Формирование имиджа как одна из составляющих человековедческой компетентности педагога
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией», часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование и каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.
В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
«Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «… большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …»
«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как «маску». Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.ндивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Цель: Помощь педагогу в адаптации в условиях реформирования школы.
Задача: Раскрыть основы формирования имиджа педагога.
Формирование имиджа как одна из составляющих человековедческой компетентности педагога
Человековедческая компетентность педагога – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:
- общаться с личностью и социумом;
- оказывать воздействия на личность и социум;
- реализовывать в деятельности свои лучшие качества и качества воспитанников (личные и деловые);
- создавать личную программу самосовершенствования.
Благодаря данной компетентности взаимодействие педагога на личность воспитанника реализуется на фундаментальной научной базе, на уровне высоких гуманитарных технологий. Поэтому человековедческая компетентность является системообразующим фактором в структуре профессиональной компетентности современного педагога. Важной составляющей человековедческой компетентности педагога является тот факт, что она включает в себя набор требований, соблюдение которых способствует достижению эффекта самореализации личности, и, прежде всего, благодаря ее высокому профессионализму. Главный смысл концепции человековедческой компетентности – это
помочь личности стать профессионалом. Ведь профессионализм в любой профессии – это сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений. Для учителя уровень профессионализма – это качественный показатель его развитости как личности. «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью». Опора в обучении человековедческим технологиям идет на антропологичность и технологичность получаемых знаний. В свое время К.Д Ушинский, говоря о необходимости антропологического подхода в обучении учителя. Отталкиваясь от антропологизма К.Д. Ушинского, человековедческие технологии органично включают в себя естественные и гуманитарные науки и доводят их до уровня технологичного знания. Технология - это процесс с точно заданными целями, достижение которых поддается описанию, включает воспроизводимые элементы действий и гарантированные результаты. Технология может быть на операционном уровне. Наличие операционном уровня свидетельствует о том, что новое знание последовательно «прожито» и принято не только на логическом, но в первую очередь на эмоциональном плане. В парадигме гуманистического образования это означает, что во внутриличностных структурах учителя происходит образование и принятие новых гуманистических понятий. Именно это помогает ему качественно изменить свою личность. Л.С.Выготский так говорил о значении формирования понятий в жизни человека: «... только с образованием понятий
наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний»
Из книги В.М. Шепеля «Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология».
« Развитие человековедческих технологий во многом зависит от решения такой проблемы, как технологизация антропологического и гуманитарных знаний. При всех достижениях, которые на сегодня известны в области применения компьютеров, в разработке информационных технологий имеется много темных пятен в создании «формализованного языка» широкого спектра человековедческой информации. Дело в том, что не всякое знание технологично, в чем нетрудно убедиться, например, обращаясь к гуманитарному знанию, которое занимает огромное место в человековедении. Во-первых, гуманитарное знание, как правило, характеризуется познавательной направленностью. Во-вторых, ему свойственны абстрактность, отвлеченность от конкретных условий, возможность произвольного толкования. В третьих, ему присуще богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекстовая колоритность. Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения, перевести ее на язык формул пока малоэффективны. Полученные результаты весьма условны и не гарантируют точность заложенных в них сведений…Человековедческие технологии широко применимы в медицине и педагогике, в правовых и силовых структурах, семейной сфере. Без них невозможно обойтись, занимаясь различными видами сервиса. Эти технологии имеют большой спрос у современных политологов и имиджмейкеров…
Человековедческие технологии самые наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует огромного объема информации, специальной ее селекции, обращения к результатам новейших научных открытий. Они не могут быть «пробными», чего на практике избежать трудно, поэтому надо на теоретическом уровне свести к минимуму ошибки, в результате которых возможно нанесение ущерба здоровью или личному достоинству людей. Для этого необходимо при их разработке многократное логическое осмысление по схеме «концепция – гипотеза – версия - вариант». Лучше десять раз взвесить все «за» и «против», чем один раз поступить безответственно. Любое прикосновение к человеку должно исключить принесение ему какого-либо страдания.
Человековедческие технологии трудноалгоритмируемы. Принцип пооперационности универсален для многих технологий. В данных технологиях его применение крайне ограничено. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные мастера педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, устойчиво добивающиеся положительных конечных результатов по воплощении в жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и практику не технологией, а методом.
У человековедческих технологий низкий коэффициент гарантированности достижения замысла. К этому должен быть психологически готов каждый, кто к ним обращается.. Негарантированность «конечного» результата человековедческих технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. Гете принадлежат слова о том, что под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание. С этой проблемой постоянно сталкиваются многие из тех, кто обращается к названным технологиям. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого массива внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.
Человековедческие технологии – особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющими жизненный опыт, прошедшими специальную подготовку» Этап технологичного накопления и использования знаний о возможностях человеческой личности помогает учителю качественно измениться в направлении самосовершенствования. Характерной особенностью концепции человековедческой компетентности является то, что она, отталкиваясь от антропологических представлений о человеке, помогает преподавателю использовать их в своей профессиональной деятельности на уровне прикладной подготовленности.Прикладная подготовленность создает условия для успешной профессиональной деятельности. Успешность, в свою очередь, придает педагогу уверенность в своих силах.
К человековедческим технологиям относятся следующие технологии.
- формирования имиджа, личного обаяния;
- упреждения и разрешения конфликтов;
- самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотика);
- индивидуальной работы с личностью;
- формирования социума;
- профессионального честолюбия;
- семейного благополучия;
- личного самосовершенствования