
Диаметр кольца, мм 150 150-400 Свыше 400
Допустимое коробление, мм, не более 0,06-0,07 0,08-0,09 0,1-0,11
Отбраковочный зазор между кольцами и стенками канавок поршня определяется следующими соотношениями: Smin= 0,003h; 5тахSmax= (0,008—0,01)h (где h — номинальная высота кольца).
Штоки и плунжеры. При обнаружении рисок глубиной 0,5 мм, эллипсности 0,15-0,20 мм штоки и плунжеры протачивают. Проточку штока можно выполнить на глубину не более 2 мм. Предельно допустимый износ штоков и плунжеров характеризуется следующими значениями:
Диаметр штока, мм. До 50 51-75 76-100 101-125 126-150 151-175
Неравномерность диаметра по длине, мм 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,40
Эллипсность, мм 0,10 0,15 0,15 0,20 0,20 0,25
Несоосность цилиндра и направляющей штока допускается в пределах 0,01 мм. Если биение штока превышает 0,1 мм, шток протачивают на половину величины биения и правят.