Окончательная форма проекта как текста
Соединение всех записей, заметок, расчетов в единый текст представляет собой важный этап работы над проектом. Текст проекта придает ему самостоятельную жизнь. Заметки и наброски для нас, текст проекта для внешнего пользователя, каковым может быть владелец финансовых средств, орган государственной власти, грантодатель или кто-то другой, кто проявляет или потенциально может проявить заинтересованность в нашем проекте. Форма представления проекта (его интерфейс) должна быть доступной и интересной тому, для кого мы готовим текст.
Практика показывает, что написанный безграмотно, с жаргонными словечками или слишком наукообразно текст отталкивает читателя. Не вдохновит владельцев и распорядителей ресурсов на поддержку проекта неуверенность авторов в себе и в своих предложениях. Отбивают охоту знакомиться с проектом неясные округлые формулировки, долгие вступления и отступления. С самого начала должно быть ясно, о чем проект и каков его масштаб. « Что вы предлагаете ? » таков первый вопрос читающего, и ответ на него должен быть на первой же странице текста.
В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится как бы по концентрическим кругам :
Самый малый круг презентация проекта
Презентация занимает две-три страницы, и в ней в самой сжатой форме изложены информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, ее готовность к осуществлению проекта), и концепция проекта (актуальность проекта ; его цели и задачи ; правовое, экономическое, организационное обоснование ; потребность в средствах, модель и источники финансирования ; участники проекта, их функции ; место и время ; материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы ; ожидаемые последствия осуществления проекта).
Этой информации должно быть достаточно, чтобы лицо, которому адресован проект (например, потенциальный инвестор), заинтересовался им. Если интереса нет проект откладывают в сторону, если интерес проявлен - читают дальше.
Прислушаемся и к совету Дейла Карнеги, особо полезному при подготовке текста « малого круга » : « Наша эпоха - эпоха броских эффектов. Просто констатировать истину уже недостаточно. Истину надо сделать живой, интересной, драматичной » ; « Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно »
Второй круг : изложение концепции проекта, а также наиболее общей оценки его жизнеспособности и базовых расчетов
Текст этой части по структуре тот же, формулировки исходных положений те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Тест занимает примерно 20-30 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту (тот же инвестор, например), знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта. Если его устраивает проект, то дальнейшее чтение по его распоряжению ведут специалисты, делающие экспертное заключение о целесообразности участия в проекте.
Третий круг, строящийся по той же структуре, что и два пре-дыдущих, содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту
Эта часть текста может быть как угодно велика. В крупных проектах она может быть многотомной, содержать таблицы, схемы, рисунки, чертежи, диаграммы и т. д. Но это не мешает видеть проект в целом : краткое описание (первый круг) и его вариант с аргументацией положений (второй круг) позволяют не отвлекаться от главного.
К тексту могут прилагаться различные документы : устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.
Организованный по такой модели текст проекта позволяет сделать его многофункциональным, легко адаптировать к различным задачам презентации, не проводя дополнительной работы.
Для разработки изложенных материалов были использованы следующие источники.
1. Луков В.А. Социальное проектирование. Учебн. Пособие-М. ; Изд-во Московского гуманитарного университета : Флинта, 2006. 2. Материалы, подготовленные Foundation for International Partnership для авторов из Украины, Белоруссии и Молдовы, принимающих участие в конкурсе проектов на получение гранта. 3. Управление проектами/ Под общ. ред В.А. Шапиро.- СПб. : Два ТрИ, 1996.
Технология разработки и реализации социального проекта
Этап - "Разработка социального проекта"
Шаг 1. Изучение общественного мнения.
Шаг 2. Определение социальной проблемы и ее описание.
Шаг 3. Определение целей и задач работы над выбранной социальной проблемой.
Шаг 4. Изучение возможностей, характеристика системы управления проектом.
Шаг 5. Составление плана работы.
Шаг 6. Составление рабочего графика.
Шаг 7. Распределение обязанностей внутри команды.
Шаг 8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
Шаг 9. Составление бюджета проекта.
Шаг 10. Разработка системы оценки и описание ожидаемых результатов.
Шаг 11. Разъяснение обязанностей и обучение членов команды.
Шаг 12. Подготовка общественного мнения.
Этап - "Реализация проекта"
Шаг 13. Составление предложений по проекту.
Шаг 14. Поиск деловых партнеров.
Шаг 15. Проведение официальных переговоров.
Шаг 16. Получение необходимых ресурсов.
Шаг 17. Проведение плановых мероприятий.
Шаг 18. Оценка и контроль выполнения плана.
Шаг 19. Корректировка плана реализации проекта.
Шаг 20. Информирование общественности о результатах проекта.
"Проектный робот"
Автор: Сергеев Дмитрий #NSPT#
Деловая игра на самоопределение
Рабочая гипотеза
Актив общественных объединений не имеет достаточного практического опыта социального проектирования.
Цель игры
Продемонстрировать активу общественных объединений преимущества инициативного подхода к проектной деятельности.