Эффектные фильтры (насадки)
не являются необходимыми для точной передачи на снимке фотографируемого объекта. Они служат для совершенно противоположной цели - видоизменить изображение для получения выразительного художественного эффекта. Названия эффектных фильтров и насадок одного эффекта у разных производителей не отличаются каким-то однообразием. Поэтому, дабы упростить изложение тем, посвященным эффектным и специальным фильтрам, в качестве примеров их устройства и эффекта последних мы опять будем приводить соответствующие фильтры HOYA.
"Звездные" насадки
На использовании так называемых "растровых сеток" основана работа "звездных" фильтров - cross screen, star-six, star-eight, variocross. Будучи установленными на объективе, эти фильтры дополняют любой яркий точечный источник света, попавший в кадр, длинными линиями, которые подобно лучам проходят через его центр. Чтобы достичь такого эффекта, на поверхности фильтров этого типа вытравлены тонкие пересекающиеся линии, проходящие параллельно по всей его поверхности на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В зависимости от вытравленной на поверхности фильтра структуры, последний может давать разное количество лучей.
Две группы параллельных линий, расположенные под прямым углом между собой, дают эффект четырех крестообразно расходящихся лучей, идущих от каждого точечного источника света в кадре (фильтр cross screen). На поверхности фильтра Star Six вытравлено уже три группы параллельных линий, ориентированных под углом 120 градусов друг относительно друга. Соответственно, при использовании этого фильтра каждая светящаяся точка на фотографии будет иметь по шесть лучей. По аналогичной технологии, но уже с четырьмя группами линий, выполнен и "восьмилучевой" фильтр star eight, дающий эффект звездных вспышек с восемью лучами.
Несколько отличающимся эффектом обладает ещё один фильтр из этой серии - variocross. Он представляет собой конструкцию из двух стекол, на которых вытравлены параллельные линии. Каждое из этих стекол укреплено в своей оправе, которые могут быть развернуты относительно резьбовой оправы независимо друг от друга на произвольный угол. Соответственно, на снимке каждый точечный источник света получает четыре лучика, но в отличие от фильтра cross screen, угол между лучами можно изменять.
"Лучистый" эффект, производимый такими фильтрами, выражен только в том случае, когда в кадре есть яркие точечные источники света - Солнце (когда оно стоит невысоко над горизонтом), уличные фонари, блики на резких изгибах блестящей поверхности и так далее. Особенно удачным получается применение "звездных" фильтров для высококонтрастных сюжетов - например при съёмках ночных городских пейзажей. При диафрагмировании эффект этих фильтров падает, поэтому съёмку лучше вести на средних (5.6 - 8) или более открытых диафрагмах. Применяя "звездные" фильтры на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах, следует помнить о большой глубине резкости задиафрагмированного объектива - в резкость может попасть структура, вытравленная на поверхности фильтра. Кроме того, такая комбинация обладает ещё одним эффектом, также выглядящим весьма неприятно - при расположении источника света близко к краю кадра, лучи от него могут изгибаться. Владельцам видеокамер, желающим воспользоваться эффектами фильтров типа cross screen, Star Six или подобными, как правило лучше отказаться от автоматической фокусировки, норовящей наводить резкость только на поверхность фильтра (особенно этот эффект выражен при съёмке в условиях низкой освещенности).
При отсутствии в кадре ярких точечных источников света фильтры "звездного" типа производят незначительный смягчающий эффект, уменьшая микроконтраст даваемого объективом изображения. Такой эффект можно с успехом применять в съёмке портретов, когда излишний контраст, выражающийся в "жесткости" изображения, является нежелательным.
Фильтры, использующие эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие, по устройству подобны "звездным" фильтрам. Однако в отличие от "звездных" (растровых) фильтров, нанесенные на поверхность дифракционной решетки линии гораздо тоньше, и расположены настолько часто, что увидеть их невооруженным глазом практически невозможно - дифракционный фильтр выглядит как слегка мутноватое стекло. Пример фильтра, использующего эффект дифракционного разложения света на спектральные составляющие - это фильтр RAINBOW-SPOT. Этот фильтр разлагает на спектральные составляющие свет, идущий от ярких точечных источников, дополняя каждый источник света радужной линией. Насадку RAINBOW-SPOT можно с успехом применять и в портретной съёмке. В этом случае, ввиду отсутствия ярких точечных источников света, получается эффект другого рода - фильтр RAINBOW-SPOT делает изображение более мягким, сглаживая контрастные переходы на границе света и тени, придавая освещенным участкам своеобразные светящиеся ореольчики.
Насадки "мягкого" фокуса
Съемка с софт-фильтром
вверху — без фильтра, внизу — с фильтром)
Для получения особого "мягкого" изображения (в первую очередь в портретной съёмке) применяются достаточно дорогие софт-фокусные объективы (Softfocus lens). Получаемое с их помощью изображение не является нерезким (хотя на первый взгляд кажется, что резкости нет), но в то же время оно лишается излишнего микроконтраста, придающего изображению на фотографии излишне "жесткий" и грубый рисунок. Как правило, в софт-фокусных объективах эффект "мягкого" изображения создается за счет неисправленной (или намеренно вносимой при расчете оптической схемы) остаточной аберрации (как правило - сферической, чтобы эффект можно было применять не только на черно-белых, но и на цветных фотоматериалах). Эффект "мягкого фокуса" в этом случае получается за счет наложения резкого и расфокусированного изображений, получающихся в результате несовпадения плоскости фокусировки краевых и центральных лучей. Более дешевым, а значит - и более популярным методом получения смягченного изображения являются специальные оптические насадки на обычный съемочный объектив, называемые "фильтрами мягкого фокуса". Такие насадки, будучи установленными перед объективом, видоизменяют исходное изображение - несколько уменьшают общий контраст снимка и значительно снижают его микроконтраст. При этом изображение становится одновременно и резким, и слегка размытым (в отличие от изображения, даваемого расфокусированным объективом). Особенно красивый и приятный эффект в результате применения софт-фильтров получается в тех случаях, когда освещение создает активный световой рисунок, с четко выраженными светами и сочными тенями. При излишне мягком освещении применение смягчающих насадок может в отдельных случаях даже привести к неприятным эффектам - "размыливанию" и "ватности" изображения. Поэтому максимально эффективное применение смягчающих фильтров всегда требует проб и экспериментов.
К сожалению, в названиях насадок мягкого фокуса у разных производителей не только не наблюдается какого-то общего подхода, а даже наличествует довольно значительная путаница. К примеру фильтр, эффект которого обусловлен концентрически протравленными на его поверхности канавками, в каталоге фильтров B+W (производимых Schneider-Kreuznach) значится как SOFT FOCUS, а HOYA представляет аналогичный по устройству фильтр под названием DUTO. В то же время c названием DUTO продаются фильтры под маркой Kaiser, производящие эффект аналогичный фильтрам DIFFUSER у HOYA. Фильтр DIFFUSER от Cokin весьма похож как по устройству, так и по эффекту на фильтр HOYA SPECTRAL CROSS. Кроме неоднозначности с названиями, многие фильтры, несмотря на близкое по внешнему виду устройство (например B+W SOFT-IMAGE, CARL ZEISS SOFTAR и HOYA SOFTENER), значительно отличаются по производимому эффекту. И это ещё не всё! Объективы разной конструкции, даже идентичные по фокусному расстоянию, по-разному "воспринимают" многие насадки мягкого фокуса, особенно это касается зум-объективов. Поэтому софт-фильтров и выпускается такое количество, чтобы каждый фотограф мог подобрать под свою оптику, манеру съёмки и желаемый эффект фильтры, которые и будут для него "самыми лучшими". Некоторые насадки "мягкого фокуса" выпускаются двух-трех градаций по степени возрастания вносимого эффекта. Тогда в маркировку такого фильтра дополнительно добавляется буква (А или В) или цифра (1, 2 или 3) по степени увеличения эффекта. Например, фильтр HOYA SOFTENER B дает более выраженный эффект смягчения изображения, чем HOYA SOFTENER А.
В нашем обзоре мы в качестве примеров насадок разного назначения и устройства, смягчающих изображение, приведем софт-фильтры HOYA (fog filter, diffuser, duto, softener, spectral cross), представляющие все наиболее часто применяемые методы получения "мягкого" изображения.
Смягчающий изображение эффект фильтра Softener построен на наложении на основное (резкое) изображение множества дополнительных расфокусированных изображений. Достигается такой эффект при помощи определенного количества миниатюрных линзочек, похожих на капельки воды, в произвольном порядке расположенных на прозрачной плоскопараллельной поверхности этого фильтра. Каждая линзочка, расположенная на поверхности фильтра, создает вместе с объективом свою собственную оптическую систему (подобно паре объектив + насадочная линза для макросъёмки). Оптическая сила каждой такой линзочки складывается с оптической силой объектива, соответственно - каждая такая система будет иметь меньшее фокусное расстояние, чем фокусное расстояние объектива. Поскольку объектив наводится на резкость по основному изображению (которое создается светом, прошедшим через фильтр минуя линзочки), все дополнительные изображения будут приходить к плёнке расфокусированными (нерезкими). Визуально эффект фильтра Softener проявляется в светящихся ореольчиках на границах света и тени, а также - в смягчении общего контраста снимка. Исходя из природы эффекта, который дает фильтр Softener, легко объяснимы и особенности его применения. Эффект, даваемый фильтром такого типа, значительно изменяется в зависимости от фокусного расстояния объектива (чем больше фокусное расстояние объектива, тем эффект сильнее) и диафрагмы, при которой ведется съёмка (чем больше закрыта диафрагма, тем эффект слабее). Фильтры этого типа нежелательно применять на широкоугольных объективах и сильно задиафрагмированных объективах - в этом случае не только практически исчезает эффект смягчения изображения, но и контуры линзочек становятся хорошо заметными на снимке, производя эффект заляпанного дождевыми каплями стекла.
Поверхность фильтра Diffuser, кажущаяся просто неровной, на самом деле представляет собой совокупность коротких канавок неправильной формы и очень маленькой глубины с отполированной поверхностью. Такая структура поверхности фильтра Diffuser приводит к весьма специфическому эффекту - общий контраст снимка практически не уменьшается, как в случае применения других насадок мягкого фокуса, а резкость мелких деталей - значительно падает. Применение фильтра Diffuser оправдано в первую очередь в портретной съёмке при мягком освещении, давая возможность получить при мягком освещении не слишком резкое, но и не "ватное" или "мыльное" изображение.
Эффект фильтра Duto обусловлен концентрическими кольцевыми канавками, вытравленными на его поверхности. Большая часть света, создающая основное изображение, проходит между канавками без изменений. Оставшаяся часть, падая на поверхность канавок, рассеивается, понижая тем самым общий контраст фотоснимка. Кроме этого, благодаря концентрическому расположению канавок, фильтр Duto обладает дифракционными свойствами - например точечные источники света, попавшие в кадр, получают радужные ореольчики, а блестящие или светлые пряди волос (в зависимости от их положения) не становятся просто нерезкими, как в случае применения других насадок мягкого фокуса, а превращаются во что-то непонятное, но красивое - текущее и струящееся. Эффект этого фильтра при диафрагмировании изменяется - на более открытых диафрагмах преобладают рассеивающие свойства, а на средних и закрытых заметнее становятся дифракционные эффекты.
Фильтр Spectral Cross сделан в виде очень мелкой растровой сетки, обладающей и дифракционными свойствами. Поэтому эффект от применения фильтра Spectral Cross одновременно близок как к эффекту фильтра RAINBOW-SPOT, так и эффекту фильтра cross screen.
На поверхности "туманного" фильтра Fog Filter расположено в случайном порядке большое количество мельчайших белых полупрозрачных точек, частично рассеивающих падающий на них свет. Применение "туманного" фильтра позволяет достичь эффекта, напоминающего ранний утренний туман - впечатления белесой мглы, отсутствия деталей как в темных, так и в светлых местах снимка. При правильно подобранном сюжете с помощью Fog Filter можно добиться даже совершенно необычного эффекта, получив близкое к силуэтному изображение. Эффект "туманного фильтра" практически не зависит ни от фокусного расстояния применяемого объектива, ни от степени его задиафрагмированности. Ввиду весьма специфического эффекта, Fog Filter (в отличие от остальных насадок мягкого фокуса) достаточно редко используется в портретной фотографии, зато часто находит применение у фотографов-пейзажистов.
Среди эффектных фильтров, применяемых в портретной съёмке, достаточно много насадок, имеющих в центре плоскопараллельный неокрашенный участок или отверстие. Такие насадки оставляют центральную зону изображения практически без изменений, зато остальную (периферийную) часть кадра изменяют до неузнаваемсти. К таким насадкам в каталоге HOYA отнесены center-spot, soft-spot, color-spot и misty-spot. Эффект при применении таких насадок в значительной мере зависит от фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния от объектива до поверхности насадки. Весьма удобны аналогичные насадки прямоугольной формы, предназначенные для использования в компедиумных (слотовых) системах фильтров - например в системе Cokin. В этом случае эффект можно изменять, перемещая фильтр как вдоль оси объектива (вставляя в разные ячейки компедиума), так и поперек оси (передвигая фильтр вдоль слота).
Насадка center-spot - это линза, аналогичная применяемой в макросъёмке, с плоскопараллельной площадкой или сквозным отверстием в центре. Изображая центр кадра резким, выводит края из резкости.
soft-spot - фильтры, аналогичные Fog Filter (sand screen) и Diffuser (soft screen), но имеющие отверстие в центре фильтра. Эффект насадок sand screen и soft screen аналогичен эффекту насадок Fog Filter и Diffuser соответственно, но с резко изображенной центральной зоной кадра.
color-spot - цветные фильтры с отверстием в середине. Окрашивают периферию кадра, оставляя центральную зону кадра окрашенной в естественный цвет.
misty-spot - бесцветные оптические насадки, дающие резкое изображение центральной части кадра, и своеобразно размытое и деформированное - по периферии кадра. HOYA выпускает в этой серии фильтры под названиями "Gradual", "Breeze", "Halo" и "Windmill". Каждый из этих фильтров имеет свой особый характер оптического эффекта - например "Gradual" дает эффект типа того, что получается при изменении фокусного расстояния объектива в процессе экспонирования, а "Windmill" - как бы скручивает по спирали окружающее объект съёмки пространство.