Осветительные и съемочные светофильтры
Сегодня в кино-теле-видеопроизводстве достаточно важными технологическими составляющими являются осветительные и съемочные светофильтры. И те и другие применяются в процессе съемок. Но если осветительные позволяют позволяют воздействовать и управлять оператором процессом освещения объектов съемки – от балансировки естественного и искусственного освещения до создания различных световых и цветовых эффектов, то съемочные светофильтры, как оптический элемент, непосредственно воздействуют на характеристики изображения, формируемого в кадровом окне на фото-кинопленке или светочувствительной матрице в той или иной съемочной камере.
Осветительные светофильтры могут быть пленочными, стеклянными или в виде жестких пластикових листов. А вот по назначению их можно разделить на такие группы: конверсионные (компенсационные), корректирующие, нейтрально-серые, эффектные, диффузионные, поляризационные и др.
Производители современных осветительных светофильтров Formatt, Lee, Rosco, Strand Lighting, Cris James пользуются единой системой маркировки всех модификаций фильтров серии Е-color. В СНГ еще можно встретить светофильтры, использующих другую, предложенную ОП НИКФИ (СССР), систему обозначения светофильтров.
Конверсионные (компенсационные) светофильтры, как осветительные, так и съемочные, обеспечивают изменение спектрального состава излучения и приведения его по цветовой температуре к нормированным источникам естественного или искусственного света.
При многих съемках в павильйоне, интерьере и на натуре возникает потребность решить проблему смешанного освещения, например, ламп накаливания, люминесцентных ламп и дневного света.
Это требует привед ения цветовой температуры различных источников света к общей цветовой температуре, используя соответствующие фильтры.
Есть две основные серии цветных конверсионных фильтров, изменяющих цветовую температуру: синие (СТВ – Color Temperature Вlue) и оранжевые (СТО – Color Tmperature Orang). Синие конверсионные светофильтры (СТВ) больше пропускают в большей степени излучения коротковолновой части спектра, чем оранжево-красные излучения, и тем самым увеличивают пропорцию синего света и уменьшают составляющую красных световых излучений, что в результате повышает цветовую температуру (рис. 1).
Рис. 1. Спектральная характеристика конверсионного фильтра Full СТВ
Часто бывает необходимо сделать существенные, промежуточные или незначительные корректировки цветовой температуры в диапазоне действия СТВ-фильтров. Такие светофильтры приводятся в таблице 1.
Таблица 1. Базовая конверсия цветовой температуры фильтрами СТВ
№ фильтра | Название фильтра | Конверсия (К) | Коэффициент пропускания (%) | |
Двойной CTB | Double CTB | 3200→26000 | 16,2 | |
Полный CTB | Full CTB | 3200→5700 | 34,0 | |
¾ CTB | Threequartes CTB | 3200→5000 | 45,5 | |
½ CTB | Half CTB | 3200→4300 | 54,9 | |
¼ CTB | Quarter CTB | 3200→3600 | 69,2 | |
1/8 CTB | Eighth CTB | 3200→3400 | 81,3 |
Из рис.1 видно, что коэффициенты пропускания Full СТВ фильтра («полный синий»), изменяющего цветовую температуру с 3200К до 5700К на разных длинах волн имеют разные значения, но в среднем коэффициент пропускания данного фильтра составляет приблизительно 34%. Это вызывает существенную потерю света. Например, 2-х киловаттные лампы накаливания фактически становятся равноценными 650-ваттным лампам. Часто компромисс при коррекции цветовой температуры достигается использованием ½ CTB или не так давно разработанными фильтрами ¾ CTB. Коррекция светофильтров серии СТВ и СТО в майредах приведена в табл. 3.
На понижение цветовой температуры работают светофильры СТО, так как они лучше пропускают оранжево-красные составляющие спектра, чем синие (рис. 2). Диапазон фильтров СТО обеспечивает всевозможные промежуточные или незначительные корректировки цветовой температуры (табл. 2).
Рис. 2. Спектральная характеристика конверсионного фильтра Full СТO
Таблица 2. Базовая конверсия цветовой температуры фильтрами СТО
№ фильтра | Название фильтра | Конверсия (К) | Коэффициент пропускания (%) | |
Полный CTО | Full CTО | 6500→3200 | 55,4 | |
¾ CTО | Threequartes CTО | 6500→3600 | 61,3 | |
½ CTО | Half CTО | 6500→3800 | 70,8 | |
¼ CTО | Quarter CTО | 6500→4600 | 79,1 | |
1/8 CTО | Eighth CTО | 6500→5550 | 85,2 |
Из рис.2 видно, что коэффициент пропускания Full СТО («полный оранжевый») составляет 55%, что существенно больше, чем пропускание «полного синего». При перекрывании фильтрами СТО оконных проёмов, такой фильтр должен быть расположен снаружи оконного стекла, иначе, если фильтр закрепить внутри окна, то он будет создавать блики от неровностей и изменять свой цвет.
При больших площадях можно прикатать эти фильтры резиновым валиком на оконное стекло. Обычно фильтры СТО крепятся степлером к специальным деревянным рамкам и вставляются в оконные рамы. Закрепление должно быть выполнено так, чтобы избежать любых моршин на фильтре, поскольку они создадут блики.
Акриловые фильтры, 3 мм толщиной, предназначены для решения проблемы создания ровной поверхности фильтра без морщин. Они несколько дороже, чем обычные пленочные фильтры из полиэстера.
Необходимо отметить, что средний летний солнечный свет в среднем составляет 5500К. Бывают случаи, когда дневной свет имеет цветовую температуру выше, чем это среднее значение, и тогда любое дополнительное искусственное освещение должно быть скорректировано к этому более высокому значению. Такая ситуация, когда даже металлогалогенные источники света типа НМI или MSR, MSI, CID, CSI, ДРИШ могут потребовать, скажем, ¼ СТВ, чтобы согласовать их с дневным светом.
Аналогично в зимний день при низком солнце для этих же металлогалогенных ламп может потребоваться фильтр ¼ СТО, чтобы создать хорошее соответствие с дневным светом. В обоих случаях это будет довольно хорошо видно «на глаз». Таким же образом осуществляются корректировки других искусственных источников света. Фильтры СТО можно использовать и для преобразования спектра металлогалогенных ламп в спектр лапм накаливания.
В случае, когда под рукой оператора нет измерителя цветовой температуры можно воспользоваться субъективным методом уравнивания спектров двух источников света (рис. 3), подбирая конверсионный фильтр и сравнивая «на глаз» цветность половинок экрана.
Рис. 3. Схема метода субъективного уравнивания спектров
Общие принципы коррекции цветовой температуры конверсионными светофильтрами. Следует отметить, что изменения цветовой температуры, производимые тем или иным конкретным конверсионным светофильтром, зависят от исходной цветовой температуры источника света: чем выше эта исходная температура источника, тем больше будет величина абсолютного сдвига цветовой температуры ΔТ, но никак не одинаковой.
Например, конверсионный фильтр Full CTB создаст существено больший прирост цветовой температуры источника света с 4000 К, чем для источника с 2800 К. Вот как будет происходить изменение цветовой температуры различных источников света при применении оного и того же светофильтра Full CTB:
2800 К + Full CTB = 4600 К (ΔТ=2000 К)
3200 К + Full CTB = 5700 К (ΔТ=2500 К)
4000 К + Full CTB = 8850 К (ΔТ=4800 К)
Как же определить изменение цветовой температуры при применении того или иного компенсационного светофильтра? Это можно сделать, используя понятие MIRED (майред) -единиц.
Данная методика основывается на том факте, что каждый конкретный фильтр создает постоянное изменение в цветопередаче пропорционально величине обратной цветовой температуры источника света, а число относительных микроградусов MIRED (Micro Reciprocal Degree) Shift value является параметром компенсационных светофильтров.
Однако величина обратная цветовой температуре будет выражаться очень маленьким дробным числом, поэтому, чтобы можно было легче обращаться с этими числами, берут величину, в миллион раз большую этого обратного значения (ее «микро» значение). Следовательно, MIRED (сокращенно – М, MR или mrd, мрд) – это величина, представляющая собой обратный микроградус:
1 000 000×(1/Т) = 1 000 000/Т = 106/Т.
В некоторых публикациях можно встретить и другое сокращение – Micro Reciprocal Kelvin – Mireks.
Перевод значений цветовой температуры из Кельвинов в майреды приведены в таблице 3.
Таблица 3. Перевод цветовой температуры из Кельвинов в майреды
Кель-вины | 0К | 100К | 200К | 300К | 400К | 500К | 600К | 700К | 800К | 900К |
2000К | ||||||||||
3000К | ||||||||||
4000К | ||||||||||
5000К | ||||||||||
6000К | ||||||||||
7000К |
В качестве примера, используя таблицу 3, выполним перевод балансных цветовых температур из Кельвинов в майреды: 3200К соответствуют 313 мрд, а 5500К – 182 мрд. Для 6000К перевод дает 167 мрд. и чтобы получить цветовую температуру источника света 5500К необходима коррекция:
182 мрд. – 167 мрд. = +15 мрд.
Чтобы «поднять» цветовую температуру с 3200 К до 5500 К также необходима коррекция, но уже на:
182мрд - 313 мрд = -131 мрд.
Знак «плюс» указывает на то, что произошла коррекция цветовой температуры в сторону ее понижения, а знак «минус» – что выполнена коррекция, обеспечившая повышение цветовой температуры.
Изготовители светофильтров обычно указывают конверсионную способность в MIRED-единицах – «MIRED-сдвиг» для всех фильтров, изменяющих цветовую температуру.
СТВ-фильтры понижают величину цветовой температуры источников света, выраженную в MIRED, и поэтому маркируются величиной MIRED со знаком «минус», а СТО-фильтры – со знаком «плюс» (табл. 4).
Таблица 4. Сдвиг в MIRED-единицах для светофильтров СТВ/СТО
Фильтр | MIRED-сдвиг | Фильтр | MIRED-сдвиг |
Full CTB | - 137 | Full CTО | + 159 |
¾ CTB | - 113 | ¾ CTО | + 124 |
½ CTB | - 78 | ½ CTО | + 109 |
¼ CTB | - 35 | ¼ CTО | + 64 |
1/8 CTB | - 18 | 1/8 CTО | + 25 |
Используя эту методику, можно определить, какой конверсионный фильтр потребуется для конкретного изменения величины цветовой температуры, или предсказать новую цветовую температуру при использовании конкретного фильтра.
В качестве примера определим конверсионный фильтр, который необходимо использовать для имитации лунного света (4100 К) при использовании ламп накаливания с цветовой температурой 3200 К. Воспользовавшись формулой MIRED = 106/Т или табл. 3, определим для этих значений величины майред:
106/3200К = 312 мрд и 106/4100К = 244 мрд.
Таким образом, потребуется коррекция цветовой температуры:
244 – 312 = – 68 мрд.
Из табл. 4 выбираем светофильтр ½ CTB, обеспечивающий MIRED-сдвиг на величину «минус» 78 мрд.
Учитывая, что допуски для цветовых температур лежат в пределах:
для 3200 К ± 150 К, а для 5500 К ± 400 К и представляют собой сдвиг приблизительно в 14 MIRED-единиц, можно считать правомерным использование фильтра ½ CTB, который находится в пределах этого допуска. Т. о. фильтры, изменяющие цветовую температуру с целью ее коррекции, можно использовать и для создания эффектов освещения. В табл. 5 показаны нестандартные изменения балансной цветовой температуры ламп накаливания с помощью конверсионных фильтров.
Таблица 5. Конверсия цветовой температуры ламп накаливания
Фильтр | Конверсия | MIRED-сдвиг |
Full CTО | 3200→2100 | +159 |
¾ CTО | 3200→2300 | +124 |
½ CTО | 3200→2400 | +109 |
¼ CTО | 3200→2650 | +64 |
1/8 CTО | 3200→2950 | +26 |
Строго говоря, термин «цветовая температура» должен использоваться только для температурных источников света, то есть источников, которые светятся благодаря их нагреву: Солние, лампы накаливания, угольные дуги, керосиновые лампы, свечи.
Форма спектрального распределения энергии для этих источников подобна форме распределения энергии для абсолютно черного тела – «полного излучателя», и тогда между ними может быть проведено соответствующее сравнение. Источники света, которые излучают свет от электрического разряда, имеют тенденцию к «пиковым выбросам» в своем спектре и не могут дать хорошую корреляцию (соответствие) с полным излучателем, основанным на нагреве. К таким источникам относятся люминесцентные (флуоресцентные) лампы, натриевые лампы низкого давления, натриевые лампы высокого давления, ртутные лампы высокого давления, металлогалогенные лампы, светодиодные излучатели.
Для таких источников существует проблема именно коррекции их спектра. Но эту задачу, например, для различных люминесцентных ламп можно решить с помощью корректирующих светофильтров серии Fluoreszent Correction System (табл.6), изменяющих значения зеленой или пурпурной составляющих спектра.
Таблица 6. Фильтры Fluoreszent Correction System
№ фильтра | Наименование | Эквивалент серии СС |
Plus Green | СС 30 Зеленый | |
Half Plus Green | СС 15 Зеленый | |
Quarter Plus Green | СС 075 Зеленый | |
Eighth Plus Green | СС 0375 Зеленый | |
Minus Green | СС 30 Пурпурный | |
Half Minus Green | СС 15 Пурпурный | |
Quarter Minus Green | СС 075 Пурпурный | |
Eighth Minus Green | СС 00375 Пурпурный |
В эту же серию входят светофильтры №№ 241 Fluorescent 5700 Kelvin, 242 Fluorescent 4300 Kelvin, 243 Fluorescent 3600 Kelvin, 219 Fluorescent Green.
К корректирующим фильтрам следует отнести и серию Arc Correction
№№ 212, 230, 232, 236, 237, 238, обеспечивающих в основном коррекцию цветовой температуры металлогалогенных и дуговых ламп до значения 3200К ламп накаливания, а №213 White Flame Green абсорбирует ультрафиолетовые излучения. В каталогах можно найти и специализированные ультрафиолетовый №226UV фильтр и поляризационный №239 Polarizer фильтр. Последний имеет коэффициент пропускания 50% и создает MIRED-сдвиг на +12,9 майред.
Для получения диффузно-рассеянного распределения света на освещаемом объекте съемки на пути светового потока от осветительных приборов, оконных проемов и просто на натуре необходима установка рассеивателей, выполненных из диффузионных светофильтров различной плотности и фактуры или стеклоткани различной плотности и фактуры. Диффузионные светофильтры изменяют характер светораспределения осветительного прибора, делают его более мягким, рассеянным. Степень диффузности освещения зависит от структуры и плотности материала. Диффузионные светофильтры достаточно часто используются с эффектными светофильтрами.
Впрактике операторского освещения для перераспределения светового потока осветительных приборов и естественных источников света применяются различного размера отражатели, изготовленные из специальных пленок: с зеркальной гладкой или перфорированной поверхностью, а также белые диффузно-рассеивающие пленки. Кроме отражателей, из этих же пленок изготавливаются световые зонтики. Световой поток осветительного прибора, отраженный от их внутренней или наружной поверхности и направленный на освещаемый объект, создает эффект «обволакивания» светом. Зеркальные пленки золотистого цвета окрашивают отраженный световой поток в теплые золотисто-желтые тона.
Formatt, Lee, Rosco, Strand Lighting постоянно расширяют ассортимент серии диффузионных светофильтров и отражающих поверхностей (в табл. 7 – последнее предложение диффузионных фильтров от компании Chris James Lighting Filters), позволяющих оператору создать или откорректировать самые различные свето- и цветотональные рисунки.
Таблица 7. Пленочные диффузионные светофильтры
S1 1/4 Tough Spun | Softens light and reduces intensity by 1/4 stop. Made from polyester. |
S2 1/2 Tough Spun | Softens light and reduces intensity by 1/2 stop. Made from polyester. |
S3 3/4 Tough Spun | Softens light and reduces intensity by 3/4 stop. Made from polyester. |
S4 Full Tough Spun | Softens light and reduces intensity by 1 stop. Made from polyester. |
S5 1/8 Tough Spun | Softens light and reduces intensity by 1/8 stop. Made from polyester. |
129 Heavy Frost | Used for soft light effect, 75µ base. |
216 White Diffusion | Used for soft light effect, 50µ base, available in 25'x60" rolls. |
217 Blue Diffusion | Increases colour temperature. Used for soft light effect, 50µ base. |
220 White Frost | Used for soft light effect. |
221 Blue Frost | Increases colour temperature lightly, used for soft light effect. |
224 Daylight Blue Frost | Combination of Heavy Frost and Full CTB. |
225 Neutral Density Frost | Combination of Heavy Frost and Neutral Density, 2 stops total. |
228 Brushed Silk | Used for soft light effect. |
250 Half White Diffusion | Used for soft light effect. |
251 Quarter White Diffusion | Used for soft light effect. |
252 Eighth White Diffusion | Used for soft light effect. |
253 Hammersmith Frost | Used for soft light effect. |
255 Hollywood Frost | Used for soft light effect. |
256 Half Hammersmith Frost | Used for soft light effect. |
257 1/4 Hammersmith Frost | Used for soft light effect. |
416 3/4 White Diffusion | |
420 Light Opal Frost | |
450 3/8 White Diffusion | |
452 1/16 White Diffusion | |
Tracing Paper | Used for soft light effect, rolls 82'x60"(25m x 1.52m) |
F1 Frost | Used for soft light effect, 36µ base. |
F2 Frost | Used for soft light effect, 50µ base. |
F3 Frost | Used for soft light effect, 75µ base, available 25'x60" rolls. |
Коллекция диффузионных фильтров Rosco насчитывает более 20 различных материалов. А в новой коллекции Rosco Cinegel 3000-й серии максимально объединены все диффузионные материалы, котрые представлены в виде рулонов размерами 1,22 м×7,62 м. Большинство диффузионных материалов также представлены в листах 50 см×61 см.
Нейтральные или нейтрально-серые осветительные пленочные светофильтры применяются для ослабления интенсивности светового потока источников света без изменения их спектра излучения и характера светораспределения осветительных приборов. Нейтрально-серые светофильтры №№298, 209, 210, 211, 299 имеют различную плотность 0.15, 0.3 0.6 0.9, 1.2, что позволяет ослабить световой поток на 0.5, 1, 2, 3 и 4 диафрагмы. Нейтральные светофильтры имеют ахроматическую окраску. Так как пленка, на основе которой изготавливаются светофильтры, не изменяет направление прошедших лучей, характер светораспределения источников света не меняется. Для экономии электроэнергии вместо снижения светового потока нейтрально-серыми светофильтрами лучше взять осветительный прибор меньшей мощности. Нейтральные светофильтры можно использовать с осветительными приборами малых мощностей, если освещенность объекта съемки невозможно измененить смещением прибора от освещаемого объекта или регулировкой величины светового потока диммированием, снижением напряжения притания. Чаще всего они устанавливаются в оконных проемах для снижения перепадов освещенности, уменьшения контраста между интерьером и натурой. При этом также возможна комбинация конверсионных фильтров и нейтрально-серых светофильтров.
Ниболее часто используются для решения художественных задач освещения при кино- видеосъемках пленочные эффектные цветные светофильтры. Эти светофильтры охватывают большую гамму цветов и имеют различную плотность т. е. насыщенность цветовой окраски (в каталогах этот параметр дополняется коэффициентом пропускания). Эффектные светофильтры используются для усиления цвета декораций, создания световых эффектов различного цвета (пламя костра, свечи, лунный свет), создания цветных пятен, тонирования освещения светлых объектов, в телеспектаклях, в концертных номерах.
Широта цветовой гаммы и названия оттенков в этой категории осветительных светофильтров зависит от производителя и насчитывает сотни наименований. Весьма широкий ассортимент эффектных светофильтров, которые будут рассмотрены далее, предлагает фирма Rosco. Ацетил-целлюлозые эффектные светофильтры, производства ОП НИКФИ, насчитывали 44 наименования и были разделены на 15 подгрупп, куда входили фильтры синих, зеленых, желтых, желто-зеленых, оранжевых, красных, малиновых, лиловых и др. цветов. Таким образом, разбив эффектные светофильтры на группы, можно дать некоторые рекомендации по использованию цветовых семейств, из которых собственно и состоит вся их палитра, которую, например, можно оценить по фильтрам Formatt, представленных фирмой МIK на вложенном диске.
Первым в каталогах Е-серии стоит розовый фильтр №002 Rose Pink из большого семейства фильтров розового цвета: №№ 027, 028, 035, 036, 111, 127,128, 192, 194 и др. Pinks – одна из достаточно часто используемых групп фильтров. Пастельные тона хорошо гармонируют с кожей актеров, а также хороши для создания мягкого вечернего света. Насыщенные цвета применимы для создания драматического эффекта, а также при заполняющем свете на музыкальных номерах и клоунадах, где нет необходимости добиваться естественного цвета кожи актеров.
Номер 003 Lavender Tint открывает группу лавандовых цветов и оттенков: №№ 052, 053, 058137, 170. Оттенки лавандовых цветов лежат в промежутке между теплыми и холодными тонами. Могут служить комплиментарными цветами к теплым янтарным и розовым или к стальным синим и светлым зеленым. Пастельные лавандовые незаменимы при формировании чистого белого света для акцентирования внимания публики на актере. Хорошо комбинируется боковой лавандовый с фронтальным белым.
Рис.4. Rose Pink– 002, Light Lavender – 052 и Yellow – 101.
Следующий номер каталогов 004 Medium Bastard Amber (Naturally enhances scin tones) открывает янтарную-Ambers группу цветов: №№ 009, 020, 021, 022, 102, 104, 134, 135 и др. Достаточно часто используемая группа. Пастельные оттенки также хороши при освещении зоны непосредственного действия. Позволяют создавать эффект солнечного или интерьерного света. Благодаря высокому значения коэффициента пропускания их можно применять в осветительных приборах малой мощности. Насыщенные тона часто используют как заполнение отраженным светом, но при работе с такими оттенками желательно не использовать в непосредственной близости стальные и синие цвета ввиду возникновения сильного контраста.
Бледно-желтый – Pale Yellow № 007 входит в группу желтых-Yellows фильтров: № 010, 100, 101. Эти фильтры позволяют создать эффект солнечного света и рефлексов от белых поверхностей, освещенных солнцем. Происходит относительное притемнение фиолетовых и синих элементов объектов съемок.
Имитацию света солнца при восходе и закате, имитация света керосиновых ламп, фонарей, костра, камина, свечи обеспечивают фильтры красной-Reds группы: №№ 025, 026, 027, 106 и др. В телевизионных спектаклях все цвета этой группы создают эффект напряжения на сцене. Красные тона особенно эффективны при имитации пламени и хороши в динамичных музыкальных постановках. Интенсивность красных тонов должна быть тщательно сбалансирована с остальными цветами. Глубокий красный цвет плохо сочетается с человеческой кожей и не "работает" на костюмных материалах.
С помощью группы синих-Blues фильтров возможна реализация широкого спектра эффектов от холодного зимнего дня до имитации освещения «под ночь» при лунном свете: № 061, 063, 068, 071, 075, 079, 085 и др. Насыщенные синие используются, как правило, для задних планов. Пастельные синие обладают четкими и резкими краями. Слабый контровой и боковой синий свет отлично подчеркивает очертания объектов и в сочетании с фронтальным белым или лавандовым цветом обеспечивает ощущение реалистичности. Следует помнить, что темно-синие фильтры обладают большой поглощающей способностью, вследствие чего должны использоваться с мощными осветительными приборами.
Имитацию рефлексов от зелени и другие эффекты обеспечивают зеленые-Greens фильтры. Эту группу №№ 088, 089, 090 и др. используют крайне редко и только совместно с другими цветами. Например, в накладку или в одном фильтродержателе с янтарными фильтрами можно получить эффект уличного освещения или морской сцены. Крайне несовместимы с телесными тонами. Неудачны для заполняющего света, но могут расширить зону тени в сценах с лунным цветом. Этот зеленый фильтрованный свет насыщает различные типы зелени и притемняет пурпурные элементы объектов съемки.
Оранжевые фильтры №105 Orange и др. позволяют сделать имитацию света бытовых ламп накаливания. Этот оранжевый фильтрованный свет притемняет синие, голубые и фиолетовые элементы объектов съемки и повышают насыщенность красных и оранжевых. А №158 Deep Orange создает эффект огня.
Подсветку рисованных фонов дали, особенно с эффектом имитации сумечечного освещения позволяют создать пурупурные светофильтры Magenta (например, №113).
Кроме рассмотренной выше серии осветительных светофильтров Е-color, характеризующихся как европейские, фирма Rosco выпускает линейку светофильтров Supergel, которая насчитывает более 130 цветов и более 30 диффузионных материалов. Любой цвет доступен в листах размером 50 см × 61 см и в рулонах 61 см×7.62 м.
Серия фильтров Cinelux для создания цветовых эффектов из серии Roscolux, имеет свою нумерацию. Они идеально подходят для кино и телевидения, когда для обеспечения съемок требуются более большие по мощности и размеру приборы и когда фильтр необходимо установить в большие рамы и фильтродержатели. Эта серия представлена в рулонах размером 1,22 м×7,62 м.
CalColor– серия светофильтров от Rosco, которая включает в себя основные цвета Blue, Green и Red, а также дополнительные цвета Yellow, Magenta, Cyan и промежуточные цвета Pink и Lavender. Каждый цвет представлен в четырех вариантах плотности 0.15, 0.30, 0.60, 0.90, что соответствует более привычному уменьшению светового потока на 1/2, 1, 2 и 3 диафрагмы.
Эти фильтры представлены в листах 50 см×61 см и рулонах 1,22 м×7,62 см. В наборе CalColor Kit каждый цвет представлен в листах 25 см×30 см.
Десять эффектных светофильтров . были специально разработаны Rosco в соответствии с личными требованиями и рекомендациями знаменитого кинооператора Витторио Стораро (цвето-тональные аспекты при съемках фильмов он всегда ставил на одно из первых мест, а за операторскую работу в фильмах “Последний Император” и “Апокалипсис сегодня” он получил Оскары Американской киноакадемии). Десять цветов в этой серии представляют основные хроматические составляющие видимого спектра и предназначены для создания эффектов драматизма и эмоционального напряжения: Storaro #2001: VS-Red; Storaro #2002: VS-Orange; Storaro #2003: VS-Yellow; Storaro #2004: SV-Green; Storaro #2005: VS-Cyan; Storaro #2006: VS-Azure; Storaro #2007: VS-Blue; Storaro #2008: VS-Indigo; Storaro #2009: VS-Violet; Storaro #2010: VS-Magenta.
Эти фильтры представлены в рулонах размером 1,22 м×7,62 м.
Необходимо также помнить, что если одинаковые еффектные светофильтры дают разные оттенки на объекте съемки, то причину следует искать в источнике света, поскольку разные типы ламп имеют разный спектр излучения в видимой области, что наблюдается также при диммировании или применении однотипных ламп разной мощности. Для приведения таких источников к одинаковому спектру излучения необходимо использование корректирующих фильтров, рассмотренных вначале статьи.
Вторая большая группа светофильтров из арсенала кино-телеоператоров – это съемочные светофильтры. Чтобы подробно, с иллюстрациями описать работу съемочных светофильтров объема данного журнала будет просто недостаточно, поэтому ниже будет дана достаточно краткая характеристика различных групп светофильтров, а расширенные каталоги фильтров от производителей с демонстрацией их работы представлены на приложенном к журналу диске.
Сьёмочные светофильтры – это многофункциональные оптические элементы, устанавливаемые перед объективом, которые частично поглощают и пропускают проходящий через них световой поток как во всем оптическом диапазоне, так и с выделением, преобразованием всего или части спектра, что позволяет создать различные свето-оптические эффекты, изменить цвет, контраст и пластику в создаваемом объективом изображении. Возможна установка светофильтра и за объективом, но если тонкие, фолиевие пленки-фильтры практически не изменят положение фокальной плоскости, то использование стеклянных светофильтров потребует переюстировки объектива. Тем более, когда в технологии кино-видеосъемок требуется замена фильтра в течение нескольких секунд, то установка фильтра за объективом абсолютно не оправдана. Хотя для сверхширокоугольных серии Fish Eye, некоторых длиннофокусных объективов, а также для определенных типов трансфокаторов из-за особенностей их оправы часто предусматривается крепление фильтра за задней линзой объектива. Съемочные светофильтры воздействуют на световой поток, не ограничивая его апертуру или поле зрения, в отличие от апертурной диафрагмы или полевой диафрагмы. Электронные, особенно цифровые средства обработки изображений, имитирующие некоторые возможности съемочных светофильтров, все еще во многом не соответствуют эффектам, полученным с помощью этих оптических элементов. Съемочный светофильтр позволяет получить такое изображение, такие эффекты, которые в реальной жизни увидеть просто невозможно. И все же светофильтры от ведущих производителей, в частности, от Tiffen, настолько «умные», что даже при создании очень запутанной комбинации обработки изображения и получения спецэффектов позволяют легко контролировать весь процесс их создания, включая параметры и повторяемость.
Выпускаются съемочные светофильтры круглой, квадратной и прямугольной формы различных размеров. Так как крепление светофильтров осуществляется обычно резьбовым соединением, к оправе перед передней линзой объектива, то размеры этого соединения должны совпадать. При покупке фильтров малых размеров необходимо убедится, что не только диаметр, но и шаг резьбы соответствует шагу резьбы, нанесённой на объектив вашей камеры, потому что кроме стандартной резьбы с шагом 0.75мм, достаточно редко, но иногда всё-таки встречается и более мелкая резьба 0.5мм.
Вот основной ряд возможных диаметров в мм резьбового соединения: 30, 42, 46,49, 51, 52, 55, 58, 62, 64, 67, 72, 75, 77, 82, 86, 95, 105, 115, 118, 127, 138, 152. А для квадратных и прямоугольных соотношение сторон в дюймах (1″=25,4 мм) составляет: 2″×2″, 2″×3″, 3″×3″, 3″×4″, 4″×4″, 4″×5″, 4″×5,65″, 4″×6″, 5″×5″, 5″×5,65″, 5″×6″, 6″×6″, 6,6″×6,6″.
Иногда при отсутствии фильтра необходимого размера можно использовать фильтр, диаметром побольше, воспользовавшись специальным кольцом-переходником с одного диаметра на другой. Необходимо, однако, помнить что цена на фильтры прямо пропорциональна их площади, поскольку делаются они, как правило, из дорогого оптического стекла, которое не уступаeт по качеству линзам в объективе.
Почти все круглые фильтры можно комбинировать, просто навинчивая их один на другой, так как для этого предусмотрена резьба с наружной стороны бандажного кольца.
Перечень производителей съемочных светофильтров для кино-фото-телеиндустрии постоянно меняется и расширяется. Но лидирующее положение все-же занимают, как заслужившие доверие в плане качества, Tiffen, Formatt, Schnaider Optics, Cokin, Marumi, Hoya, Hama, Kenko, Lее filters, Sunpack, Promaster, Singh Ray и др. Ограниченную номенклатуру светофильтров для своих камер и своих объективов предлагают Nikon, Canon, Olimpus, Panasonic и другие производители видео-фототехники. Фирменные светофильтры перечисленных выше компаний изготовлены по запатентованным технологиям, гарантирующей отменное качество.
Светофильтры Tiffen известны среди фотолюбителей и профессионалов с 1938 года, высокое качество которых стало главной характеристикой бренда американской компании Tiffen. Компания Tiffen – единственная, продукция которой (светофильтры) дважды получила Оскар за технические достижения Американской академии киноискусств и также стала лауреатом премии Эмми за новаторские разработки.
В классификации съемочных светофильтров не просматривается такая однозначная система как для осветительных фильтров: одни группы съемочных фильтров отражают в названии получаемый эффект от их применения, другие – конструктивные особенности и принцип действия, третьи – физические явления, на которых базируется их работа.
Как и в предыдущей части статьи, посвященной осветительным светофильтрам, начнем обзор с конверсионных, и корекционных но уже съемочных светофильтров. Эта группа фильтров традиционно маркируется всеми фирмами согласно каталогов Kodak Wratten.
Фильтры Color Temperature Conversion, Color Light Balancing от Tiffen, Formatt, Schnaider Optics, Cokin, Marumi и др. используются для изменения цветовой температуры и аналогичны действию осветительных светофильтров СТО и СТВ, подробно рассмотренных выше. Фильтры голубой серии №№82, 82А, 82В, 82С (Light Blue) повышают цветовую температуру на незначительную величину: -10, -18, -32 и -42 майред, что позволяет поднять, например, нестандартные значения цветовой температуры ламп накаливания до балансной нормы 3200 К: с 3100К (№82), с 3000К (№82А), с 2900К (№82В) или с 2800К (№82С). Их еще называют коррекционными светофильтрами. А вот более существенный подъем цветовой температуры на -131, -112, -81 и -55 майред обеспечивают голубые конверсионные светофильтры №№80А, 80В, 80С и 80D. Они обычно используются для обеспечения балансной нормы 5500К, увеличивая, «конвертируя» до этой величины следующие значения цветовой температуры: 3200К (№80А), 3400К (№80В), 3800К (№80С) и 4200К (№80D).
Фильтры янтарно-желтой серии №№81, 81А, 81В, 81С, 81D, 81EF, 81EFN1.2, 81EFN3, 81EFN6, 81EFN9 (Light Amber), 812 позволяют незначительно корректировать цветовую температуру на +10, +18, +27, +35, +42, +57 майред, снижая её до балансной 3200К: с 3300К (№81), с 3400К (№81А), с 3500К (№81В), с 3600К (№81С), с 3700К (№81D) и с 3850 (№81ЕF). Светофильтры 81EFN1.2, 81EFN3, 81EFN6, 81EFN9, кроме того позволяют ступенчасто изменять экспозиции, так как каждый имеет свою дополнительную плотность 0.3, 0.6, 0.9 или 1.2. Более существенную конверсию осуществляют янтарно-желтые съемочные светофильтры 85-й серии: №№ 85В, 85 и 85С – соответственно на +131 (с 5500К до 3200К), на +122 (с 5500К до 3400К), и на +81 майред (с 5500К до 3800К). Два последние фильтры в практической работе используются также для приведения цветовой температуры до 3200К, когда исходная температура будет ниже, чем 5500К или когда необходимо, например понизить более высокую цветовую температуру на (+122)+(+81)=203 майред или в комбинации с другими конверсионными фильтрами.
Рис. 5. Конверсионный фильтр №85