Изменение числа оборотов
Этот способ регулирования является экономичным, если для изменения частоты вращения вала насоса используется электродвигатель постоянного тока, паровая турбина или двигатель внутреннего сгорания. Если в качестве привода используется электродвигатель переменного тока, то частоту вращения вала насоса целесообразно изменять при помощи гидромуфт или магнитных муфт.
Однако следует учитывать, что к.п.д. гидромуфт в рабочей зоне равен и применяется для регулирования работы насосов в сравнительно узком диапазоне подач. Выбор конкретного устройства регулирования следует обосновать.
Для определения числа оборотов вала насоса, обеспечивающего подачу Q1=QР, используют формулы подобия:
;
,
где n и n/ - число оборотов до и после изменения числа оборотов.
Точки (рисунок 49) 1 и 2 соответствуют подобным режимам и лежат на параболе подобных режимов hi = const.
, где .
Рисунок 49 - Регулирование насоса методом изменения частоты вращения вала
Параметры точки 1 соответствуют параметрам режимной точки Q1=QР, Н1=НР. Параболу подобных режимов строят, задавшись несколькими значениями Q.
Н | … | Qпотр | … | |
Q | … | Нпотр | … |
Таким образом, получают точку 2 – пересечение параболы подобных режимов, проходящую через точку 1, с характеристикой насоса. После этого по любой формуле определяют искомое число оборотов n/. При регулировании числом оборотов к.п.д. установки меняется незначительно.
; ; – парабола подобия
h = idem
Для того, чтобы найти на характеристике насоса с числом оборотов п1 точку подобную А нужно построить параболу подобных режимов
;
Н | … | Qпотр | … | |
Q | … | Нпотр | … |
К.п.д. насоса hн определяется точкой 2.
Обточка рабочих колес
Регулирование подачи насоса путем изменения диаметра (обточки) рабочего колеса находит все большее применение. Оно простое и достаточно экономичное. Несмотря на то, что при подрезке рабочего колеса на выходе геометрическое подобие нарушается, существуют режимы, для которых остаются справедливыми формулы, аналогичные формулам подобия:
;
.
Точка 1 на рисунке 50 соответствует режимной точке Р. Точка 2 находится как пересечение напорной характеристики насоса с параболой обточки:
,
где .
Рисунок 50 - Регулирование насоса методом обточки рабочего колеса
Определив коэффициент С*, по параметрам режимной точки 1, строят параболу обточки, получая при этом на пересечении с характеристикой насоса точку 2 с параметрами, удовлетворяющими уравнениям (12) – (13).
При обрезке колеса наблюдается незначительное уменьшение к.п.д. насоса, зависящее от коэффициента быстроходности nS и степени обрезки рабочего колеса. Предельная величина обточки рабочего колеса зависит от коэффициента быстроходности (таблица 3).
Таблица 3.
Предельная величина обрезки колес
nS | ||||||
0,20 | 0,15 | 0,11 | 0,09 | 0,07 | 0,05 |
Коэффициент быстроходности определяется по формуле:
где n – частота вращения вала насоса, [об/мин]; Q0 – оптимальная подача, [м3/с]; H0 – оптимальный напор, [м]; i – коэффициент, учитывающий тип рабочего колеса (для колес с односторонним входом жидкости i =1, для колес с двухсторонним входом жидкости i = 2); j – количество ступеней центробежного насоса.
процент обточки
Насосы НМ-10000-210, как правило, не обтачивают.
Если насос один и имеет одно рабочее колесо, парабола подобия и парабола обточки рабочих колес совпадают.