Человековедческие технологии: гуманитарное значение и профессиональная полезность для имиджмейкера

История возникновения человековедческих технологий не знает возраста. Напомним попытку Сенеки создать искусство руководства душою человека, которое он назвал «психагогикой». Человековедческими технологами предстают Томазо Компанелла – автор книги «Город солнца» и социальный экспериментатор Роберт Оуэн, работы которого («Новая гармония» и другие) до сих пор подпитывают своими идеями философов и социотехнологов. Совсем недавно мы восхищались человековедческим мастерством А.С. Макаренко. Все выдающиеся военные полководцы и хозяйственные руководители были и есть талантливые человековеды.

Спрос на «социальную инженерию», как 30 лет тому назад называлось человековедческое направление в зарубежном менеджменте, резко возрос. И не случайно. Эта проблема – одна из фундаментальных и трудоёмких проблем соединения гуманитарной теории с практикой,успешное решение которой имеет в наше время чрезвычайно важное значение. Объясняется это тем, что жизнь убедительно доказывает: знания придают уверенностьлюдям в своем социальном значении, выступают в качестве мощного субъективного факторапроявления воли, ориентируют получение новых знаний.

По цеховой принадлежности – психологи, педагоги, имиджмейкеры – занимаются одной из фундаментальных проблем науки и практики, название которой – эффективность использования человеческого ресурса.Всем, кто занимается научно-профессиональной деятельностью в социономической сфере, полезно напомнить высказывание В.И. Вернадского: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углублённость научного знания неизбежно увеличиваются».

Возрастание зависимости ценности научного знания от его приближения к человеку – закономерность повышения полезности научного знания в цивилизованном обществе.Если в контексте этого утверждения обратимся к психологии, социологии, педагогике, имиджелогии, то обнаружим, что инвестиции в человека весьма скромны. Вдумаемся в такие факты: за последние годы почти в семь раз возросло число самоубийств. Наркотики властвуют над целыми странами. Как здесь не вспомнить русского философа П.Е. Астафьева, который в 1882 г. в книге «Понятие психического ритма» писал: человек индустриальной культуры обречён быть душевно больным, ибо происходит постоянно превышение скорости душевной под давлением технических факторов жизни. Несколько по-иному этот патологический феномен в современном обществе объясняет философ Фромм, отмечая, что у современного человека ум XXI века, а сердце – каменного века.

В таком состоянии общества значительна вина уклада жизни, что объясняется различными социально-экономическими и экологическими причинами. Однако будем откровенны: современные профессиональные антроповеды, среди которых особо следует выделить технологов-человековедов, не умеют достаточно эффективно пробуждать в современных людяхглубокое чувство жизни и радости общественного существования, что крайне важно для полноценного существования современного общества, перенасыщенного проблемами социальной конфронтации, экологических бедствий, технических катастроф. Вл. Соловьев в статье «Тайна прогресса» писал: «...спасающийся спасётся». И профессиональные антроповеды призваны помочь соотечественникам овладеть самыми высокими технологиями социального выживания и самосовершенствования.

Этому и должны научить россиян имиджмейкеры и родственные им специалисты, что требует овладения процессом перевода гуманитарных и естественных знаний в особый технологический алгоритм.

Любая технология – это продуманная система знаний и умений, благодаря которым в определённой последовательности и определённым образом замысел воплощается в конкретный вид продукции или её составную часть. Технология – это система практических действий, гарантирующая реализацию замыслов.

Ф.М. Достоевский писал: «Невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: «Ну, что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтобы только посмотреть: уживётся ли подобное существо на земле или нет?».

Что помогло человеку удержаться на земле?

То, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическомприменении знаний. И, наоборот, из деятельности их черпает. Он от природы – творческий технолог, ибо выживание было и остаётся делом его самого. Умение практически пользоваться своим интеллектом – исходное условие его существования. Вот почему все технологии, как результат деятельности человека, являются человекотворческим деянием,конечное предназначение которого – цивилизованное обустройство личной и общественной жизни. Среди многообразия технологии я выделяю и разрабатываю особый класс технологий, которым дал название «человековедческие технологии» (См.: Шепелъ В.М. Управленческая гуманиторология. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992).

Что такое человековедческие технологии?

Человекотворчество порождает огромное разнообразие технологий: технические, инжиниринговые, финансовые, медицинские, биологические и т.д. Среди них приоритетное значение имеют человековедческие технологии. Это система живых реальныхвоздействий, в результате которых человек как в отдельности, так и в группах совершает целевые действия. Если сказать конкретнее, то сущность человековедческих технологий состоит в том, что с помощью этих технологий формируется нравственное и эстетическое отношениечеловека к себе, к людям, к природе, к духовным и материальным ценностям.

Объектами в человековедческих технологиях становятся душевный и духовный мир отдельной личности, различные социальные сферы её жизнедеятельности, взаимодействие её с природой. Их усилия имеют гуманистический замысел.Вот почему по антропологической природе объекта и прогнозируемому замыслу человековедческие технологии относятся к особому классутехнологий – технологий гуманитарного жанра.

Траектория виртуального развития современного общества решающим образом задаётся всё возрастающим интересом к «антропологическому знанию». Представлю его толкование: это система гуманитарных, естественных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизнедеятельности и взаимоотношений с природной средой. В наше время идёт интенсивный процесс образования новых знаний, расширяющих спектр антропологического знания. Их селекция и агрегатное построение при всей необычайной трудности решения подобной задачи имеют огромный практический смысл. Конкретно это можно объяснить двумя обстоятельствами.

Во-первых, это обусловлено тем, как утверждал Н.А. Бердяев, что «антропологический путь – единственный путь познания вселенной...» Этим и обусловлен повышенный интерес специалистов к усилению антропологической составляющей в современной человекотворческой деятельности.

Во-вторых, антропологическое знание – это знание, которое из-за особого научно-исследовательского отбора и экспериментирования (в отличие от специализированных гуманитарных знаний), наиболее реально переводимо на язык человековедческих технологий.

Всё это объективно актуализирует возрастающее значение в образовании, бизнесе, политикеантропологического знания. Было бы весьма продуктивно обобщить новые теоретические сведения и эмпирические данные, расширяющие информационный банк психологии, педагогики, социологии, имиджелогии, опыт перевода этих знаний в соответствующие технологии. Это – особенно актуально, так как не каждый психолог, педагог и даже имиджмейкер могут достойно выступать в роли человековедческого технолога.

Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используемых, например, в менеджменте и имиджелогии, наглядно проявляется в разработанных мною базовых технологиях: «индивидуальной работы с персоналом», «конструирования коллективного социума», «стимулирования делового честолюбия», «упреждения и преодоления конфликтов», «личного обаяния», «самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», «выявления профпригодности менеджера», «измерения гражданского самочувствия персонала (населения)».

XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фундаментальных открытий, в мире живых организмов. В ближайшем будущем весь комплекс естественных и гуманитарных дисциплин получит качественно новую информацию для разработки более совершенных человековедческих технологий. Несомненно, что психологи, педагоги, менеджеры, имиджмейкеры, имеющие добротный опыт обращения с этими технологиями, сумеют использовать в своей профессиональной деятельности ожидаемые достижения в биологии.

Речь идёт не только о полезности более основательного введения биологических знаний в профессиональную компетентность специалиста по человековедческим технологиям. Известно, что познание методологии естественных наук – одно из важных требований ко всем наукам, занимающимся изучением личности и общества, а также практически воздействующих на людей. Соблюдать это требование должны в первую очередь те специалисты, которые преподают в общеобразовательной и высшей школе, задействованы в бизнесе, но особенно для профессиональных имиджмейкеров. Именно они призваны помочь людям овладеть интеллектуальными технологиями самопознания, качество которых решающим образом определяется уровнем методологической подготовленности самих имиджмейкеров.

У Карла Линнея в «Философии ботаники» есть выражение: «Новичок знает классы,кандидат – все роды,магистр – очень многие виды.И далее делает вывод: с познания видов начинается всякое серьезное образование в области естественных наук, экономики, медицины, в конце концов, подлинное человеческое познание».

Можно обозначить три родачеловековедческих технологий:

Ø Ø социально-ориентированные;

Ø Ø личностно-ориентированные;

Ø Ø комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхода.

К первым, например, относятся технологии конструирования различных социумов, проведения пиаровских и имиджмейкерских акций. Ко вторым причисляются технологии конкретного воздействия на личность. Например, педагогические, психологические и психотерапевтические технологии. Комбинированные человековедческие технологии – это сочетание различных социально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий. Их широко используют в экономической и политической сферах, шоу-бизнесе; их используют в управленческой, педагогической, медицинской, имиджмейкерской практике.

Итак, определив принадлежность человековедческих технологий к классу, выявив три их рода, обозначим теперь их видовое представление. Сразу же отмечу, что существует огромное видовое многообразие рассматриваемых технологий. Представлю следующие: фундаментальные (базовые) и специализированные (пакетные).

К фундаментальным человековедческим технологиям относятся «технологии жизнедеятельности»(см. схему).

Человековедческие технологии: гуманитарное значение и профессиональная полезность для имиджмейкера - student2.ru

Эти человековедческие технологии называются фундаментальными, так как они воссоздают модель активной личной и общественной жизнедеятельностилюдей.

Обращаю особое внимание имиджмейкеров на полезность познания названных технологий и использования их в практической деятельности. Тем, кого заинтересовало это утверждение, предлагаю более подробно познакомиться с моей монографией «Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера» (М.: Дом педагогики, 2000).

Кратко представлю суть каждой из представленных технологий.

Технология целеполаганияориентирована на осознание человеком, необходимости постоянно определять цели как содержательные ориентиры своего поведения, реализации своих амбиций, удовлетворения своих интересов. Глобальные цели – это цели-идеалы. Рубежные цели – цели конкретных дистанций продвижения к целям-идеалам. Текущие цели – это цели прохождения конкретных дистанций для достижения рубежных целей.

Технология этического соотнесенияориентирована на нравственно прочувственное и осмысленное отношение к природе, к людям, к себе. Чем лучше освоена эта технология, тем спокойнее душа человека. Другими словами, создаётся устойчивая уверенность в нравственной оправданности своих поступков по шкале наивысшего приоритета, в качестве которого выступает совесть.

Технология активной самореализациистановится стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека. Благодаря постоянному личностному самосовершенствованию можно добиться успехов в утверждении себя в таких жизненно важных социумах, как семья и трудовой коллектив.

Технология личного увековечиваниядля россиян своего рода «ноу-хау», ибо при нашей национальной скромности и благодушии многие из нас не задумываются серьёзно о том, будут ли вспоминать нас люди, когда мы уйдём из земной жизни. Для душевного спокойствия желательно испытывать глубокое удовлетворение от своей прижизненной полезности людям, духовной примерности для них, а потому быть уверенным в возможности остаться в их памяти.

Обобщая сказанное, подчеркнём: представленные технологии составляют матрицу выстраивания реальной жизнедеятельности людей.В них воплощается весь набор родовых и видовых человековедческих технологий. При этом приоритетную роль здесь играют ранее названные базовые человековедческие технологии, а также многие психологические, педагогические и социальные технологии.

Э. Кречмер в своём Предисловии к пятому изданию книги «Гениальные люди» в 1958 г. писал: «Предметом антропологического рассмотрения – всё равно, употребляем ли мы эти слова в философском или естественнонаучном смысле – может и должен быть только антропос как целое».

Это и есть теоретико-методологическая основа объединения усилий всех гуманитарных исследователей и практикующих специалистов в области психологии, педагогики, социологии и имиджелогии в целях создания высоких человековедческих технологий российского образца.

Даже самый непримиримый оппонент по отношению к человековедческим технологиям не сможет убедительно опровергнуть того, что сегодня, переходя на сленг маркетинга, актуализируется потребительский спросна человековедческие технологии, а потому они имеют прекрасную перспективу возрастания своего покупательского спроса. Этим объясняется научный и прагматический интерес к этим технологиям, полезность размышлений о перспективах их развития.

Кратко обозначим приоритетные сферывозрастающего спроса на человековедческие технологии.

Экономика

По мере научно-технического усложнения материального производства естественно возрастает потребность в обеспечении экологического и гуманитарного подхода к оборудованию рабочих мест, деловых офисов, работы с персоналом. Как известно, в развитых странах бурно развивается сектор услуг. Так, в структуре внутреннего валового продукта на его долю приходится 60–70% от его общего объёма. Не случайно прирост прибыли в этих странах связывают с расширением сервисной деятельности, что актуализирует повышенный спрос в экономике на технологии, ориентированные на непосредственное обслуживание людей. Если учесть, что в современном мире идёт интенсивный процесс потребления природных ресурсов (газа, нефти, угля, металла, леса, воды), то перспективы жизнедеятельности людей уже в ближайшее время будут определяться их достижениями в создании высоких технологий человековедческого класса. Благодаря именно этим технологиям можно сделать творчески продуктивной интеллектуальную деятельность людей, обеспечить экологическую безопасность планеты, создавать гуманистические отношения в социумах и в международном общении.

Политика

Жизненно важно для общества, чтобы на его вершине оказывались достойные мыслители. Крайне необходимо вытеснить «грязный» пиар из политической сферы. Как призывал философ И. Ильин – «править должны лучшие». Как известно, благодаря чёрному пиару нередко к власти приходят недостойные люди.

Избежать этого невозможно, не используя цивилизованные человековедческие технологии. Такие технологии – истинно гуманистические по своей сущности, ибо при их применении преследуют цель: помочь политическому деятелю проявить свои лучшие личностно-деловые качества, оптимизировать его роль в сознании нации.

Социальная сфера

В обществе усиливается спрос на специализированные человековедческие технологии в средней и высшей школе, занимающиеся поиском талантливых людей и созданием им условий, способствующих полноте проявления их дарований.

Нашему обществу, как никогда раньше, нужны талантливые управленцы, научные дарования, духовные просветители.

С их появлением на земле российской можно будет уверенно говорить о реальности прогрессирующих успехов нашего общества, утверждении здорового образа жизни, возрастании государственной мощи. Вот почему в общеобразовательной и высшей школе человековедческие технологии, помогающие выявлять таланты, должны стать предметом пристального интереса. Такие технологии подтверждают правоту слов П. Наторпа, автора книги «Философия как основа педагогики» о том, что «воспитание есть именно введение теоретически познанного в дело человеческой жизни».

СМИ

По состоянию и роли СМИ в духовной жизни общества можно безошибочно судить о цивилизованности общества, о культурном уровне его граждан. Однако на сегодня далеко не все СМИ с честью выполняют возлагаемые на них надежды. Одна из причин – отсутствие должной подготовки у ведущих специалистов, работающих в СМИ, в области человековедческих технологий. Особенно это относится к телевидению. Трудно назвать канал, который облагораживает психику людей, духовно возвышает их сознание.

В этой связи отметим, что с подачи ряда СМИ понятие демократии сведено к свободе слова. Да, свобода слова – важный показатель демократии, но не самый приоритетный. Демократия – это гарантия здорового образа жизни всех членов общества, защищённости их личной чести и национального достоинства. Демократия – это реальное участие людей в управлении обществом, это многообразные формы их влияния на все виды власти государства. Именно ради этого и существуют в цивилизованном обществе СМИ с их человековедческими технологиями, благодаря которым они формируют у широких масс людей правильное понимание демократии и актуализируют у них интерес к её развитию в обществе.

Бесспорно, что в решении этих проблем без свободы слова не обойтись.

Наши рекомендации