Состав и взаимосвязь помещений магазина
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относят: продажу товаров и обслуживание покупателей; выкладку товаров на оборудовании; организацию расчётов за товары; оказание покупателям дополнительных услуг. К вспомогательным относят: приёмка товаров от поставщика; доставка к месту хранения; обеспечение условий хранения; подготовка товаров к продаже; транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных услуг, оказываемых покупателям. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:
1. Торговые помещения. Предназначены для осуществления торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазина. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала, помещения приёма и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обуславливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
В проектируемом магазине торговая площадь равна 60 кв. м. и будет занимать 45% общей площади магазина. В составе её входит торговый зал, площадь, занимаемая узлом расчёта, площадь под оборудование для демонстрации товаров, для проходов покупателей и рабочих мест продавцов.
2. Помещения для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, склады, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей.
В строящемся магазине под эти цели будет выделено 19% общей площади магазина – 107 кв. м... На ней будут размещены 4 склада (по количеству отделов), помещение для приёмки и подготовки товаров к продаже.
3. Подсобные помещения. Предназначены для осуществления вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары и оборудования, помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря, экспедиции для доставки товаров покупателям, приёмки и хранения стеклотары.
В структуре площадей строящегося магазина эти помещения будут занимать 23% общей площади магазина – 129 кв. м..
4. Административно-бытовые помещения. Включают в себя: служебные помещения аппарата управления; помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты отдыха и приёма пищи; гардеробные; душевые и т.д.. Удельные вес площади магазина, отведенной под эти помещения составляет 13% - 70 кв. м... В них входит площадь кабинета директора, зам. директора и товароведа, кабинет специалистов отделов и бухгалтерия, а также туалет.
5. Технические помещения. Включают котельную, отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую, радиоузел, вентиляционные камеры и т. д.. Помещений такого типа в магазине не будет.
Все помещения магазина должны быть расположены с учётом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними (приложение 1). Планировка торговых помещений, а также помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых должна быть направлена на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке товаров, на нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников и отвечать основным требованиям:
- торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
- оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
- торговый зал должен быть связан с помещениями для приёмки товаров по возможности кратчайшим путём, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;
- помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приёмки и подготовки товаров к продаже;
- административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. Между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических процессов на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей.
10. устройство и планировка магазина