Проектирование и реконструкция объектов

Вагонного хозяйства

Основные понятия

Вагонные депо в полном составе подразделений проектируют в процессе строительства новых железных дорог. На действующих дорогах имеется вагонное хозяйство, поэтому обычно планируется ввод новых или реконструкция существующих отдельных объектов:

главного производственного корпуса депо; ремонтно-экипировочных пассажирских депо; пунктов технического обслуживания ваго­нов; пунктов экипировки рефрижераторного подвижного состава; помещений отдельных производственных участков и отделений.

Как правило, используют типовые проекты зданий и сооруже­ний, при этом производится привязка будущего объекта к выде­ленному земельному участку: ориентация на местности, проекти­рование и подключение коммуникаций, учет экологических тре­бований (очистка воды, утилизация и захоронение отходов и т.д.). Проектирование, привязку типовых проектов и разработку ре­конструкции осуществляют проектные организации по заданиям же­лезных дорог.

В состав задания включают основные данные будущего (рекон­струируемого) предприятия: наименование (депо, ПТО и т.д.), осно­вание для проектирования, место строительства, номенклатура (на­звание) продукции, годовая программа (объем выпускаемой про­дукции), типы и вид ремонта ремонтируемых или обслуживаемых вагонов, специализация и кооперирование с другими предприятия­ми, источники снабжения энергоресурсами: электроэнергией, теп­лом, газом, а также водой, объем сброса сточных вод и требования к их очистке, стоимость строительства, эффективность капвложений.

Проектирование новых депо или крупных подразделений депо осуществляют в два этапа (стадии): первый — разработка техниче­ского проекта с расчетом сметы расходов; второй — рабочая тех­ническая документация.

Технический проект состоит из следующих частей: общей, тех­нологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, организационной и сметной.

Рабочая документация состоит из рабочих чертежей, смет, за­казных спецификаций и задания на разработку не­стандартного оборудования.

Выполненный проект согласовывают с заказчиком (дорогой) и подрядчиком (строительной организацией). Для организации стро­ительства или реконструкции депо вносят в титульный список объектов капитального строительства для финансирования.

Работа над проектом начинается с составления генерального плана или внесения изменений в существующий план. Под гене­ральным планом понимают план территории депо, ориентирован­ный по сторонам света, с обозначением рельефа и формы площад­ки, с размещением всех существующих и проектируемых зданий, сооружений и коммуникаций, включая рельсовые дороги и при­мыкание к железнодорожной станции, а также зеленых насажде­ний и ограждений (заборов).

Чертеж генерального плана выполняют в масштабе 1:500 или 1:1000 в условных графических изображениях и обозначениях по ГОСТ 21.108-78.

В процессе разработки генерального плана депо предусматри­вают следующие основные требования:

- взаимное расположение производственных зданий и поме­щений в зданиях и объединение их в блоки должно обеспечивать поточность производства и кратчайшие пути транспортировки объектов производства;

- размещение зданий и сооружений по отношению к сторо­нам света и направлению преобладающего ветра должно соответ­ствовать их лучшему естественному освещению и аэрации;

- должна быть обеспечена наименьшая протяженность энер­гетических коммуникаций;

- должны строго выполняться правила и нормы пожарной безопасности, санитарно-технических условий, охраны окружаю­щей среды;

- необходимо максимально использовать территорию депо под застройку (коэффициент плотности застройки не менее 0,4, коэффициент использования площади равен 0,7 — 0,8);

- должна быть обеспечена удобная подача вагонов в ремонт и уборка после ремонта без пересечения главных путей и без угло­вых потоков;

- следует предусмотреть возможность реконструкции депо в будущем за счет увеличения площади застройки.

Разработка проекта начинается с выполнения технологической схемы производства (технологической части), на основании кото­рой составляются план главного корпуса и общий план основного производства. Размеры и площади производственных помещений принимают в соответствии с нормами технологического проектирования депо на заданную программу ремонта и технического обслуживания вагонов. Помещения подразделений основного производства: вагоносборочный, тележечный, колесно-роликовый, Ремонтно-комплектовочный — размещают в главном корпусе депо в соответствии с разработанной ранее технологической схемой про­изводства. Предусматриваются производственные площадки для складирования и хранения материалов, запасных частей, металлолома, стружки, а также колесный парк. На территории депо должны быть автомобильные дороги шириной: для одностороннего движения — 4,5 м и для двухстороннего — 6 м, а также пешеходные дорожки шириной 0,75 м. Путевое развитие депо должно обеспечи­вать возможность маневровых работ по подаче и уборке отремон­тированных вагонов. На территории депо может быть котельная или теплопункт, трансформаторная подстанция энергоснабжения, компрессорная, а также устройства для очистки сточных вод про­изводства. Схема генерального плана депо приведена на рисунке - 3.40.

Проектирование и реконструкция объектов - student2.ru

Рисунок - 3.40. Схема генерального плана депо для ремонта грузовых вагонов: железнодорожные пути: 6 - хранения колесных пар; 10 - ремонтные; 11 - трак-ционные; 13 - парка станции;

дороги: 3 - шоссейная; 7 - автомобильные внутренние;

здания: 1 - склад лесоматериала; 2 - гараж; 4 - административный корпус; 5 - водоочистные сооружения; 8 - котельная; 9 - трансформаторная подстанция; 12 - столовая; 14 - склад горючесмазочных материалов; 15 - механизированный участок по разделке вагонов в металлолом; 16 - кладовая запчастей; 17 -глав­ный производственный корпус

Генеральный план, план главного производственного корпуса депо, планы помещений производственных участков с размеще­нием в них оборудования должны разрабатывать специалисты-проектировщики, хорошо знающие технологию ремонта, техниче­ского обслуживания вагонов и организацию вагоноремонтного производства. В процессе разработки технологической части тех­нического проекта и затем рабочей документации следует также учитывать требования строительных норм и правил (СНиП).

Наши рекомендации