Технология разноуровневого обучения (ТРО)
Цели и задачи.Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б. Блум, 3. И. Калмыкова и др.).
Ведущей целью построения модели школы с разноуровневой дифференциацией является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня освоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального, а также развитие данных способностей. Основным организационным условием для осуществления данной цели становится создание относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих организовать обучение детей на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала: от минимально допустимого до творческого.
Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 — минимальном (государственный стандарт), 2 — базовом, 3 — вариативном (творческом).
Основные концептуальные посылки ТРО, исходя из которых строитсяпедагогическое взаимодействие:
всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;
неизбежность перемен — ни одно оценочное суждение о человеке не может являться окончательным.
Основные принципы и правила ТРО.
1. Принцип развития каждого ученика (Л. В. Занков). Реализация данного принципа предполагает соблюдение правил:
· рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства учеников, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;
· с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;
· возможность выбора учеником заданий более высокого уровня и перехода в другую группу.
2. Принцип осознания учащимися процесса учения (Л. В. Занков)
реализуется посредством правил. Каждому ученику важно:
· знать и осмысливать свои возможности, реальный уровень обученности;
· прогнозировать и планировать свою дальнейшую деятельность с помощью учителя;
· овладеть способами деятельности, а также общеучебными умениями и навыками;
· вести рефлексию результатов своей деятельности.
Таким образом, ученик переводится в режим саморазвития.
3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства
согласно которому:
♦ признается возможность неравномерности в развитии различных
свойств и способностей личности, ее специальной одаренности,
вследствие чего педагоги и учащиеся должны определить, в какой
сфере учебной деятельности учащийся может достигнуть более вы
сокого уровня усвоения по сравнению с другими;
♦ уровень обучаемости ребенка должен определяться не вообще, а относительно конкретных предметов;
♦ продвижение ученика в обучении нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными предыдущими результатами.
4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга, требующий:
♦ обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на основе которых осуществляется первоначальное разделение на группы;
♦ постоянного изучения изменения данных свойств и их соотношения в процессе разноуровневого обучения с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи ученикам в их самоопределении при выборе того или иного уровня обучения.
Уровни усвоения в ТРО.Сколько уровней планируемых результатов целесообразно иметь? В практике встречаются разные варианты – от двух до девяти. В нашей традиции привычны три. Эта триада не случайна.
Оценка «удовлетворительно» означает, что результаты обучения удовлетворяют некоторым минимальным требованиям общества, его социально-образовательному заказу, отвечают минимальным установкам федерального образовательного стандарта. Назовем этот уровень стартовым. Однако было бы очень хорошо, если бы все или хотя бы большинство детей учились не ниже, чем на четверки. Назовем этот уровень базовым. Некоторые ученики отличаются тем, что смогли в изучении предмета продвинуться довольно далеко. Будем считать, что оценка «отлично» характеризует продвинутый уровень.
Охарактеризуем: их:
Стартовый уровннь (1 уровень)
Основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.
Базовый уровень (2 уровень)
Он расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса.
Творческий уровень (3 уровень)
Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.