Принципы организации оперативных процессов
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети
1. Плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей.
2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей.
3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной тор-говой сети.
4. Уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли.
5. Общая численность торговых предприятий.
6. Соотношение торговой и неторговой площадей магазина.
3. Материально-техническая база магазинов.
Включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Виды зданий магазинов:
• встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежилых по-мещений);
• встроенно-пристроенные;
• кооперативного пользования, в которых подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;
• отдельно стоящие.
Все помещения магазина можно разделить на две группы:
1) торговые;
2) неторговые.
К торговым помещениям (площадям) магазина относятся:
• торговые залы;
• залы кафетериев;
• места для продажи соков;
• места для игровых автоматов.
К неторговым относятся помещения, разделенные на 5 групп в зависимости от их назначения:
•помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
•помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: для хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;
•административно-бытовые помещения;
•технологические помещения;•коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
Технологическая планировка магазина - это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Виды торгово-технологического оборудования магазинов
1. Мебель классифицируется:
• по месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);
• назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для показа товара, для выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей);
• товарному профилю (универсальная, специализированная);
• конструкции (неразборная, сборно-разборная).
2.Торговый инвентарь - приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров при обслуживании покупателей, а также для проведения различных вспомогательных и хозяйственных операций. Классифицируется:
• по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);
• назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовке к продаже и отпуску, для выкладки и рекламы, счётный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный).
3. Торговое холодильное оборудование - устройства охлаждения, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируются по:
• по назначению (для хранения товаров, их показа и продажи, демонстрации товара);
• температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).
4. Торгово-измерительное оборудование - весы, гири, меры длины и объема.
5. Контрольно-кассовое оборудование - контрольно-кассовые машины, которые классифицируются:
· по количеству суммирующих счетчиков;
· количеству рядов для набора суммы, вводимой в машину;
· количеству операционных счетчиков, наличию съемных клавиш-ключей.
5.Понятие торговых и технологических процессов
· Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
· Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как разгрузка транспортных средств, доставка товаров в зону приемки, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей (рис. 2.1), см. на стр.
· Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Он обеспечивает не только доведение товаров до потребителей, а также изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара.
Принципы организации оперативных процессов
• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
• создание наилучших условий выбора товаров, экономии времени покупателей, высокого уровня торгового обслуживания;
• соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;
• достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;
• сохранение физико-химических свойств товаров.
6. Приемка товаров является важной операцией торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и ТУ. Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц физически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.
Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительным сроком реализации (нескоропорт) хранят при температуре 10-18 °С и относительной влажности воздуха 60-70 %.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдается санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Все подготовительные операции целесообразно проводить в специально оборудованных помещениях.
7. Формы продажи товаров:
самообслуживание - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета; предусматриваются типовое торговое оборудование, минимум услуг;
продажа товаров по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы;
индивидуальное обслуживание - продавец обслуживает каждою конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах использования товара, упаковывает и отпускает товар, предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара;
продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары;
продажа товаров по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров, после выбора и оплаты товар может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина;
консультативная продажа - покупателей обслуживает продавец, являющийся одновременно и консультантом; используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике;
продажа по телефону - активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента, рекламируя товар по телефону; используется для реализации товаров через торговых агентов;
парадоксальная (групповая) продажа - основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, выявлении общих точек зрения, что является предпосылкой для реализации товара; продавец выполняет роль хозяйки, ведущей;
продажа по дисконтным магазинным картам.
Этапы продажи товаров:
• прием и установление контакта;
• выявление потребности и выслушивание;
• аргументация и показ товара;
• ответ на возражение;
• осуществление продажи.
8. Правила розничной торговли. Торговые услуги.Продавец обязан предоставить покупателю следующие сведения:
• наименование товара;
• наименования и места нахождения изготовителя товара и фирм, принимающих от покупателей претензии и производящих ремонт и техническое обслуживание товара;
• обозначение стандартов;
• перечень основных потребительских свойств товара;
• правила и условия эффективного и безопасного его использования;
• гарантийный срок конкретного товара, если он установлен;
• срок службы и срок годности;
• цена и условия приобретения товара.
Информация о продовольственных товарах, кроме того, должна содержать сведения:
• о входящих в состав продуктов ингредиентах, включая пищевые добавки;
•пищевой ценности, весе и объеме;
•области применения;
•способах и условиях приготовления и применения;
•условиях хранения;
•дате изготовления, противопоказаниях для употребления в пищу.
Информация о парфюмерно - косметических товарах помимо других сведений должна содержать сведения:
• о назначении и входящих в состав изделий ингредиентах;
• действии и оказываемом эффекте;
• противопоказаниях для применения;
• способах и условиях использования.
Покупатель имеет право в течение 14 дней с момента покупки качественных непродовольственных товаров обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, иных форм и габаритов. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель может получить деньги обратно.
9. Товарные склады. Устройство и планировка.
Склад - это специальное помещение для хранения запасов и материалов.
В зависимости от характера выполняемых функций склады подразделяются на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного долгосрочного хранения, накопительные.
Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов торговли. . Сюда относят склады оптовых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. К складамсезонного долгосрочного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения. Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления. По ассортиментному признаку склады делят науниверсальные и специализированные.
Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых и секций. Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.
По техническому устройству склады подразделяются на обще-товарные и специальные.
Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима.
К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т.д.
В зависимости от устройства склады подразделяют наоткрытые,полузакрытые и закрытые.
Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок или ленточных фундаментов. Полузакрытые представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.
Закрытые склады - это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемые и неотапливаемые (утепленные и не утепленные).
10. назначение и функции складов.Склады предназначены для накопления и хранения товарных запасов, а также формирования торгового ассортимента.
Складское хозяйство торговли является основной частью материально-технической базы общества и представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения.
Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Большинство складов выполняет следующиеосновные функции:
• получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
• накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;
• подсортировка и подготовка товаров к продаже;
• товароснабжение розничной торговой сети;
• сезонное и долгосрочное хранение товаров.
11.Виды складских помещении и планировка. Планировка общетоварного склада.
Все помещения на общетоварных складах делятся на следующие группы:
- основного производственного назначения - для выполнения основных производственных операций (хранение товаров, их распаковка, упаковка, расфасовка и комплектование, прием и oтпуск товаров);
- вспомогательные - для хранения тары, многооборотных контей-неров и поддонов;
- подсобно-технические - для размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также хозяйственных кладовых и ремонтных мастерских;
- административно-бытовые - для размещения административного аппарата и бытового обслуживания работников склада.
На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств, приемки товаров по количеству и качеству, хранения, фасовки товаров, отборки и комплектования заказов покупателей, погрузки автомобильного транспорта. Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.