Сущность и структура технологического процесса
Процесс — это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей.
Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения, что составляет завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом — сущностная характеристика технологического процесса.
Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).
Алгоритм — это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными.
Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции.
Операция — это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели (или подцели). На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб.
В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий.
Инструментарий — это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента социальной работы в различные виды деятельности — преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную — значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.
Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы.
Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.
Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.
Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:
1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.
В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.
3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.
Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:
— обширностью социальных отношений и видов социального действия;
— системным, сложным характером объектов социальных технологий;
— разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;
— различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.
Типология технологий
Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий; б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат применения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию.
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:
— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
— масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);
— степень зрелости социальных объектов;
— инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
— область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;
— уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
— цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:
— технологии поиска стратегии управления;
— технологии социального моделирования и прогнозирования;
— информационные технологии;
— внедренческие технологии;
— обучающие инновационные технологии;
— технологии прошлого опыта.
Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
— глобальные технологий;
— демографические;
— экономические;
— военные;
— технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
— социально-экономические;
— социально-политические;
— социальные;
— духовные.
Социальная помощь населению, оказывается по тем же направлениям практической психологии:
— сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;
— психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;
— психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;
— психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.
Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.
Следует признать, что в отечественной технологии пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному работнику достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях.
Технология решения психологических задач предполагает:
— понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;
— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;
— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
— понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;
— знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;
— четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.