Свойства и области применения поли(бутелентерефталатных) волокон
Полиэфирные волокна нашли широкое применение для изготовления предметов народного потребления и технических изделий.
При выработке изделий народного потребления используются штапельное волокно и филаментные нити. Целесообразность применения полиэфирных волокон для изготовления изделий народного потребления обусловлена высокой устойчивостью к сминанию, способностью сохранять приданную форму шерстоподобным видом волокна.
Полиэфирные текстильные используются для изготовления дамского и мужского трикотажа, плательных тканей, швейных ниток, занавесей и пр. Освоен выпуск полиэфирной объемной пряжи и нитей типа эластик, из которых вырабатывается широкий ассортимент трикотажных изделий. В последние годы полиэфирные волокна используются также при производстве нетканых материалов.
Полиэфирные волокна незаменимы при изготовлении ряда изделий технического назначения. Высокий модуль эластичности в сочетании с большой прочностью обусловили широкое применение полиэфирных волокон в производстве транспортерных лент, канатов, тросов, приводных ремней, пожарных рукавов и т. п. Сравнительно высокая стойкость к некоторым агрессивным веществам и к органическим растворителям определяет перспективность использования полиэфирных волокон при выработке фильтровальных тканей для кислых сред, бензо- и нефтешлангов и т. п. Благодаря высокой светостойкости, низкой гигроскопичности, не подверженности гниению полиэфирные волокна применяются для изготовления парусов, рыболовных сетей, тралов, брезентов и т. п. Из этих волокон вырабатывают также сетки (взамен металлических), щетки и т. д.
Высокие диэлектрический свойства, которые сохраняются в широком диапазоне температур, указывают также на перспективность использования полиэфирных волокон как электроизоляционного материала.
Полиэфирные волокна широко применяются в медицине для изготовления искусственных кровеносных сосудов и хирургических нитей.
В последние годы определилось новое перспективное направление использования технических нитей—производство шинного корда. В ряде стран (США, Японии, ФРГ) объемы производства полиэфирного шинного корда непрерывно увеличиваются. Это связано с неоспоримыми преимуществами полиэфирных нитей по сравнению с полиамидными. Благодаря высокому модулю эластичности полиэфирного корда уменьшается разнашиваемость автомобильных шин, а вследствие термостойкости, ударостойкости и высокой усталостной прочности, особенно при повышенных температурах, значительно повышается ходимость шин. При эксплуатации автомобильных шин с полиэфирным кордом улучшается комфортабельность езды (уменьшается шум), при длительной стоянке на протекторе не образуются вмятины. Особенно перспективно применение полиэфирного корда в производстве авиашин.
6.8. Технологическая схема и аппаратурное оформление процесса формования полилактидных волокон
Получение волокон и нитей осуществляется традиционным формованием из расплава с последующими операциями вытягивания и релаксации.
Полимерный гранулят подается в экструдер, где полимер расплавляется и затем дозируется прядильным насосиком.
Расплав полимера проходит через фильеру с заданным числом тонких отверстий, форма и размер которых зависит от желаемых свойств нитей (толщины и поперечного сечения). Далее тонкие струйки расплава полимера поступают в вертикальную охлаждающую шахту, где они обдуваются охлажденным воздухом и затвердевают, принимая заданную форму нитей. Затем сформованные нити подвергают замасливанию, после чего идет процесс ориентационного вытягивания нити на необогреваемых галетах. Далее нить проходит через специальную камеру, где потоком пара проводится термообработка нити для кристаллизации и снижения усадки. После этого нити наматываются на цилиндрический патрон, образуя цилиндрическую паковку. Формование нитей из расплава по FDY-схеме осуществляется на специальном оборудовании, по тщательно отработанной технологии, являющейся ноу-хау. Очень важна также высокая квалификация персонала.
Принципиальная технологическая схема формования (процесс FDY c использованием вытяжных необогреваемых дисков и обогреваемой паром камеры H4S):
1-замасливание; 2-контроль обрыва; 3-пневмосоединение; 4-вытяжные диски (холодные); 5- обогреваемое паром устройство H4S; 6-намотка.