Динамические дефектоскопы
ДВТ-1 | Детали правильной круглой и цилиндрической формы из магнитных и немагнитных материалов при условии их вращения | Поверхностные и подповерхностные дефекты. Питание от сети 220 В (50 Гц). Показания отражаются на экране осциллографа. На шлифованной поверхности наряду с трещинами выявляются пустоты диаметром более 0,6 мм. |
ЭДМ-66 | Профили, листы, штамповки из немагнитных и магнитных материалов, зачищенные сварные швы и околошовная зона | Дефектоскоп с вращающимися накладными катушками. На хорошо обработанной поверхности выявляет дефекты протяженностью более 0,2 мм |
Новое излучение называется фотолюминесценцией. Технология проведения дефектоскопии при этом методе состоит из следующих операций: на очищенную поверхность контролируемой детали наносится слой флуоресцентной жидкости; затем жидкость смывается водой с поверхности, сохраняясь в поверхностных трещинах. После этого деталь сушится теплым воздухом (50-60°С), посыпается адсорбентом (силикагелем) и выдерживается до 30 мин на воздухе, а затем осматривается в фильтрованном ультрафиолетовом свете. Под действием ультрафиолетовых лучей флуоресцирующий раствор, проникший в трещины, ярко светится желто-зеленым светом с голубым оттенком; флуоресцирующая жидкость состоит из следующих компонентов, %: керосин 50, бензин 25, светлое минеральное масло (вазелиновое, трансформаторное, велосит) 25, флуоресцирующий краситель - дефектоль зелено-золотистый-0,02-0,03. В качестве люминесцирующего-красителя может также применяться люмоген водно-голубой и зелено-желтый. Отечественной промышленностью для люминесцентной дефектоскопии выпускаются дефектоскопы ЛД-2, ЛД-4 и др., оборудованные ртутно-кварцевыми лампамиДРШ-250.
Метод красок(цветной дефектоскопии) заключается в использовании капиллярных свойств поверхностных трещин, заполняемых красителями, видимым» в обычном (белом) свете. Этот метод не требует применения специальной аппаратуры и благодаря этому может широко и оперативно применяться при ремонте ГТУ в условиях КС. Технология выполнения дефектоскопии по этому методу состоит из следующих операций.
Деталь обезжиривается смесью тринатриифосфата 30-50 г, эмульгатор ОП-7 М г и воды 1 л. Смесь перед употреблением подогревается до 60-80°С. После обезжиривания деталь промывают в проточной воде и просушивают в сушильном шкафу при 200°С в течение 20 мин, после чего протирают ацетоном и растворителем РДВ, а затем покрывают двумя-тремя слоями краски. Чувствительность цветного метода дефектоскопии значительно увеличивается если перед нанесением краски деталь прокалить в печи до 300-4004-. После покрытия краской деталь выдерживается 2—3 мин, затем ее обмывают ацетоном или смесью, состоящей из 30% керосина и 70% трансформаторного масла, и тщательно протирают сухой марлей. Сразу же после удаления с поверхности деталей проникающей краски ее покрывают белой проявляющей краской в 2—3 слоя. Через в-10 мин деталь осматривают. Трещины проявляются в виде тонких линий красного цвета.
В качестве проникающих красок используют краску марки К по ТУ ЛЛЗ № 1-63, изготавливаемую Львовским лакокрасочным заводом. Состав краски жирорастворимый темно-красный краситель судан-IV 10 г, разжижитель Р-4970 мл, масло МК-8 или трансформаторное 30 мл.
Состав белой проявляющей краски марки М по ТУ ЛЛЗ 2-W следующий, коллодий на эфирно-спиртовой основе 700 мл, разжижитель Р-4 200 мл, ацетон 100 мл, густотертые цинковые белила марки М-0 или М-00 50 г.
Перед началом дефектации деталей все краски должны быть проверены по эталону. Если в результате дефектации эталона будут выявлены известные дефекты, то краски допускаются к использованию.
РАЗБОРКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ
ПЛАНИРОВКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА И ОБСЛУЖИВАНИЯ
Большую роль в облегчении труда ремонтной бригады, повышении его производительности, создании условий безопасности при производстве ремонтных работ играет рациональное размещение основного оборудования (агрегат, верстак и т. п.), технологической оснастки (инструмент, приспособления), материалов, деталей, оргтехоснастки. Организация рабочего процесса должна предусматривать максимальную экономию времени, обеспечивать условия для высокой производительности труда, предусматривать высокое качество работ.
Конструктивно залы турбокомпрессорных цехов выполнены единообразно по типовым проектам с небольшими различиями в расположении вспомогательных помещений и линейных размеров. Нормативно-исследовательской станцией объединения Союзгазэнергоремонт разработан Проект организации труда бригады, занятой ремонтом ГПА, в котором предусматривается схема рабочей зоны бригады, занятой ремонтом ГТУ (рис. 4). Такая планировка рабочего места бригады создает следующие преимущества.
1. Расположение инструментальной тумбочки непосредственно в зоне ремонта позволяет сократить непроизводительные потери рабочего времени, а размещение инструмента в определенном порядке — время на его поиски.
Непосредственно в зоне ремонта находится верстак для проведения несложных оперативных слесарных работ, возникающих в процессе ремонта.
Рис. 4. Схема рабочей зоны бригады, занятой ремонтом ГТУ ГТК-10.
1 — верстак; 2 — стол под контрольную плиту; 3 — шкаф инструментальный передвижной; 4 — диафрагма; 5 — стеллаж; 6 — место очистки маслохолодильников; 7 — крышка ТНД и выхлопного патрубка; 8 — крышка турбокомпрессора; 9 — фалшвалы ТВД и ТНД; 10 — подъемно-транспортные приспособления; 11 — козлы под ротор нагнетателя; 12 — противовес; 13 — противень; 14 — диск нагнетателя; 15 — вал нагнетателя; 16 — гильза; 17-козлы под гильзу нагнетателя; 18 — вкладыши нагнетателя; 19 — крышка блока подшипника нагнетателя; 20 — козлы роликовые; 21 — ротор ТНД; 22 — ротор турбокомпрессора; 23 — корпус блока подшипника ТНД; 24 — кожух промежуточного вала; 25 — промежуточный вал и приспособление для его центровки; 26 — стеллаж; 27 — противень; 28 — крышка валоповоротного устройства (ВПУ).
3. Непосредственно в зоне ремонта располагается стеллаж с запасными прокладками, подшипниками, метизами, крепежом и т. п., что значительно сокращает время, затрачиваемое на поиски этих изделий на складах, в кладовках и т. д.
4. Вблизи зоны ремонта должны находиться тележка для перемещения тяжестей и передвижная лестница.
При производстве ремонтных работ крупногабаритные узлы и детали, снятые с агрегата, размещают около ремонтируемого агрегата, оставляя место для проходов и такелажных работ. Для подъема деталей применяются средства и приспособления только соответствующей грузоподъемности, своевременно проверенные и испытанные в соответствии с действующими правилами Госгортехнадзора.
Рабочим местом бригады слесарей, занятых ремонтом ГПА„ является зона, включающая в себя ряд объектов, расположенных в компрессорном цехе и на территории компрессорной станции: машинный зал, галерея нагнетателей, механическая мастерская. Механическая мастерская должна быть оснащена токарным станком типа ДИП-300, фрезерным станком, вертикально-сверлильным, наждачно-заточным станком, слесарным верстаком, столом для промывки и просушки деталей, стеллажом для хранения запасных частей, металлическими шкафами для хранения инструмента. Желательно наличие комнат отдыха и приема пищи, где должны быть установлены холодильник, стол, стулья, радиоприемник, шкафы для одежды, аптечки, раковины и т. п.
На каждый тип ГТУ разрабатываются технологические карты ремонта, предусматривающие расстановку слесарей, трудозатраты на каждую операцию, инструмент, оснастку, квалификацию рабочего. Проектом организации труда бригады, занятой ремонтом ГПА (НИС ПО Союзгазэнергоремонт), предусматривается табель оснащения ремонтных бригад.