Показатели пригородного движения
Показатели пригородного движения служат для определения объёма выполненной работы и качества использования подвижного состава по пригородным перевозкам. В курсовом проекте рассчитываются следующие технико-эксплуатационные показатели.
Количественные показатели:
– число отправленных пассажиров:
, тыс. пасс., (2.19)
где A0, A1,…, An – число отправленных пассажиров со станций и остановочных пунктов 0…n, тыс. пасс.
– пассажирооборот определяется как сумма произведений числа перевезенных пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки (l1, l2,…, ln):
, тыс. пасс. -км, (2.20)
– работа подвижного состава:
поездо-километры:
, поездо-км, (2.21)
где N1, N2, …, Nk – число пар поездов 1-й, 2-й, …, k-й зоны,
– расстояние от головной до соответствующей зонной станции, км;
вагоно-километры:
, тыс. ваг.-км, (2.22)
где число вагонов в поездах, следующих, соответственно, на 1-ую, 2-ую, …, k-ую зоны;
пассажиро-место-километры:
, пасс. -место-км, (2.23)
где – расчетная вместимость состава в поездах, следующих, соответственно, на 1-ую, 2-ую, …, k-ую зоны, пасс.
Качественные показатели:
– средняя дальность поездки пассажира определяется путем деления пассажирооборота на количество перевезенных пассажиров:
, км. (2.24)
– средняя густота пассажиропотоков (показатель интенсивности перевозок на участках, т.е. количество проследовавших пассажиров в единицу времени по каждому километру или перегону железной дороги):
, пасс. -км/ 1 км (перегон), (2.25)
где Lу – протяженность участка, км.
– средняя населенность на вагон определяется делением пассажирооборота на пробег вагонов:
, пасс. /ваг. (2.26)
– средний состав поезда – частное от деления вагоно-километров на поездо-километры:
, ваг. (2.27)
– среднесуточный пробег состава:
, км/сут, (2.28)
– средняя участковая скорость:
, км/ч, (2.29)
где ∑NT — поездо-часы в пути пригородных поездов.
Заключение
Главной задачей организации пассажирских перевозок является соответствие пассажиропотоков возможностям технических средств.
Основными задачами пассажирского движения на российских железных дорогах считаются: 1) развитие скоростного и создание высокоскоростного движения; 2) обеспечение оптимального и гибкого графика движения пассажирских поездов; 3) создание механизма управления в рамках АСУ «Экспресс» для принятия оперативных решений по регулированию перевозок; 4) предоставление пассажирам всей информации о поездках и развитие сети продаж проездных документов (билетов) с использованием современных форм обслуживания, в т.ч. сети Internet; 5) совершенствование технологических процессов обработки багажа; 6) автоматизированный учет и контроль технического состояния подвижного состава; 7) предоставление пассажирам самых разнообразных услуг, полный автоматизированный контроль за доходными поступлениями по конкретным поездам; 8) прогнозирование пассажиропотоков, платежеспособного спроса и анализ показателей работы пассажирского комплекса. На решении перечисленных вопросов будет сосредоточена деятельность сотрудников различных структур РЖД. По соответствующей проблематике может быть определена тема дипломного проекта для студентов, занимающих различные должности в структурных подразделениях пассажирского комплекса холдинга РЖД на линейном, территориальном, федеральном и региональном уровнях.
Рекомендуемая литература
1. Железнодорожные пассажирские перевозки: Монография [А.Г. Котенко, В.А. Кудрявцев, Е.А. Макарова и др.] / под ред. Г.В. Верховых. – СПб.: Северо-Западный региональный центр «РУСИЧ», «Паллада-медиа», 2012. – 520с.
2. Макарова Е.А. Актуальные вопросы организации железнодорожных пассажирских перевозок: монография. – М.: Маршрут, 2006.
3. Нормативы для составления графика движения пассажирских поездов / ОАО «Российские железный дороги»: распоряжение от 17.10.2006 г. №2086р.
4. О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте / Правительство Российской Федерации: постановление от 18.05.2001 г. № 384-р (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2004 г. № 811, от 22.07.2009 г. № 600).
5. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (вместе с Планом мероприятий по реализации в 2008 – 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года) / Правительство Российской Федерации: постановление от 17.06.2008 г. № 877-р.
6. Организация железнодорожных пассажирских перевозок: учебное пособие. / под ред. В.А. Кудрявцева – М.: Академия, 2004. 254 с.
7. Организация пассажирского движения: учебн. пособ. [Белов К.А., Грачев А.А., Кудрявцев В.А., Шумари А.С.]. – СПб, ПГУПС, 2002. 52 с.
8. Пазойский Ю.О. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (примеры, задачи, модели, методы и решения): учебн. пособие для студентов вузов железнодорожного транспорта. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». – 2009. – 340с.
9. Пастухов С.С. Разработка методов исследования качества транспортного обслуживания населения в сфере железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования. – М.: ВНИИЖТ. – 2011.
10. Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте / Министерство путей сообщения Российской Федерации: утв. приказом № 30 от 26.07.2010 г. (в ред. от 11.06.2013 г., с изм. от 09.07.2013 г.).
11. Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности / Правительство Российской Федерации: утв. постановлением от 2 марта 2005 г. № 111.
12. Проектирование технологий организации пригородных перевозок: учеб. пособие / А. А. Грачев, А. Г. Котенко, В. А. Кудрявцев, А. С. Шумари, И. Н. Шутов. – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2009. – 54 с.
13. Резер С.М. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте: монография. – М.: ВИНИТИ РАН, 2007.
14. Тарифное руководство № 4. Книга 3. Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта / Министерство путей сообщения Российской Федерации. – М.: ТЕХИНФОРМ, 2003.
15. Типовой технологический процесс работы пассажирской станции. / ОАО «РЖД» (ред. от 22.07.2009 г.).
16. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте: учебник. В 2 т. Т.1 Технология работы станций. – М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». – 2009. – 263с. Т.2. Управление движением. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». – 2011. – 440с.
17. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный Закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.). Статья 3.
Приложение
Типовой макет схемы формирования
пассажирского поезда
1. Схема состава поезда содержит 5 граф (Табл. 1):
1 графа – порядковый номер вагона в составе поезда; с номером вагона может быть включена дополнительная информация об услугах, предоставляемых в вагонах, признак эконом-класса, факультативность, оперативное регулирование, выделение мест и т.д. (в соответствии с условными обозначениями);
2 графа – тип вагона (в соответствии с условными обозначениями);
3 графа – пункты обращения вагона;
4 графа – число мест в вагонах, в том числе мягких (люкс и СВ), купейных, плацкартных, общих и т.п. (в соответствии с условными обозначениями);
5 графа – количество составов в обороте, собственник подвижного состава поезда, прицепных и беспересадочных вагонов (в соответствии с условными обозначениями), технические характеристики вагонов (электроотопление, на угле, комбинированное отопление, вид тормозов, ЭЧТК); использование составов в общем обороте (с каким поездом) .
В конце схемы указывается сумма мест по типам вагонов и в целом по поезду.
Каждая схема должна иметь пояснение в текстовом виде.
2. В пояснениях к схеме располагаются данные в следующем порядке:
1. Периодичность курсирования, фирменность, категория поезда - указываются:
- наличие признака «фирменного», категории поезда;
- периодичность курсирования: круглогодичный, летний, зимний, ежедневный, по чётным, по нечётным, в определённый период или сезон и т.д. При не ежедневном назначении указываются дни (даты) отправления с начальных станций и прибытия на конечные станции маршрута;
- для двугруппных (многогруппных) поездов вышеуказанное описывать для каждой группы.
2. Нумерация вагонов в пути следования - указывается порядок нумерации вагонов в пути следования (с хвоста, с головы, единый (дробный) номер, иной порядок);
3. Максимально допустимая длина поезда по участкам следования (из расчета длины вагона 24,5 м) - указывается максимально допустимая длина для поезда по участкам следования.
4. Установленная схема поезда по участкам следования (состав сформирован из вагонов __ м) - указывается длина поезда по ходу следования с учетом включения всех беспересадочных, прицепных, факультативных и прочих вагонов, указывается по участкам последовательно по поезду прямого направления от станции формирования состава;
5. Станции изменения направления движения поезда - указываются станции изменения направления движения поезда (могут отсутствовать);
6. Станции смены локомотивов - указываются станции смены локомотивов в пути следования (могут отсутствовать);
7. Станции смены локомотивных бригад без смены локомотива - указываются станции смены локомотивных бригад в пути следования (могут отсутствовать);
8. Станции снабжения поезда водой - указываются станции снабжения состава водой в пути следования (могут отсутствовать);
9. Станции снабжения поезда топливом -указываются станции снабжения состава топливом в пути следования (могут отсутствовать);
10. Станции обслуживания ЭЧТК -указываются все станции обслуживания ЭЧТК (могут отсутствовать);
11. Станции сбора твердых бытовых отходов (ТБО) и шлака - указываются станции сбора ТБО и шлака в пути следования (могут отсутствовать);
12. Выделение мест - указывается количество и номера мест в вагонах, цель их выделения;
13. Переменный трафарет - указываются вагоны с переменным трафаретом, пункты его перемены и количество мест (может отсутствовать);
14. Вагоны повышенной комфортности -указываются вагоны и места повышенной комфортности (бизнес, эконом-класса, для перевозки иностранных туристов и т.д.);
15. Беспересадочные вагоны:
указываются по каждому беспересадочному вагону отдельно:
- порядковый(е) номер(а) вагона(ов);
- станция отправления и станция назначения вагона(ов);
- порядок и периодичность курсирования, порядок постановки в состав поезда (в голову или в хвост поезда). При не ежедневном назначении указываются дни (даты) отправления с начальных станций и прибытия на конечные станции маршрута, а также дни (даты) прохождения вагона по станциям переприцепки;
- перечень поездов, с которыми курсируют вагоны на всем маршруте следования;
16. Прицепные вагоны
Указываются по каждому прицепному вагону отдельно:
- порядковый(е) номер(а) вагона(ов);
- станция отправления и станция назначения вагона(ов);
- порядок и периодичность курсирования, порядок постановки в состав поезда (в голову или в хвост поезда). При не ежедневном назначении указываются дни (даты) отправления с начальных станций и прибытия на конечные станции маршрута;
17. Прочие вагоны - указывается порядок курсирования почтовых и багажных вагонов, служебных и технических вагонов (путеизмерители, лаборатории контактной сети, тормозоиспытательный и др.), вагонов-магазинов, амбулаторий, храмов и т.д. (описание периодичности и условий курсирования вагонов – каждого типа в отдельном абзаце).
По каждому почтовому, багажному и др. вагону указываются:
- станция отправления и станция назначения вагона;
- порядковый номер и род вагонов (порядковый номер может отсутствовать);
- порядок и периодичность курсирования, порядок постановки в состав поезда (в голову или в хвост поезда). При не ежедневном назначении указываются дни (даты) отправления с начальных станций и прибытия на конечные станции маршрута, а также дни (даты) прохождения вагона по станциям прицепки/отцепки, переприцепки;
18. Факультативные вагоны - указываются факультативные вагоны и порядок их объявления в продажу;
19. Станции пограничного и таможенного контроля - указываются станции пограничного и таможенного контроля.
При отсутствии описания пункта железнодорожная администрация может не включать его в схему, не нарушая порядковых номеров остальных пунктов в сквозной нумерации.
Схема составляется железнодорожной администрацией формирования поезда, с включением в нее всех прицепных, беспересадочных и прочих вагонов.
При составлении пояснения к схеме, железнодорожные администрации предварительно направляют взаимно, не позднее, чем через две недели после даты завершения разработки графика, установленной Советом по железнодорожному транспорту, информацию телеграфом по следующим пунктам: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 18, 19, а по пунктам 15, 16, 17 обмен производится в электронном виде.
О Б Р А З Е Ц
Схема состава поезда № ____/____ "фирменное название" (при наличии)
в сообщении __
Порядковый № вагона | Тип вагона | Пункты обращения вагона | Число мест | Количество составов в обороте, собственник подвижного состава | |||
СВ | купей-ных | плацкартных | общих | ||||
К | ________ – ________ | – | 34/4 | – | – | ЛВЧД–20 _______ ж.д. | |
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
4ф | ПЛ | ________ – ________ | – | – | 52/2 | – | В обороте шесть составов ЛВЧД–26 ______ ж.д. на ЭПТ и электроотоплении |
5э | ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | |
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
КБ | – “ – | – | 12/4 | – | – | ||
КР | – “ – | – | 28/10 | – | – | ||
К | – “ – | – | 32/6 | – | – | ||
К | – “ – | – | 34/4 | – | – | ||
К | – “ – | – | 34/4 | – | – | ||
15б | К | – “ – | – | 34/4 | – | – | |
16н | К | – “ – | – | 34/4 | – | – | |
К | ________ – ________ | – | 34/4 | – | – | ЛВЧД–12 | |
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | _______ ж.д. | |
ПЛ | – “ – | – | – | 52/2 | – | ||
ПЛ | ________ – ________ | – | – | 52/2 | – | ЛВЧД–12 _______ ж.д. | |
24ф | ПЛ | ________ – ________ | – | – | 52/2 | – | _______ ж.д. |
В С Е Г О: | – | 276/44 | 624/24 | – | 900/68 |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1. Типы вагонов (графа 2 Схемы поезда)
ВСТ – служебно-технический вагон, вагон-салон, вагон-гараж (для перевозки автомобилей);
РИЦ – спальный вагон;
СВ – спальный вагон;
СВР – спальный вагон с радиоузлом;
СВК, МИКСТ - вагон с местами СВ и купе;
М – вагон мягкий;
К – купейный вагон;
КР – купейный вагон с радиоузлом;
КИ – купейный вагон с местами для инвалидов;
ККР – вагон купе-кафе-радио;
КРИ – купейный вагон с радиоузлом с местами для инвалидов;
КБ – купейный вагон, кафе-бар (буфет);
КБР – купейный вагон, кафе-бар (буфет) с радиоузлом;
ККОБ – вагон купе-кафе;
КС – вагон купе с местами для сидения;
1КЛ – вагон с местами для сидения 1 класса;
2КЛ – вагон с местами для сидения 2 класса;
3КЛ – вагон с местами для сидения 3 класса;
ПЛ – плацкартный вагон;
ПРИГ – вагон с жесткими местами;
О – общий вагон;
ОБЛ – межобластной вагон;
ОБЛ.Б – вагон межобластной с буфетом;
ОБЛ.Д – вагон межобластной детский;
ОБЛ.К – вагон межобластной с купе;
ВР – вагон-ресторан, вагон-бар; вагон-душ;
Б – багажный вагон, передвижная камера хранения;
ВРЗ - вагоны пассажирские всех типов, следующие в (-из) ремонт, в (-из) покраску; не предусмотренные схемами пассажирских поездов порожние вагоны, следующие под перевозку пассажиров и их возврат к месту приписки (отстоя); вагоны новой постройки; передислокация вагонного парка;
СОБ – вагон-лавка, вагон ОРСа, вагон для развоза хлеба;
ЛЕДН – вагон-ледник;
В-БЫТ – вагон быта;
ПЧТ – почтовый вагон;
ДЭС – вагон дизельная станция;
ЭЛС - вагон-электростанция;
ЛАБ – вагон-лаборатория;
ХРАМ - вагон-храм;
ВЕД – вагоны ведомственные;
СОБСТ – вагон собственный (для перевозки грузобагажа);
КАЗИН – вагон-казино.
2. Дополнительная информация о вагоне (графа 1 Схемы поезда)
ф – факультативный вагон, включаемый в состав поезда за 5 суток до отправления;
н – нефирменный вагон фирменного поезда;
и – вагон, в котором имеются места для инвалидов;
э – вагон повышенной комфортности «экономического класса»;
б – вагон повышенной комфортности «бизнес-класса»;
ор – вагон оперативного регулирования.
3. Сокращенное наименование собственника (графа 5 Схемы поезда)
ЛВЧД – вагонное пассажирское депо;
ВЧД – вагонное депо;
ЛВЧ – пассажирский вагонный участок;
ЛП – линейный пассажирский участок;
ФПКФ – филиал ОАО "ФПК".