Сцепные управляемые муфты
Сцепные управляемые муфты предназначены для соединения или разъединения валов с помощью специальных механизмов управления. Применяются механические, гидравлические, пневматические и электромеханические механизмы управления. Соединение и разъединение валов в некоторых муфтах может осуществляться только в покое, у других это возможно и во время работы.
Сцепные управляемые муфты делятся на муфты зацепления и фрикционные. Муфты зацепления обладают большой нагрузочной способностью, компактны, долговечны, в них отсутствует проскальзывание. Но они требуют точного центрирования, резко и шумно включаются, поэтому их преимущественно используют при невысоких скоростях вращения вала и нечастом включении или включают при остановленной машине.
Фрикционные муфты обеспечивают плавное и малошумное включение, но обладают большими габаритами и низкой долговечностью.
Сцепные управляемые муфты зацепления
Кулачковые муфты (рис. 8.10а) состоят из двух полумуфт с торцевыми кулачками (выступами), входящими во впадины между кулачками сопряженной полумуфты. Включение и выключение осуществляется осевым перемещением одной полумуфты (обычно ведомой) на шлицах или на направляющих шпонках.
Кулачки (выступы на торце) чаще имеют треугольный или трапецеидальный профиль. Треугольные кулачки легко входят в зацепление, но при больших моментах возникает значительная сила отталкивания, что требует дополнительной силы прижатия полумуфты, а при высоких скоростях происходит быстрое обмятие вершин зубьев. Трапецеидальные кулачки лучше работают при больших моментах и скоростях. Применяются также и прямоугольный профиль. Он не обеспечивает сцепление без зазора, поэтому плохо работает при реверсивной нагрузке. Труднее включается, зато не требует дополнительного прижатия. Применяется ограниченно в тяжелых машинах, а также при ручном включении.
а | б |
Рис. 8.10. Кулачковые (а) и зубчатая (б) муфты |
Зубчатые муфты (рис. 8.10б) состоят из двух полумуфт, одна из которых представляет собой шестерню с внутренними зубьями, а вторая – с наружным при одинаковом модуле и числе зубьев. Муфта включается при осевом перемещении одной из полумуфт. Для облегчения включения торцы зубьев закругляют.
При необходимости частого включения (например, в автомобилях) для уменьшения ударов и шума применяются синхронизаторы – небольшие фрикционные муфты, включаемые перед включением основной муфты и выравнивающие скорости ведомых и ведущих элементов.
Фрикционные муфты
Работа фрикционных муфт основана на создании сил трения между элементами муфты. Фрикционные муфты допускают плавное сцепление при любой скорости, но обладают большими габаритами и низкой долговечностью.
Фрикционные муфты бывают сухие и масляные, т.е. работающие со смазкой. В масляных муфтах ниже силы трения, но выше износостойкость.
В дисковых муфтах (рис. 8.11а) рабочие поверхности имеют простую форму. Применяют однодисковые (с двумя поверхностями трения) и многодисковые муфты. В однодисковых муфтах диск, связанный с одним валом, сжимается двумя фланцами, связанными с другим валом.
Многодисковые муфты более компактны, обладают более плавным включением, но отличаются худшей расцепляемостью.
а | б | в |
Рис. 8.11. Фрикционные муфты |
Конусные муфты (рис. 8.11б) состоят из двух полумуфт имеющих конические рабочие поверхности – внутреннюю и наружную. Конические поверхности позволяют создать на них значительные давления и силы трения при малых силах включения. Во избежание самозахватывания муфты и облегчения расцепления угол наклона образующей конуса должен быть меньше угла трения покоя (8-15º).
Достоинства конусных муфт: хорошая расцепляемость и относительная простота конструкции. Недостатки: значительные радиальные габариты и высокие требования к соосности соединяемых валов. В настоящее время применяются редко.
В цилиндрических шинно-пневматических муфтах (рис. 8.11в) трение создается между колодками резинового баллона, связанного с одной полумуфтой, и цилиндрическим ободом второй полумуфты (барабана). Для включения муфты в камеру баллона подается воздух под давлением, баллон расширяется, и колодки равномерно прижимаются к барабану.
Достоинства шинно-пневматических муфт: удобство управления; возможность использования муфты в качестве предохранительной за счет регулирования давления; малая чувствительность к неточностям взаимного расположения валов; самокомпенсация износа; хорошие демпфирующие свойства. Недостатки: значительная стоимость баллона; старение резины; чувствительность резины к попаданию масла, щелочей и кислот.
Самодействующие муфты
Самодействующие (самоуправляющиеся) муфты автоматически срабатывают в определенных условиях.