Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин

2.1. Стратегии восстановлений

Поддерживание оборудования в работоспособном состоянии требует определенных материальных и трудовых затрат. Уровень этих затрат во многом определяется принятой стратегией восстановления работоспособного состояния машин.

Под стратегией восстановления понимается определенная периодичность замен и уровень восстановления работоспособного состояния. Будем различать минимальное и полное восстановления. Минимальное восстановление подразумевает минимум затрат на устранение отказа.

Термин «стратегия восстановления» применим как к агрегату или машине в целом, так и к ее составным частям. Применительно к агрегату (машине) полное восстановление реализуется при капитальном ремонте, минимальные восстановления – при текущих ремонтах.

При текущих и аварийных ремонтах машин восстановление их работоспособного состояния может осуществляться либо заменой составной ее части (механизм, узел), в которой произошел отказ, либо заменой (восстановлением) непосредственно отказавшей детали. Тогда, применительно к механизму (узлу), в первом случае используется термин «полное восстановление», во втором случае – термин «минимальное восстановление», а термин «стратегия восстановления» будет относится непосредственно к механизму (узлу).

Например, в соединении вал – зубчатое колесо заменяется отказавшая шпонка. В этом случае при замене шпонки происходит восстановление работоспособности узла, но не обеспечиваются исходные показатели надежности узла. Восстановление исходных показателей надежности предполагается при полной замене узла, т.е. при полном восстановлении исходных показателей надежности узла.

В процессе эксплуатации металлургического оборудования требуется обеспечить минимум затрат на поддержание оборудования в работоспособном состоянии.

2.2. Стратегии восстановлений при внезапных отказах

Как правило, металлургические агрегаты являются агрегатами непрерывного действия и большой производительности. Любой отказ связан с большими потерями. Поэтому основой надежной работы оборудования являются периодические остановки на профилактическое техобслуживание и ремонты. В таких ситуациях главной проблемой является планирование объема ремонтных работ, т.е. какие узлы, детали менять в тот или иной ремонт, или не менять, обеспечивая готовность замены в любой момент.

В качестве критерия для оценки стратегий восстановлений принимается интенсивность затрат (средние затраты на восстановление в единицу времени).

Рассмотрим возможные стратегии восстановлений применительно к оборудованию металлургических заводов.

Стратегия аварийных замен (стратегия - 1)

Система восстанавливается полностью только после отказа. После полного восстановления показатели надежности системы соответствуют ее исходному состоянию.

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru l1 l2 l3 ln

t1 t2 t3 tn t

Рис.2.1. Схема стратегии аварийных замен:

t1, t2, t3 и tn – моменты отказов;

l1, l2, l3 и ln – наработки;

· - полное восстановление

Для данного случая интенсивность затрат R определяется из зависимости:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru , (2.1)

где M(C) - математическое ожидание эксплуатационных затрат в Ci - м цикле;

M(L) - математическое ожидание наработок, имеющих протяженность Li.

Стратегия плановых и аварийных полных замен (стратегия - 2)

Система в случае отказа подвергается полному аварийному восстановлению, а в фиксированные моменты времени
ti=t, 2t, … nt проводятся плановые замены.

 
  Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

t 2t nt t

Рис.2.2. Схема стратегии – 2

Обозначим через Сn и Са затраты, связанные соответственно с плановыми и аварийными заменами, тогда интенсивность эксплуатационных затрат:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

где H(t) – математическое ожидание числа аварийных восстановлений на интервале [0, t].

Оптимальный межремонтный период:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

где h(t) = H(t) – плотность восстановлений.

Если существует оптимальный межремонтный период t*, то минимальная интенсивность эксплутационных затрат:

R(t*) = h(t*)

Стратегия полных плановых и аварийных минимальных замен

(стратегия - 3)

Система в моменты времени ti=t, 2t, … nt планово восстанавливается полностью. В случае отказа в межремонтный период осуществляется минимальное восстановление системы.

Примем затраты на полное восстановление - Сп, затраты на минимальное восстановление – Са .

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru .

 
  Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

t 2t nt t

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru – минимальное восстановление

Рис. 2.3 . Схема стратегии –3

В среднем на календарный цикл [0,t] приходится l(t) минимальных восстановлений, определяемых из зависимости:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Поэтому интенсивность затрат:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.2)

Тогда оптимальный интервал восстановления Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru из условия Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru определяется уравнением:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru . (2.3)

Если Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru - интенсивность отказов – возрастающая функция, то

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru . (2.4)

Так, для распределения Вейбулла:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.5)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.6)

где b – параметр формы;

a – ресурсная характеристика.

Пример 2.1. Наработка редуктора имеет распределение Вейбулла

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

с параметрами a=90 сут, b=2.

Затраты на полную замену Cn=12 ед., на минимальную замену Cа=6 ед (условие 1) .

Найти оптимальный интервал профилактических замен и соответствующую ему интенсивность затрат.

Решение.

Находим оптимальный интервал из зависимости (2.5).

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Для заданных условий (1) по зависимости (2.6) находим интенсивность затрат.

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Установим, как изменяется ситуация с изменением параметров распределения Вейбулла и соотношения затрат на минимальное и полное восстановления.

Условие 2. Примем b=3 при низменных затратах, тогда:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Получаем возрастание интенсивности затрат.

Условие 3. Для b=2 и Ca=3 ед., получим:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Условие 4. Для b=3 и Ca=3 ед., получим:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Более эффективным является снижение затрат на минимальное восстановление.

Сравним для заданных условий эффективность стратегий 3 и 1.

Для стратегии аварийных полных замен b=2, C=12 ед.:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

для b=3, C=12 ед.:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Таким, образом для условий 1 и 2 более эффективной является стратегия аварийных замен, так как

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Для условий 3 и 4 более эффективна стратегия 3, так как

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

То есть применение той или иной стратегии восстановления работоспособности оборудования определяется характером распределения и соотношения затрат на полные и минимальные восстановления.

Стратегия аварийных минимальных замен (стратегия -4)

Система после первых (n-1) отказов подвергается минимальному восстановлению. После n-го отказа система восстанавливается полностью

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru xn

1 2 n t

Рис. 2.4 . Схема стратегии – 4

Интенсивность эксплуатационных затрат:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru , (2.7)

где Cm, Cn - средняя стоимость минимальных и соответственных полных восстановлений;

M(Xn) - математическое ожидание длины цикла.

Для распределения Вейбулла оптимальное число минимальных восстановлений:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.8)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.9)

где Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru =1, 2 …,

тогда

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.10)

Пример 2.2. Замена комплекта вкладышей универсального шпинделя составляет 300 ед. (минимальное восстановление). Полное восстановление путем замены шпинделя в сборе 12000 ед.

Наработка комплекта вкладышей имеет распределение Вейбулла с параметрами a=60 сут, b=4.

Определить оптимальное число минимальных восстановлений и соответствующую этому интенсивность эксплуатационных затрат.

Решение:

Находим оптимальное число восстановлений

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Тогда минимальная интенсивность эксплуатационных затрат составит:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Длительность интервала полных замен:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

2.3. Восстановление при постепенных отказах

В отличие от внезапных отказов, начинающиеся постепенные отказы можно распознать при наблюдении за параметрами, определяющими работоспособность системы, и предотвратить их в дальнейшем соответствующими восстановительными мероприятиями.

В ряде случаев планирование восстановительных работ можно осуществлять не на основе допустимой величины параметра, определяющего работоспособность системы (например, допустимая величина износа), а на основе текущих затрат на восстановление.

Если текущие затраты на восстановление неоправданно велики, то можно говорить о постепенном отказе. Поэтому необходимо найти наиболее выгодное в отношении затрат время эксплуатации (время от ввода системы в действие до ее снятия с эксплуатации).

Обозначим через A (t) средние затраты на восстановление, которые возникают за время (0, Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ). То есть предполагается, что одновременно эксплуатируются несколько однотипных систем (группа прессов, волочильных станов, мостовые краны и т.д.).

Если функция А (t) растет линейно А (t) = a t, то с точки зрения затрат нет необходимости производить полное восстановление (замена системы), так как удельные затраты на восстановление остаются постоянными:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru .

Если длина цикла - Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru , а затраты на восстановление (замену системы) — с, тогда интенсивность эксплуатационных затрат

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru . (2.11)

Если же функция А (t) растет быстрее, чем линейно (то есть изменение средних затрат d A(t)= a (t) d t, то может оказаться экономичнее заменить систему на новую.

Тогда экономичное время эксплуатации Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru , определенное соотношением:

R ( Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru *) =min R (т), Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

является решением уравнения Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

и тогда

R( Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru )=a( Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ). (2.12)

Кривая эксплуатационных затрат описывается выражением

T (t) = C+A (t) = C + Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.13)

Согласно выражению (2.10) для Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru = Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

С + А( Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ) = а ( Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ) Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

прямая у = а ( Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru )t касается кривой эксплуатационных затрат, что определяет экономичное время эксплуатации Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (рис. 2.5).

Если принять, что а (t) = a t, а > 0 (что, как показывает практический опыт, во многих случаях соответствует действительности), тогда в соответствии с уравнением (2.10)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.14)

Соответствующая минимальная интенсивность эксплуатационных затрат:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.15)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Рис.2.5. Экономичное время эксплуатации

Пример 2.3. Средние затраты в единицу времени на замену вкладышей в линии привода группы чистовых клетей стана 2500 г/п а (t) = 6 ед./сут, полная замена шпиндельного соединения
С = 12000 ед. Средняя наработка вкладышей Т=60 сут.

Определить экономичное время эксплуатации и соответствующую интенсивность эксплуатационных затрат.

Решение:

В соответствии с формулами (2.14) и (2.15)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

a = a (t) / T = 6 / 60 = 0,1;

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Общие затраты T = 490 ·49 = 24010 ед.

2.4. Восстановление на основе задания лимита затрат

Стратегия экономичного времени эксплуатации отражает динамику средних затрат на восстановление А (t) в рассматриваемой совокупности систем. Однако текущие затраты на восстановление конкретных систем часто заметно отличаются друг от друга из-за различных условий эксплуатации (рис.2.6).

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Рис. 2.6. Стратегия задания лимита затрат на восстановление

Для учета специфики каждой системы применяется методика с ограничением затрат на восстановление.

Сначала оцениваются затраты на восстановление. Если они превышают заданную границу - лимит затрат на восстановление, то система не восстанавливается, а заменяется.

Тогда интенсивность эксплуатационных затрат есть величина постоянная для используемой стратегии:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru . (2.16)

Из уравнения (2.14) лимит затрат на восстановление

L (t) = R ·M (t) – J (t).

Если затраты на восстановление на интервале (0,t)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru 0 < t < Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ;

M (t) = Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru - t, 0 < t < Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ,

тогда лимит затрат на восстановление

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru .

При линейной зависимости а (t) = at с учетом формул (2.12) и (2.13)

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru (2.17)

Пример 2.4. Определить, требуется ли в момент времени t=400 сут восстановление линии привода путем замены комплекта вкладышей или необходима замена шпинделя в сборе. Исходные данные примера 2.3.

Решение.

Определим из зависимости (2.17) лимит затрат на восстановление

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

Восстановление должно производиться путем замены комплекта вкладышей, так как затраты на их замену составляют 360 ед., что меньше лимита L(t)=404 ед.

2.5. Оценка эффективности принимаемых решений

при техническом обслуживании

Работоспособность оборудования в конечном итоге должна обеспечивать его эффективную работу, приносить доход. Поэтому необходим и анализ потерь, снижающих эффективность работы оборудования.

Такими критериями являются:

- простои из-за отказов оборудования;

- ремонтные и монтажные работы;

- незначительные остановки оборудования;

- технологические недоработки;

- сокращение скорости технологического процесса;

- сокращение доходов.

В общем виде предельная эффективность (ПЭ) оборудования может быть представлена уравнениями Накаямы:

ПЭ = Готовность ·Производительность ·Качество.

Готовность выражается через коэффициент готовности Кг:

Кг = (Рабочее время - Время простоя) / Рабочее время.

Производительность – через темп производства (ТП), как произведение нормы эксплуатации (НЭ) на норму скоростной эксплуатации (НСЭ).

ТП = НЭ ·НСЭ.

НЭ = Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru ,

где Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru – время на производство единицы продукции.

НСЭ = Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru .

Качество выражается через коэффициент качества Кк:

Кк = Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru .

Из анализа представленных зависимостей можно сделать следующие выводы.

Уровень готовности определяют два первых вида потерь (простои из-за отказов оборудования, ремонтные и монтажные работы).

Уровень производительности определяется остановками оборудования и скоростью технологического процесса.

В понятие качества входят потери, связанные с технологическими недоработками и сокращением доходов, вызванных снижением качества продукции.

Для оценки эффективности решений, связанных с техническим обслуживанием оборудования, существует обобщенный показатель – так называемая интегральная шкала эффективности (ИШЭ), предложенная Хиби:

ИШЭ = Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

В качестве стоимостной контрольной шкалы используется стоимость энергии (кВт ·ч) или другие измеряемые показатели.

В развернутом виде формула ИШЭ = U за i-й период:

Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru

где U Глава 2. Восстановление работоспособного состояния машин - student2.ru - интегральная шкала эффективности за i-й период;

R - стоимость ремонта;

L - потери при отказе оборудования;

L1 - потери продукции;

L11 - предотвращение потерь в результате снижения

производительности;

L12 - уменьшение потерь действующей продуктивности;

L2 - стоимость потерь;

Pi - стоимость контрольной шкалы за i-й период.

Следовательно, для оценивания эффективности мероприятий необходимо постоянно осуществлять мониторинг состояния оборудования и затрат на поддержание его работоспособного состояния.

Наши рекомендации