Технология социального творчества по И.П. Иванову
Иванов Игорь Петрович — российский педагог-новатор, академик РАО, автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика). Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.
Цель технологии: воспитать общественно активную творческую личность, способную сделать вклад в построение правового демократического общества.
Концептуальные идеи:
а) сотрудничество, сотворчество ученика и учителя;
б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;
в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;
г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);
д) диалог всех возникающих точек зрения;
е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;
ж) социально полезная направленность деятельности;
з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;
и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к далеким (в соответствии с принципом перспективных линий, открытым А.С. Макаренко).
Основная форма воспитания в технологии И.П. Иванова — коллективное творческое дело (КТД).
Суть КТД — в социальном творчестве детей и взрослых. Это, по сути, органическое продолжение идеи Н.К. Крупской о главной задаче детского движения — улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать.
Основу КТД составляет совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Чаще всего КТД связаны с какими-либо общественными событиями или событиями из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса).
Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.
Алгоритм организации и проведения КТД:
Стадия | Задачи | Формы и методы деятельности коллектива |
I. Предваритель-ная работа педагога | С какой целью? Что лучше сделать? Для чего и с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организато-ром? | «Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия: - товарищеская беседа, - рассказ-размышление, - убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. Тон разговора ― доброжелательный, заинтересованный. |
II. Коллективное планирование | Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответствен-ным? Кто будет ведущим? | - Сбор-старт: обоснование предло-жений, анализ задач, размышление); - разведка дел; - мозговой штурм; - открытая дискуссия; - деловая игра; - побуждение (ободрением, похва-лой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях. |
III. Подготовка дела | Как развивать положи-тельные качества ребят? Как преодолеть их отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить ребят преодолевать трудности? | - Увлечение добрым сюрпризом; - помощь товарищеским советом; - оказание доверия; - товарищеское требование; - подготовка проекта по «секрету»; - товарищеский контроль; - товарищеское обсуждение; - увлечение делом, поиском, роман-тикой, героикой, игрой; - уточнение проекта КТД; - товарищеское поощрение от имени коллектива; - традиции коллективной работы. Позиция взрослых ― выполнять стимулирующую функцию. |
IV. Проведение дела | Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительных положений? | Формы работы: - «операции»; - эстафеты; - конкурсы; - смотры; - диспуты; - соревнования и т. д. Задача взрослых ― вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное ― спокойствие, выдержка, мажор. |
V. Подведение итогов | Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? | Сборы-«огоньки»: - товарищеский разбор; - обсуждение; - гласность; - анализ и самоанализ; - рефлексия; - похвала; - поддержка; - товарищеское приучение; - деловой спор; - награда; - контроль; - требование; - критика; - наказание. Взрослые должны помочь ребятам выяснить причины, породившие успех или неудачу. |
VI. Ближайшее последействие | Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить воспитанни-ков реализовывать собст-венные решения? Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? | - Радостная перспектива; - творческие группы; - расстановка сил; - доверие; - изменение режима; - чередующиеся творческие поруче-ния; - преемственность в делах; - взаимопомощь; - приучение. Педагоги и друзья ребят по-товарищески помогают в выполнении тех решений, которые были приняты общим сбором. Смысл последействия — в расширении круга добрых дел. |
Вопрос №24.