КТП специального назначения. КТП напряжения 6-10 кВ
КТП перевозимые с переносными разъединителями (ПКТПВР) мощностью 100-630 кВ·А, напряжением 10/0,4 и 6/0,4 кВ. Предназначенные для приема ,преобразования и распределения эл. энергии трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в системе с глухозаземлённой нейтралью трансформатора на стороне низшего напряжения. (ПКТПВР) предназначены для применения в системе электроснабжения строительных площадок служб нефтепрома, промышленных и других объектов. Состоят из шкафа УВН, шкафа РУНН и высоковольтного ввода. Высоковольтный ввод, в котором размещены проходные изоляторы и шины, установлен на крыше шкафа УВН и служит для присоединения к воздушным линиям 6-10 кВ. В шкафу УВН расположены: силовой трансформатор; высоковольтные предохранители; разрядники 0,4 кВ. В шкафу РУНН установлена аппаратура для подключения отходящих линий и разъема для трехфазной нагрузки на номинальный ток 63 А и однофазной нагрузки на номинальный ток 40 А. Линейный выносной разъединитель располагается на столбе и имеет заземляющий нож со стороны подстанции. ПКТПВР установлена на салазки из двутавровой балки или швеллера, что позволяет перемещать подстанцию на небольшие расстояния.
Монтаж и эксплуатацию ПКТПВР.
Перед установкой подстанции необходимо подготовить площадку и контур заземления. Выбор места и способа установки ПКТПВР определяются потребителем, исходя из конкретных условий, необходимых для нормальной работы подстанции. Одновременно с подготовкой площадки должны быть выполнены кабельные каналы для подключения стационарных эл. приемников 0,4 кВ. Высоковольтные разъединитель монтируется на опоре ЛЭП 6(10) кВ или на высоковольтном вводе (в зависимости от ввода). Эксплуатация запрещается: при открытых дверях; при неисправных блокировках. Эксплуатация должна осуществляться специально обученным персоналом.
КТП проходного типа. КТП проходного типа мощностью 400-630 кВ·А однотрансформаторные наружной установки, служат для приема эл. эн. трехфазного переменного тока частотой 50Гц напряжением 6 и 10 кВ, транзита, преобразования в эл. эн. напряжением 0,4 кВ и снабжения потребителей в районах с умеренным климатом. Проходная подстанция включается в расчету одной или двух линий с двухсторонним или односторонним питанием. КТП имеет следующие виды защит.
1.На стороне ВН: силового трансформатора от междуфазных К.З.; от атмосферных перенапряжений (с воздушным вводом).
2. На стороне НН от: перегрузки силового трансформатора; перегрузки и КЗ линии 0,4 кВ; КЗ линии наружного освещения; атмосферных перенапряжений.
3. Для защиты силового трансформатора от междуфазных КЗ установлены предохранители.
4. Защита от перегрузки и КЗ отходящих линий 0,4 кВ осуществляются комбинированными (максимальными токовыми и тепловыми) расцепителями выключателей.
5. Защита от КЗ линий наружного освещения осуществляется предохранителями.
Учет активной энергии осуществляется счетчиком, подключенным к трансформаторам тока.
Мачтовые железнодорожные ТП. Подстанции трансформаторные мачтовые однофазные типа МТПЖ имеют мощность 10 кВ·А. МТПЖ однотрансформаторные наружной установки питаются от линий продольного электроснабжения по системе провод-рельс. МТПЖ служат для приема эл. эн. напряжением 27,5 кВ и преобразования её в эл. эн. напряжением 0,23 кВ для снабжения однофазных эл. приемников ж\д объектов в районах с умеренном климате.
Компенсация реактивной мощности в сетях напряжением до и выше 1 кВ.
Компенсация реактивной мощности в сетях
Напряжением до 1 кВ
Одним из основных вопросов, решаемых при проектировании и эксплуатации систем электроснабжения промышленных предприятий, является вопрос о компенсации реактивной мощности.
Компенсация реактивной мощности с одновременным улучшением качества электроэнергии непосредственно в сетях промышленных предприятий является одним из основных направлений сокращения потерь электроэнергии и повышения эффективности электроустановок предприятий.
При выборе средств компенсации реактивной мощности в системах электроснабжения промышленных предприятий необходимо различать по функциональным признакам две группы промышленных сетей в зависимости от состава их нагрузок: 1-я группа - сети общего назначения; 2-я группа - сети со специфическими нелинейными, несимметричными и резкопеременными нагрузками. Решение задачи компенсации реактивной мощности для обеих групп различно.
На начальной стадии проектирования определяют наибольшие суммарные расчетные активные Рр и реактивные Qр электрические нагрузки предприятия в соответствии с расчетом электрических нагрузок в промышленных установках.
Наибольшая суммарная реактивная нагрузка предприятия, принимаемая для определения мощности компенсирующих устройств (КУ), равна
(1)
где Кнс,В - коэффициент, учитывающий несовпадение по времени наибольших активной нагрузки энергосистемы и реактивной нагрузки промышленного предприятия.
Значения коэффициента несовпадения Кнс,В для всех объединенных энергосистем (ОЭС) принимают в зависимости от отрасли промышленности:
Нефтеперерабатывающая, текстильная ..................................................................0,95
Черная и цветная металлургия, химическая, нефтедобывающая, пищевая, строительных материалов, бумажная .....................................................................0,9
Угольная, газовая, машиностроительная и металлообрабатывающая ..................0,85
Торфоперерабатывающая, деревообрабатывающая ..............................................0.8
Прочие ......................................................................................................................0,75
Суммарную мощность КУ Qк1 определяют по балансу реактивной мощности на границе электрического раздела предприятия и энергосистемы в период наибольшей активной нагрузки энергосистемы
.
где Qэ1 - реактивная мощность передаваемая предприятию в режиме наименьшей активной нагрузки.
Для промышленных предприятий с присоединенной суммарной мощностью трансформаторов менее 750 кВ · А значение мощности КУ Qк1 задается непосредственно энергосистемой и является обязательным при выполнении проекта электроснабжения пром. предприятия.
На предприятиях со специфическими нагрузками средства КРМ должны обеспечивать надлежащие показатели качества электроэнергии у приемников электроэнергии и на границе электрического раздела предприятия и энергосистемы.
Средствами КРМ являются: в сетях общего назначения - батареи конденсаторов (низшего напряжения - НБК и высшего напряжения - ВБК) и СД; в сетях со специфическими нагрузками, дополнительно к указанным средствам, - силовые резонансные фильтры, устройства динамической и статической КРМ (прямого или косвенного действия) и специальные быстродействующие синхронные компенсаторы (ССК).
К сетям напряжением до 1 кВ на промышленных предприятиях подключается большая часть потребителей реактивной мощности. Коэффициент мощности нагрузки НН обычно не превышает 0,8. Сети напряжением 380 - 660 В электрически более удалены от источников питания, поэтому передача реактивной мощности в сеть НН требует увеличения сечений проводов и кабелей, повышения мощности силовых трансформаторов и сопровождается потерями активной и реактивной мощностей. Затраты, обусловленные перечисленными факторами, можно уменьшить или даже устранить, если осуществлять КРМ непосредственно в сети НН.
Источниками реактивной мощности в сети НН являются СД напряжением 380 - 660 и конденсаторные батареи. Выбор оптимальной мощности НБК осуществляют одновременно с выбором цеховых ТП.
Если распределительная сеть выполнена только кабельными линиями, то ККУ любой мощности рекомендуется присоединять непосредственно к шинам цеховой ТП.
Для схем с магистральными шинопроводами ККУ единичной мощностью до 400 квар подключают к сети без дополнительной установки отключающего аппарата (ввиду установки последнего в комплекте ККУ), а при мощности более 400 квар - через отключающий аппарат с выполнением требований ПУЭ.
При мощности ККУ более 400 квар рекомендуется подключать их к шинам цеховой ТП с использованием соответствующего автоматического выключателя подстанции. На одиночном магистральном шинопроводе предусматривают установку не более двух близких по мощности ККУ суммарной мощностью .Если основные реактивные нагрузки шинопровода присоединены ко второй его половине, устанавливают только одну НБК. Точку ее подключения определяют из условия ,
Рис.1. Схема подключения НБК к магистральным шинопроводам:
а - одна НБК; б - две НБК
где Qh, Qh+1 - наибольшие реактивные нагрузки шинопровода перед узлом h и после него соответственно (рис.1, а).
При присоединении к шинопроводу двух НБК точки их подключения находят из следующих условий:
точка подключения дальнейшей НБК (рис.1, б)
;
точка подключения ближней к трансформатору НБК (рис.1, б)