Принципы и особенности диагностического процесса в социальной работе
Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам индивид, являющийся центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличия (ребенок, умственно отсталый
человек, алкоголик или наркоман, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех клиентов, которые обратились в учреждение социального обслуживания, — при всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.
Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса — сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.
18.Социальная терапия, ее виды и возможности использования в социальной
работе.
Основанием для выделения видов социальной терапии являются объект возможного социально-терапевтического воздействия и доминирующий метод его осуществления.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: индивидуальная и групповая. Последняя подразделяется на семейную и сетевую.
В соответствии с доминирующим методом выделяются гарденотерапия, терапия самовоспитания, арттерапия и др.
Индивидуальная терапия применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.
Групповая терапия понимается как воздействие, направленное на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп. Основанием для формирования групп выступают: возраст (детские, взрослые группы), пол (мужские, женские, смешанные), профессиональные, учебные, группы для совместной деятельности и т. п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.
Семейная терапия - форма групповой терапии, ориентированная на системную работу с семьей. При этом семья рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист раскрывает внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побуждает их к более гибкому поведению и т. п.
Сетевая терапия - эффективный способ восстановления отношений между индивидом и его социальным окружением, социумом.
Сетевая терапия, основанная на работе с ближайшим окружением или сетью социальных контактов, как и семейная терапия, - две ветви одного дерева. Самые большие различия между ними возникли в 60-е и 70-е гг. XX в., когда семейная терапия сфокусировала свое внимание только на семейной системе и отношениях внутри этой системы, в то время как сетевая терапия была направлена на всех, кто имел отношение к проблеме, независимо от того, к какой системе они принадлежали. И только в 80-е гг. стало очевидно, что общей для них является теория систем.
Система социальных связей человека, сеть его социальных контактов представляют собой ту силу и опору, которые сами по себе являются ресурсом, способным мобилизовать имеющиеся ресурсы личности и в дальнейшем сохранить ее достижения.
При каком-либо нарушении баланса система сама стремится к восстановлению равновесия и поддерживает себя. Поэтому в моменты острых системных кризисов иногда наблюдается спонтанное восстановление функций системы без помощи извне.
Когда кризис приобретает хронический характер, в его преодолении должны участвовать не вовлеченные ранее элементы системы или смежные системы; включить их в работу - задача специалистов. Этой цели и служит метод работы с сетью социальных контактов, или сетевой метод.
В основе метода сетевой работы лежат гуманистический подход и демократическое отношение к работе с индивидом, группой, которая пребывает в ситуации деструктивной функциональной деятельности или воздействия.
Основа сетевого метода заключается во включении социального окружения в терапевтическую работу. Оно наряду с клиентом становится субъектом. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь участникам сетевой встречи найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Обращение к ближайшему окружению (друзья, родственники, соседи, учителя и др.) в трудной ситуации является или должно было быть естественной реакцией1.
Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять более широкий спектр разновидностей социальной терапии: терапия словом, смехотерапия, клоун-терапия, трудовая, оккупационная, терапия самовоспитания, ортобиотика и др.
Трудовая терапия основана на оказании лечебного, тонизирующего, активизирующего воздействия процесса труда на индивида. Труд выступает средством лечения и способствует преодолению деструктивных изменений, отклонений в поведении индивидов, групп, сообществ; достижению оптимального уровня самостоятельности.
Это оценка и лечение за счет использования специально отобранных и имеющих особое значение действий. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.
Трудотерапия понимается как помощь людям, начиная с овладения навыками ухода за собой и заканчивая продуктивной деятельностью, а также досугом. Цель трудотерапии - коррекция физического и психического состояния индивида посредством специфической трудовой деятельности, осуществляемой для оказания помощи и достижения индивидом независимости во всех аспектах жизни. Это поддержание и развитие оптимальных функций, стратегия овладения навыками и умениями самостоятельного решения проблемных ситуаций, достижение и сохранение самостоятельности в уходе за самим собой, в работе и социальной среде. Виды социально-терапевтической помощи и поддержки индивида конкретны в каждом отдельном случае: оценка нуждаемости и потребностей клиента, определение целей для дальнейшей работы, совет, практическая помощь, консультирование, информирование, организация и создание условий для совместной деятельности, обучение навыкам, помощь в принятии решения, в выборе оборудования.
Сфера применения метода трудовой терапии очень широка. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения. Как метод восстановительного лечения она имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышению социального статуса человека. Терапия посильной занятостью в качестве обязательного компонента входит в комплекс социально - терапевтических мероприятий с людьми пожилого возраста. Эта проблема особенно остро встает в пенсионном возрасте - периоде, иногда ошибочно понимаемом как бессрочный отпуск, на фоне которого может развиться комплекс никчемности существования.
Особое значение трудовая терапия приобретает в учреждениях социальной защиты населения при работе с людьми, имеющими проблемы психического здоровья, острой и хронической физической дисфункции, проблемами поведения и взаимоотношения с социумом, с людьми, социально исключенными из жизни общества, - осужденными, бездомными.
Например, в ЦСР "Возрождение" широко используются методы трудовой терапии: воспитанники получают трудовые и профессиональные навыки в полиграфической, столярной, швейной мастерских.
К основным принципам организации трудовой терапии относятся: специально организованная совместная деятельность, принцип доступности, вовлеченности, субсидиарности, индивидуально-ориентированный подход, принцип педагогического взаимодействия1, принцип развивающего эффекта кооперативного учения.
Оккупационная терапия (ОК) - терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы. Это необходимая форма помощи людям, испытывающим отклонения в поведении, взаимодействии. В зависимости от специфики объекта воздействия, целей и задач определяются и методики терапевтического воздействия.
Ключевой элемент оккупационной терапии это выбор видов занятий, которые формируют навыки независимого функционирования и удовлетворение потребностей индивида в контексте его социального окружения. Как направление в социальной реабилитологии, ОК имеет реабилитационную и терапевтическую направленность - восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов.
Оккупационная терапия дает хорошие результаты в работе с детьми, подростками и молодежью с проблемами: нервно-психические расстройства и трудности в обучении; эмоциональные расстройства, поведенческие проблемы, аутизм, фобии; алкогольная и наркотическая зависимости, социопатологии поведения, ортопедические ограничения на фоне несчастного случая.
В работе с пожилыми и инвалидами ОК направлена на облегчение привыкания к протезам; увеличение мобильности, силы и выносливости; стимулирование здоровья и продуктивные взаимоотношения; преодоление депрессии и шизофрении; неврологической дисфункции, включая опухоли мозга, склероз; помощь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы; поиск ресурсов в социальном окружении.
Терапия самовоспитания - это собственная деятельность субъекта, направленная на самопознание, самоанализ и самооценку. Самовоспитание - это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного "Я". Метод самовоспитания наиболее успешен, если применять его на базе аутогенной тренировки1.
В технологическом аспекте метод самовоспитания включает следующие приемы:
- самоизучение, самооценка; переоценка собственной личности; самоанализ, переоценка прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров";
- создание желаемого образа "Я"; формирование индивидуальных формул намерения; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения;
- сюжетная сенсорная репродукция поведения "Я-образа" в различных ситуациях деятельности и общения; "наложение" стереотипов "Я-образа" на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.
При этом специалист социальной работы будет выполнять роли наставника, социального сопровождающего, персонального ассистента, учителя социальных умений, проводника перемен, ответственного за ведение случая.
Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам индивид. Задача специалистов состоит в том, чтобы научить человека вышеуказанным приемам деятельности, осуществлять функции контроля процесса самовоспитания с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений личности и организовать закрепление опыта.
Исследования показывают, что уже через месяц систематического применения метода самовоспитания отмечаются положительные перемены в личности клиентов. Происходит трансформация таких глубоко индивидуальных особенностей, как мимика, речь, походка, стиль общения, руководства и т. д. Например, воспитанники ЦСР "Возрождение" после окончания программы реабилитации занимаются социальной практикой: проводят встречи, беседы в школах по профилактике зависимостей, рассказывают о том, как они справились с проблемой.
Тендерная терапия. Разделение людей на мужчин и женщин определяет восприятие различий, характерных для психики и поведения человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в традициях всех цивилизаций. Сегодня многие психологи ставят под сомнение такое жесткое деление человечества на две группы, считая, что оно приводит к возникновению многих психологических проблем.
Тендерная терапия направлена на обучение мужчин и женщин продуктивным стратегиям и практикам поведения ради преодоления традиционных тендерных стереотипов и разрешения возникающих на их основе конфликтов и проблем.
Терапия пищевого поведения. В последней четверти XX в. ожирение стало социальной проблемой в странах с высоким уровнем экономического развития, в которых как минимум 30% населения имеет избыточную массу тела.
С избыточным весом отчетливо связано многократное повышение риска и частоты развития многих заболеваний. Ожирение значимо уменьшает продолжительность жизни в среднем на 3-5 лет при небольшом избытке веса, до 15 лет - при выраженном ожирении.
Избыточный вес остается актуальной, в том числе и социальной, проблемой. Исследования показывают, что каждые лишние 10 кг веса увеличивают риск неполучения новой работы на 10%. Одна из причин сложившейся ситуации состоит в том, что большинство способов нормализации веса устраняют следствие, а не причину. Между тем психологические методы социальной терапии располагают вполне реальными и весьма многочисленными подходами и методами, способными помочь человеку избавиться от переедания и лишнего веса, овладеть методами преображения собственной внешности, нормализации пищевого поведения и формирования новых паттернов поведения.
Терапия пищевого поведения применяется в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, больницах и общественных центрах здоровья) с пациентами, страдающими нарушениями пищевого поведения и алиментарным (связанным с перееданием) ожирением.
19.Социальная реабилитация, ее виды и особенности в социальной работе.
В этимологическом значении реабилитация (от позднелатинского - восстановление).
Этот термин широко используется в медицине, психологии, а с 1991 г. в социальной работе. Многие исследователи вкладывают различное содержание в это понятие. Появились также понятия "комплексная реабилитация", "социальная реабилитация", которые применяются, как правило, в работе с инвалидами. В теоретическом плане содержание этих понятий находится в процессе развития, что позволяет использовать его в различных интерпретациях, и не позволяет развивать реабилитационную практику в отношении к другим категориям населения: лицам с девиантным поведением, осужденным, детям-сиротам, пожилым и т. д.
Среди подходов можно выделить направление, где реабилитация рассматривается как восстановление индивидом утраченных функций организма, отношений и ролей социального функционирования, профессиональных навыков и навыков и умений взаимодействия с окружающим миром.
Исходя из этих положений, выделяют следующие виды реабилитации: медицинскую; социальную; профессиональную; психологическую, бытовую.
Социальную реабилитацию необходимо рассматривать в широком и узком толковании.
В широком толковании социальная реабилитация - это создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования.
В узком толковании социальная реабилитация - это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.
Социальная реабилитация - это также процесс целенаправленной деятельности с индивидом по восстановлению утраченных или не приобретенных в ходе социализации навыков и умений исполнения социальных функций, отношений и ролей.
Методологическим основанием такого подхода являются исследования структуры и функционирования индивидуальности клиента, его социальных ролей и социального статуса американских исследователей X. Перлман, С. Бриар, Г. Миллер. Социальные роли являются двигателем социального благополучия индивида.
Под социальным функционированием понимается способность индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в обществе нормам морали и нравственности.
К утраченным или не приобретенным в процессе социализации умениям и навыкам строить социальные отношения и функции, которые необходимо учить создавать или восстанавливать, относятся семейные, трудовые, по поводу образования, дружбы, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, жизнедеятельности в быту.
К утраченным или не приобретенным в процессе социализации социальным ролям, которые необходимо развивать, восстанавливать или учить осуществлять, относятся роли: жены, мужа, бабушки, дедушки, отца, матери, сына, дочери, гражданина, соседа, покупателя, рабочего, друга, ученика и т. д.
Уровни социальной реабилитации:
1) федеральный, региональный, местный;
2) уровень индивидуальной и групповой работы.
Федеральный, региональный и местный уровень социальной реабилитации - это система организационных, правовых, экономических, информационных и образовательных мер, принимаемых органами управления по созданию условий для образования и деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности.
Этот уровень обеспечивает:
o создание законодательной базы, обеспечивающей правовое поле реабилитационной деятельности;
o определение направлений подготовки кадров бакалавров и магистров социальной работы, социальных педагогов, реабилитологов, психологов, обеспечивающих деятельность реабилитационных социальных служб;
o создание экономических условий для предпринимательской и коммерческой деятельности в области реабилитационной деятельности;
o разработку положений о порядке предоставления реабилитационных услуг различным категориям граждан;
o координацию деятельности системы реабилитационных социальных служб различной ведомственной подчиненности и различных форм собственности;
o предоставление помещений для организации и деятельности реабилитационных социальных служб и т. д.
Уровень индивидуальной и групповой социальной реабилитационной работы-это технологии или система средств, форм, методов и методик, применяемых социальными службами и учреждениями для восстановления утраченных или не приобретенных индивидом навыков и умений выполнения социальных функций и ролей, формирования необходимых социальных отношений.
Объекты социальной реабилитации:
o индивиды или группы, нуждающиеся в восстановлении утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков и умений взаимодействовать в системе социальных отношений и исполнять социальные роли;
o инвалиды всех возрастов, степеней инвалидности и видов; бывшие заключенные; выпускники интернатных учреждений; пожилые и старые одинокие и одиноко проживающие, асоциальные семьи; бездомные; безнадзорные дети и т. д.
Субъекты социальной реабилитации:
o профессионалы социальной сферы - бакалавры и магистры социальной работы;
o социальные педагоги;
o реабилитологи, психологи, владеющие технологиями и имеющие навык практической работы по восстановлению утраченных или не приобретенных навыков исполнения социальных функций ролей.
Средой социальной реабилитации выступает: среда проживания и функционирования, социального обслуживания, трудовой деятельности, отдыха, учебы, занятия творчеством, получения информации.
Институтами социальной реабилитации являются: государственная служба медико-социальной экспертизы, учреждения и службы социального обслуживания, социальный приют, центр помощи семье и детям, центр постинтернатной адаптации, социальная гостиница, центр социального обслуживания и т. д., а также:
o учреждения образования и воспитания:
- детский сад;
- школа;
- вуз;
o учреждения дополнительного образования и воспитания:
- центры развития потенциала человека;
- центры профессиональной ориентации и подготовки;
- приемная семья;
- патронатная семья;
- трудовой коллектив.
Так как технология социальной реабилитации предполагает восстановление утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков исполнения социальных отношений и ролей, то объективно она связана с технологиями: социальной диагностики, социальной адаптации, социализации, опеки, попечительства, усыновления (удочерения), коррекции, профилактики, социального обслуживания, социальной экспертизы.
Социальная адаптация.
Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Система социальной адаптации включает производственную, бытовую, досуговую адаптацию.
Производственная адаптация – фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития.
Бытовая адаптация – решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, с родственниками, соседями, знакомыми.
Досуговая адаптация – формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства. Поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами по работе, в быту является показателем нормальной адаптированности.
Любой вид социальной адаптации личности нуждается в хорошо организованной социальной работе различного профиля.
Развитие современного общества показывает, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим условиям. В этих условиях возрастает роль социального работника, различных служб помощи населению, помогающих отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой.