Вопрос 5.8. Подъемные агрегаты
Для обслуживания скважин без стационарных вышек применя ют подъемники, несущие вышку. Нашей промышленностью выпус каются следующие агрегаты:
Агрегат АзИНмаш-37А(рис. 5.36), смонтированный на шасси автомобиля КрАЗ-255Б, предназначен для текущего ремонта нефтяных,
Рис. 5.36. Агрегат А з И Н м а ш - 37А:
1-талевая система;2 -вышка; 3 -силовая передача; 4- передняя опора; 5 - кабина оператора; 6 - лебедка; 7 - гидроцилиндр подъема вышки; 8 - задняя опора
- 2 8 9 -
газовых и нагнетательных скважин глубиной до 2900 м. Имеет сле дующие основные узлы: лебедку, вышку с талевой системой, пере днюю и заднюю опоры вышки, кабину оператора, а также гидравли ческую, пневматическую и электрическую системы управления агре гатом и другие вспомогательные узлы и механизмы.
Лебедкаагрегата включает конический редуктор, барабанныйи приводной вал, смонтированный на общей сварной коробчатой ста нине. Барабан сварной конструкции установлен на подшипниках ка чения. Муфта включения барабана фрикционная, пневматическая с дисковыми вкладышами из ретинакса, смонтирована внутри тор мозного шкива.
Вышка- сварная, решетчатой конструкции, телескопическая,двухсекционная с открытой передней гранью. В транспортном поло жении вышка опирается на переднюю и заднюю опоры.
Подъем вышки осуществляется гидравлическими домкратами, выдвижение верхней секции - лебедкой с гидроприводом через блоч-но-канатную систему. Выдвинутая верхняя секция фиксируется на пневматически управляемых упорах. В процессе работы на скважине вышка закрепляется четырьмя оттяжками. Она снабжена также ог раничителями подъема верхней секции и подъема крюкоблока. При достижении крюкоблоком критического верхнего положения огра ничитель отключает фрикцион лебедки и включает тормоз.
Телескопические опорные винтовые домкраты задней опоры выш ки можно фиксировать по высоте в трех различных положениях. Опорные домкраты опускаются под действием своего веса при вы таскивании фиксирующего пальца. В транспортном положении опор ные домкраты поднимаются гидравлическими подъемниками, уста новленными внутри ног задней опоры.
Талевая системасостоит из одноосного трехроликового кронб-лока и одноосного двухроликового крюкоблока с трехрогим крюком. Неподвижный конец талевого каната закреплен на боковой стенке станины лебедки.
Гидравлическая система агрегатаобеспечивает подъем вышкии опорных домкратов задней опоры, привод лебедки, выдвижение вер хней секции вышки и автомата АПР-ГП для свинчивания и развин чивания насосно-компрессорных труб.
Пневматическая система агрегатапредназначена для усилениятормоза, управления муфтами включения барабана, гидронасоса, ди станционного управления сцеплением двигателя, упоров вышки и тормозом при срабатывании противозатаскивателя. Воздух в пнев-мосистему агрегата подается от компрессора автомобиля через его масловлагоотделитель и три воздушных баллона, последовательно соединенных с целью улучшения условий выпадения конденсата.
- 2 9 0 -
Электрооборудование в сочетании с пневматической и гидрав лической системами предназначено для управления механизмами при установке и снятии агрегата на скважине, для проведения спускоподъ-емных операций и освещения вышки и рабочей площадки устья.
Управление механизмами агрегата при проведении спускоподъ-емных операций осуществляют из кабины, расположенной между лебедкой и ездовой кабиной автомобиля (рис. 5.37). Управление ус тановкой вышки в рабочее положение выполняют с выносного пуль та, соединенного с общей электросистемой агрегата кабелем. Это по зволяет машинисту располагаться в любом удобном и безопасном для него месте, в радиусе до 10 м. Привод навесного оборудования агре гата лебедки 21 осуществляется от тягового двигателя автомобиля через коробку скоростей, включенную напрямую, и раздаточную ко робку. Шестерня 19 раздаточной коробки автомобиля 20 находится в постоянном зацеплении с шестерней 2 коробки отбора мощности 1, свободно сидящей на валу 1. Включением зубчатой муфты вращение передается валу 1, от него через карданный вал II - первичному валу
Рис. 5.37. Кинематическая схема АзИНмаш - 37А:
1 - коробка отбора мощности; 2 - шестерни коробки отбора мощности; 3,17 - шестерни передачи вращения промежуточному валу; 4, 5, 7, 8 - шестерни
вторичного вала; 6 - коробка передач; 9, 12 - шестерни конические; 10,11 - шестерни передачи вращения барабанному валу; 13,14,15. 16 - шестерни промежуточного вала; 18 - шестерня паразитная; 19 - шестерня раздаточной коробки; 20 - коробка раздаточная; 21 - лебедка; 22 - лебедка выдвижения верхней секции вышки;
23 - автомат свинчивания и развинчивания НКТ; I-ведущий вал; II, VII - карданный вал; III - первичный вал; IV - вал привода гидронасоса; V - промежуточный вал;
VI - вторичный вал; VIII - вал конического редуктора; IX - вал конической передачи;
X - приводной вал; XI - вал барабана
- 2 9 1 -
Ill коробки передач 6 и далее - через шестерни 3 и 17 - промежуточному валу V.
Шестерни 13, 14, 15 и 16, неподвижно посаженные на промежу точном валу V, находятся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями 8,7,5 к 4, свободно сидящими на вторичном валу VI, при чем шестерни 16 и 15 зацепляются через паразитную шестерню 18, а остальные - непосредственно. Включением зубчатых муфт валу VI сообщают три скорости прямого хода и одну скорость обратного хода. От вала VI через карданный вал VII вращение сообщается валу VIII конического редуктора и через пару конических шестерен 9 и 12 - валу IX.
Приводной вал X, соединенный зубчатой муфтой с валом IX, пе редает вращение барабанному валу XI через шестерни 10 и П. Враще ние барабану, свободно сидящему на валу XI, сообщается через фрик ционную муфту.
Внутри полого промежуточного вала V проходит вал IV привода гидронасоса, включаемый осевой фрикционной муфтой.
Гидравлическая система обеспечивает подъем вышки и опорных домкратов задней опоры, а также служит приводом лебедки 22 выд вижения верхней секции вышки и автомага АПР-2ГП 23 для свинчи вания и развинчивания насосно-компрессорных труб.
Установку АзИНмаш-37А1 монтируют на автомобиле КрАЗ-260 с относительно повышенной мощностью двигателя. В отличие от АзИНмаш-37А эта установка имеет в тормозной системе ретинаксо-вые колодки вместо лент с фрикционным материалом «феррадо», а в системе противозатаскивателя талевого блока использован новый винтовой механизм, более надежный и удобный в эксплуатации.
Освещение агрегатов, рабочей площадки и мостков осуществля ется взрывобезопасными светильниками.
Агрегаты комплектуют автоматами АПР-2ВБ или АПР-ГП для работы с насосно-компрессорными трубами, АШК-ТМ или КШЭ для работы с насосными штангами.
Агрегаты АзИНмаш-37А и АзИНмаш-37А1 могут иметь устрой ство для безъякорного крепления вышки.
Это устройство обеспечивает устойчивость агрегата при проведе нии спускоподъемных операций на полную грузоподъемность без установки и крепления оттяжек вышки к внешним якорям.
Проведение спускоподъемных операций агрегата без крепления оттяжек вышки достигается путем исключения влияния рессор на устойчивость агрегата. Влияние рессор на устойчивость всего агрега та частично исключается при установке двух передних откидных дом кратов, с помощью которых, а также домкратов задней опоры вышки, рама автомобиля, минуя рессоры, опирается на рабочую установоч-
- 2 9 2 -
Рис. 5.38. Подъемная установка УПА - 32:
/- передний домкрат: 2 - передняя опора: 3 - кабина оператора: 4 - лебедка: 5- гидроцилиндр подъема вышки; б - задний домкрат; 7 - задняя опора;
8 - талевый блок; 9 - полати; 10 - вышка; 11 - кронблок
- 2 9 3 -
Центратор для центрирования и удержания насосно-компрессор-ной трубы в вертикальном положении.
Подвеска центратора состоит из направляющих труб, шарнирно подвешенных к кронблочной раме, нижние концы которых снабже ны упорами, расположенными в пазах площадки верхнего рабочего. Каретки центратора перемещаются по направляющим. В верхней ча сти левой направляющей трубы имеется дополнительный упор для установки центратора в транспортное положение.
Трубодержатель состоит из корпуса, двух эксцентрических кулач ков с ушками и рукоятки. Подвешивается он цепями к грузовому ка нату, который через блок связан с лебедкой. Система управления ле бедкой размещена на площадке верхнего рабочего. Трубодержатели грузоподъемностью 0,65 т выполнены сменными для труб диаметром 48, 60, 73 и 89 мм.
Штангодержатель грузоподъемностью 0,15 т состоит из сменной плиты под квадрат штанг, стопорного кольца, направляющих и под пружиненного стакана. Штангодержатель также подвешивается к грузовому канату и выполняет работы со штангами диаметром 16,19, 22 и 25 мм.
Элеватор трубный для захвата труб под муфту состоит из кольце вого замкнутого корпуса, внутри которого помещена сменная втул ка, двух откидных створок со сменными вкладышами с рукояткой. Элеватор посредством штропов подвешивают к талевому блоку. Его используют для работы с насосно-компрессорными трубами диамет ром 48, 60, 73 и 89 мм. Скорость подъема элеватора 0,34-1,45 м/с.
Спайдер СГ-32 имеет грузоподъемность 32 т и состоит из клино вой подвески и сменных плашек, имеющих косые насечки, которые позволяют стопорить колонну при свинчивании и развинчивании труб. Клиновая подвеска управляется гидравлически с пульта управления.
Манипулятор трубный МТ-3 для свинчивания - развинчивания насосно-компрессорных труб состоит из вращателя с гидроприводом, сменного захвата и стопорного устройства.
Узел подвески ключа состоит из телескопического поворотного кронштейна с кареткой, вертикальной направляющей с гидроцилин дром и седловины с пружиной для подвески ключа. Пульт управле ния расположен на левом борту установки у ноги вышки и имеет три рукоятки: первая - для управления манипулятором МТ-3, вторая - для управления цилиндром подвески ключа, третья - для управле ния слайдером СГ-32.
Для вертикального расположения труб подъемная установка снаб жена подтрубником.
Подъемная установка УПГА-32предназначена для выполнения спускоподъемных операций с вертикальным размещением труб
- 2 9 4 -
Рис. 5.39.Подъемная установка УПГА - 32:
1 - передняя опора; 2 - шасси автомобиля КрАЗ-260; 3 - лебедка; 4 - задняя опора;5 - вышка; 6 - кронблок; 7 - балкон верхнего рабочего; 8 - механизм центрирования; 9 - талевый блок; 10 - трубный элеватор; 11 - манипулятор МТ-3; 12 - спайдер СГ-32; 13 - подтрубник
и штанг при ремонте скважин. Применяется в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом.
Подъемная установка - самоходная; смонтирована на шасси авто мобиля КрАЗ-260; создана на базе установки УПА-32, но в отличие от нее оснащена гидравлическим приводом ко всем целевым механизмам установки (подъемной лебедке, средствам подъема и выдвижения вер хней секции вышки, манипулятору для свинчивания и развинчивания труб, трубодержателю, спайдеру и другим инструментам).
- 2 9 5 -
МбедКйТалебая система
Рис.5.40. Кинематическая схема установки УПГА - 32:
1 - коробка отбора мощности; 2 - гидронасос PV-15; 3 - карданный вал;4 - гидронасос Р14Р; 5 - гидронасосы TGCC; 6 - тормозные цилиндры;
7 - гидромоторы BMF-75; 8 - гидромоторы МК-43-06800; 9 - редукторы РЧ-100;
10 - манипулятор МТ-3; II и 12 - вспомогательные лебедки
Установка состоит из следующих основных узлов: лебедки, выш ки с талевой системой и системой механизации, задней и передней опор вышки, системы управления и гидравлической системы.
Отличительной особенностью установки является обеспечение подъемной лебедки гидравлическим приводом и дискоколодочными тормозами.
Кроме того, вышка, оснащенная системой механизации с верти кальным размещением труб и штанг, позволяет совмещать спуско-подъемные операции со свинчиванием и развинчиванием труб.
Лебедка установки имеет принципиально новую схему. К бараба ну, выполненному с нарезкой под укладку каната, с торцов прикреп ляются реборды с приваренными кожухами, в которых утоплены два гидромотора с наружным ротором (вращающейся частью).
К кожухам на болтах прикреплены тормозные диски, зажатые меж ду четырьмя парами колодок с каждой стороны. Нормально замкну тые тормозные диски пружинами зажаты между колодками, которые при вращении барабана отжимаются гидравлическими поршнями. Неподвижная (внутренняя) часть гидромоторов покоится на сварных опорах кронштейна, установленных и закрепленных на .раме лебедки.
- 2 9 6 -
Вышка с талевой системой и системой механизации, задняя опо ра и другие части вышечного сооружения аналогичны соответствую щим узлам установки УПА-32.
Вспомогательные механизмы подъема вышки и выдвижения вер хней секции, опорные домкраты, трубо - и штанго-держатели и манипулятор имеют гидравлический привод.
К раздаточной коробке автомобиля прифлан-цовывается коробка отбора мощности 1 - зубча тая муфта.
От нее через карданный вал 3 вращение пере дается трехвальному цилиндрическому редуктору гидропривода, на валах малых шестерен которого консольно размещены два гидронасоса TGCC (поз. 5). Жидкость от этих гидронасосов нагнетается в гидромоторы 7. насаженные непосредственно на вал барабана, и в цилиндры 6 тормозной систе мы лебедки. От насосов Р14Р (поз. 4) и PV-15 (поз. 2) жидкость нагнетается в гидромоторы 8 и редукторы 9 для привода вспомогательных лебедок 11 и 12, манипулятора 10 и гидро домкратов подъема вышки и опор.
Установка УПТ-32,смонтированная нагусеничном тракторе Т-130МГ-1, пред назначена для проведения текущего и капитального ремонтов скважин глу биной до 2400 м. Она состоит (рис.
5.41) из однобарабанной лебедки 5, установленной на специальном
Рис. 5.41. Установка подъемная УПТ - 32:
1 - передняя опора; 2 - гидродомкрат; 3 - основание; 4 - коробка передач; 5 - лебедка; 6 - задняя опора; 7, 9 - талевая система; 8 - вышка
- 2 9 7 -
основании под оборудование 3; вышки 8 с талевой системой 7 и 9, задней б и передней 1 опор вышки; кабины водителя; гидродомкрата 2 подъема вышки и коробки передач 4.
Установка укомплектована механизмом для свинчивания и раз винчивания труб, устройством противозатаскивания талевого блока, взрывобезопасной системой освещения рабочей площадки и пути следования талевого блока.
Привод лебедки и других механизмов осуществляется от двига теля трактора, подъем вышки и механизма для свинчивания и раз винчивания труб - от гидравлической системы; включение фрикци онной муфты - пневматической системой.
Лебедка состоит из барабана, свободно сидящего на опорах каче ния на валу, установленном также на опорах качения в сварной ста нине коробчатой конструкции. Левая (от водителя) реборда бараба на с зубьями по окружности одновременно является колесом храпо вого механизма останова.
На правой реборде барабана болтами по окружности закреплен шкив одноленточного тормоза со сменными колодками. Внутри шки ва расположена однодисковая фрикционная муфта пневматического действия. Вышка - телескопическая, двухсекционная, ферменной конструкции с открытой передней гранью; устанавливается в рабо чее положение двумя гидродомкратами. Верхняя секция выдвигает ся с помощью специальной лебедки с гидроприводом через канатно-блочную систему. В рабочем положении вышка расчаливается четырь мя оттяжками.
Задняя опора вышки, служащая ее опорой в рабочем положении, состоит из двух телескопических винтовых домкратов-ног, связан ных между собой ферменной конструкцией. Домкраты опускаются под действием собственного веса и могут фиксироваться. Поднима ются домкраты гидравлическими цилиндрами, встроенными в ноги задней опоры.
Талевая система состоит из одноосного трехроликового кронбло-ка, одноосного двухроликового крюкоблока с трехрогим крюком. Неподвижный конец талевого каната прикреплен с помощью пальца и зажимов к кронштейну на станине лебедки.
Всеми механизмами установки управляют из кабины водителя. Подъемом вышки управляют с пульта, расположенного у ноги зад ней опоры.
Привод лебедки и других механизмов осуществляется (рис. 5.42) от тягового двигателя трактора 4 через коробку отбора мощности 23, установленную на задней по ходу стенке корпуса бортовых фрикци онов 24, карданный вал 6 и коробку передач КП-100 22, прикреплен ную к станине лебедочного блока 5.
- 2 9 8 -
n ass
Рис. 5.42. Кинематическая схема подъемной установки У П Т - 32: 1- ременная передача; 2 - компрессор; 3, 6 - карданный вал; 4 - двигатель;5 - лебедочный блок; 7, 9 - шестерни передачи вращения барабанному валу; 8,10 — шестерни конические; 11 - шестерня 3- и 4-й скоростей; 12 - муфта; 13 - шестерня 1-й 2-й скоростей; 14,15,16 - шестерни промежуточного вала;
17,18 - шестерни обратного вращения барабана; 19 - шестерня 2- и 4-й скоростей; 20 - муфта; 2 1 - шестерня 1- и 3-й скоростей; 22 - коробка передач; 23 - коробка отбора
мощности; 24 - бортовой фрикцион; I - ведущий вал; II - ось паразитной шестерни;
III - промежуточный вал; IV -ведомый вал
У 6-скоростной коробки передач КП-100 - четыре прямые скоро сти и две обратные. Такая компоновка создает лучшие условия для обслуживания коробки передач, обеспечивает доступ к прицепному устройству и бортовым фрикционам трактора.
Привод воздушного компрессора 2 осуществляется от ходового двигателя трактора с помощью карданного вала 3 и ременной переда чи 1. В корпусе коробки передач на роликовых подшипниках уста новлены ведущий /, промежуточный III, ведомый /Увалы и ось II па разитной шестерни заднего хода. На ведущем валу на бронзовых втул ках крепятся шестерни 21 первой и третьей скоростей, шестерня 19 второй и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения скорости 20.
На ведущем валу также установлена подвижная шестерня 18. На промежуточном валу III неподвижно смонтированы шестерни 16, 15 и 14, на ведомом валу /Уна бронзовых .втулках установлены шестер ни 13 первой и второй скоростей и шестерня 11 третьей и четвертой скоростей, между которыми находится муфта переключения 12.
АзИНмаш-43Апредназначен для проведения спускоподъемныхопераций. Он смонтирован на тракторе Т-100МБГС с увеличенной длиной опорной поверхности гусениц. Агрегат снабжен двухсекци онной телескопической вышкой высотой 18 м. При работе вышку расчаливают четырьмя оттяжками. Кинематическая схема агрегата приведена на рис. 5.43.
- 2 9 9 -
Рис. 5.43. Кинематическая схема АзИНмаш - 43А
1 - редуктор привода масляных насосов; 2 - коробка скоростей; 3 - приводной вал; 4 - барабан лебедки; 5 - кронблок; 6 - талевый блок;
7 - трубный ключ (автомат АПР); 8 - привод лебедки выдвижения вышки; 9 - двигатель трактора
На оси II коробки передач 22 на двух роликоподшипниках уста новлена шестерня 17, при работе которой совместно с подвижной шестерней 18 осуществляется обратное вращение барабана. Каждая из четырех скоростей коробки передач достигается одновременным включением обеих муфт.
На свободном конце ведомого вала IV установлена коническая шестерня 10 для передачи вращения конической шестерне 8 транс миссионного вала V лебедочного блока. Вал силовой передачи, поме щенный в герметичной масляной ванне станины, передает через шес терни 9 и 7 вращение барабанному валу VI. Барабан включается фрик ционной муфтой.
Агрегат А-50М(рис. 5.44) предназначен для освоения и ремонтанефтяных, газовых и нагнетательных скважин с проведением спус-коподъемных операций с насосно-компрессорными и бурильными трубами, промывки песчаных пробок, глушения скважин, циркуля ции промывочного раствора при бурении, фрезеровании и разбури-вании цементных стаканов, для проведения ловильных и других ра бот по ликвидации аварий в скважинах. Все механизмы агрегата, кро ме промывочного насоса, смонтированы на шасси КрАЗ-250 с подогревателем ПЖД-44-П. Промывочный насос 9МГр смонтиро ван на двухосном прицепе.
В качестве привода навесного оборудования используется ходо вой двигатель в агрегате А-50У шасси КрАЗ-257, а в А-50М шасси
- 3 0 0 -
Рис. 5.44. Агрегат А - 50М:
1 - передняя опора; 2 - средняя опора; 3 - электролебедка; 4 - компрессорная установка; 5 - гидросистема; 6 - лебедка; 7 -домкрат; 8 -индикатор веса; 9 - талевый канат; 10 - талевый блок; 11 - подвеска ключей; 12 - подвеска бурового рукава;
13 - вертлюг; 14 - мачта; 15 - домкратная штанга; 16 - пневмоуправление; 17 - гидроротор; 18 - домкрат; 19 - зубчатая муфта; 20 - редуктор; 21 - карданный вал;
22 - рама; 23 - коробка отбора мощности; 24 - силовые оттяжки; 25 - манифольд; 26 - промывочный насос; 27, 28 - карданные валы; 29 - силовая передача; 30 - цепная передача; 31 - гидрораскрепитель; 32 - кожух; 33 - промежуточный вал;
34 - электрооборудование; 35 - площадка оператора;
36 - узел управления и освещения шасси
- 3 0 1 -
КрАЗ-250. Мощность от двигателя отбирается через коробку отбора мощности 23, установленную на раздаточной коробке автомобиля. Карданный вал 21 коробки отбора мощности соединен с раздаточ ным редуктором 20, смонтированным на раме 22.
От раздаточного редуктора мощность отбирается при помощи клиновых ремней на компрессорную установку 4, питающую пнев-моуправление 16 сжатым воздухом, а также на силовую передачу 29 через карданные валы 27 и 28. Через силовую передачу мощность передается на промывочный насос 26 при помощи карданного вала.
Цепной передачей 30 в кожухе 32 осуществляется привод лебед ки б и через промежуточный вал 33 привод бурового ротора. Пере ключение коробки отбора мощности на промежуточный вал выпол няется рычагами управления - зубчатыми муфтами 19.
В рабочем положении мачта 14 одной стороной опирается на ле бедку, другой через домкрат 18 - на грунт. Установку мачты из транс портного положения в вертикальное - рабочее и обратно проводят посредством домкратов 7, цилиндры которых защищены кожухом. Кронблок мачты и талевый блок 10 оснащены талевым канатом 9. На мачте размещены подвеска ключей 11 и подвеска бурового рукава 12, который соединяется с насосом при помощи манифольда 25. При не обходимости к талевому блоку можно подвесить вертлюг 13 с квад ратной штангой 15. Нагрузка на крюке определяется при помощи ин дикатора веса 8, устанавливаемого на «мертвом» конце талевого ка ната. В транспортном положении мачта опирается на переднюю опо ру 1, размещенную на переднем буфере, где также находится балка для крепления силовых оттяжек 24, и на среднюю опору 2, на кото рой установлена вспомогательная электролебедка 3. Гидросистема 5 обеспечивает питание гидрораскрепителя 31 и гидроротора 17.
В состав установки входит также электрооборудование 34, узел управления и освещения шасси 36, установка запасного колеса и пло щадки оператора 35.
Кинематическая схема агрегата А-50М (рис. 5.45) в отличие от схемы А-50У имеет два масляных насоса 2МН-250/100 вместо одно го М-20 в агрегате А-50У.
Привод навесного оборудования агрегата и насосного блока осу ществляется от тягового двигателя автомобиля через коробку скоро стей, включенную напрямую, и раздаточную коробку. Шестерни 16 и 7 7 раздаточной коробки автомобиля находятся в постоянном зацеплении с шестернями 3 и 2 коробки отбора мощности , 1 свободно сидящими на валу /.
При включении зубчатой муфты две скорости передаются валу /, затем через карданный вал II - первичному валу III раздаточного ре дуктора 14 с коническими шестернями 4 и 13. От вала III вращение
- 3 0 2 -
Рис. 5.45. Кинематическая схема агрегата А - 50М:
1 - коробка отбора мощности; 2, 3 - шестерни коробки отбора мощности; 4, 13 - шестерни конические; 5 -звездочка цепной передачи;
6 -промывочный насос; 7 - лебедка; 8 -подъемный барабан; 9 -ротор; 10. - гидромотор; 11 - масляный насос; 12 - компрессор; 14 - раздаточный редуктор; 15 - раздаточная коробка; 16, 17 - шестерни раздаточной коробки; I - ведущий вал: II, IV, VI -карданные валы; III- первичный вал; V - вал цепной передачи; VII - вал силовой передачи; VIII - вал подъемного барабана; IX - промежуточный вал
передается через встроенный редуктор масляным насосам 11, питаю щим гидромотор 10 привода ротора 9 и гидроцилиндры подъема выш ки. Масляные насосы включаются в работу посредством зубчатых муфт.
От шкива, сидящего на первичном валу III, вращение клиновыми ремнями передается компрессору 12. От вторичного вала раздаточ ного редуктора вращение карданным валом IV сообщается валу V, на который посажена звездочка 5 цепной передачи привода лебедки 7.
На консоли вала V на подшипниках качения установлен фланец, включаемый зубчатой муфтой; к фланцу прикреплен карданный вал VI привода промывочного насоса 6.
Включение промывочного насоса выполняется зубчатой муфтой, посаженной на тот же консольный конец вала раздаточного редуктора.
От вала V вращение цепной передачей передается валу VII сило вой передачи, который, в свою очередь, соединен цепными передача ми с валом VIII подъемного барабана 8.
Лебедка 7 имеет две шинно-пневматические муфты. Цепные пере дачи включаются шинно-пневматическими муфтами и передают валу подъемного барабана две скорости (большую и малую). В сочетании
- 3 0 3 -
Рис. 5.46. Подъемная установка У П А - 50:
1 - шасси автомобиля; 2 - распределительный шкаф: 3 - цилиндрический редуктор: 4 - топливный бак; 6 - конический редуктор; 6 - лебедка; 7 - рабочая площадка:
8 - задняя опора; 9 - мачта; 10 - балкон; 11 - талевый блок; 12 - кронблок
- 3 0 4 -
щечного сооружения с талевой системой и системой механизации, задней опоры, трансмиссии и монтажной базы.
Отличительные особенности установки: моноблочная конструк ция мачты.
Это позволяет работать как с вертикальным размещением труб, так и с укладкой их на мостки; возможность совмещения элементов спускоподъемных операций, что сокращает продолжительность ре монта в целом; относительно высокий уровень механизации как ос новных, так и вспомогательных операций в процессе ремонта.
Лебедка - однобарабанная двухскоростная с цепными привода ми (рис. 5.47); смонтирована в сварной раме, прикрепленной болта ми к лонжеронам автомобиля. Оснащена двумя дисковыми фрикци онными муфтами пневматического действия, тормозными шкивами, симметрично размещенными на концах барабанного вала, а также винтовым механизмом противозатаскивателя.
Мачта - моноблочная. На ней размещены устройства комплекс ной механизации спускоподъемных операций с вертикальным раз мещением труб.
Из конструкции мачты исключена верхняя (вторая) секция, что существенно снизило ее массу и исключило необходимость в меха низмах, связанных с выдвижением и креплением мачты.
Талевая система - с четырехшкивным кронблоком с перекрещи вающимися осями и раздвоенным талевым блоком с поперечным рас положением среднего шкива.
Рис. 5.47. Кинематическая схема подъемной установки УПА - 50:
1,2. 3 и 4 - звездочки цепного привода лебедки; 5 - ведомая шестерня конического редуктора; 6 - ведомое колесо конического редуктора; 7 и 8 - звездочки цепного привода механизма противозатаскивателя
- 3 0 5 -
Задняя опора установки представляет собой двухопорную конст рукцию с телескопическими гидравлическими домкратами. Домкра ты имеют подпятники с винтовой нарезкой для контакта и крепле ния с фундаментом.
Управление навесным оборудованием и механизмами - с пульта, размещенного на рабочей площадке и задней опоре установки.
Привод лебедки, насоса, ротора и других механизмов осуществля ется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, уста новленную на раздаточной коробке, и цилиндрический и конический редукторы. Барабанный вал лебедки получает вращение через звездоч ки 1 и 2 или 3, 4 цепного привода и дисковую фрикционную муфту, ведомый диск которой посажен посредством шпонки на вал барабана.
Стол ротора приводится во вращение от ведомой шестерни 5 ко нического редуктора через карданные и промежуточный валы.
Приводной вал промывочного насоса получает вращение от ведо мого колеса 6 конического редуктора через соединительную муфту и карданный вал.
Привод механизма противозатаскивателя - от конца барабанно го вала через звездочки 7 и 8 цепного привода и зубчатую муфту на винтовой вал механизма.
Подъемная установка УПТ1-50предназначена для проведенияспускоподъемных работ с насосными штангами, насосно-компрессор-ными и бурильными трубами в процессе текущего и капитального ремонтов скважин, не оборудованных стационарными вышками и мачтами.
Представляет собой самоходную установку грузоподъемностью 50 т, смонтированную на базе трактора Т-130Г-1 (рис. 5.48), состоит из следующих основных узлов: коробки передач, однобарабанной лебедки, вышки с талевой системой, передней и задней опор вышки, а также гидравлической, пневматической и электрической систем управления агрегатом, узлом привода ротора и других вспомогатель ных узлов и механизмов.
Привод лебедочного блока 25 и других механизмов установки (рис. 5.49) осуществляется от тягового двигателя 2 трактора через коробку отбора мощности 3 КОМ-ЧТЗ, установленную на задней стенке корпу са бортовых фрикционов трактора, карданный вал 26 и коробку передач КП-100, прикрепленную к стенке лебедочного блока.
Ведущий / и ведомый II валы коробки отбора мощности, смонти рованные на шарикоподшипниках, находятся на одной оси и соеди няются при помощи зубчатой муфты 20. Включение и выключение муфты осуществляется рычагом, установленным в кабине трактора.
В корпусе 22 шестискоростной коробки передач - четыре прямые
и две обратные скорости.
- 3 0 6 -
1 - коробка передач; 2 - однобарабанная лебедка; 3 -компрессор воздуха;
А - передняя опора вышки; 5 - фара; 6 - вышка с талевой системой; 7 - управление;
8 - кабина машиниста; 9 - гидродомкрат; 10 - задняя опора вышки
На роликовых подшипниках 16 установлены три вала I, II, III и одна ось IV.
На ведущем валу на бронзовых втулках установлены шестерни 21 первой и третьей скоростей и 19 - второй и четвертой скоростей,между которыми находится муфта 20 переключения скоростей. На ведущий вал также крепится подвижная шестерня 18.
На промежуточном валу II неподвижно установлены три шестер ни 15, 14 и 23. На ведомом валу на бронзовых втулках установлены шестерни 13 первой и второй скоростей и шестерня 11 третьей и чет вертой скоростей, между которыми находится муфта переключения 12.
На оси IV коробки на двух роликовых подшипниках смонтирова на шестерня 17, включением которой с подвижной шестерней 18 осу ществляется обратное вращение барабана.
Получение любой скорости коробки достигается одновременным включением обеих муфт на ведущем и ведомом валах. На свободном конце ведомого вала III коробки установлена коническая шестерня 10 для передачи вращения конической шестерни 24 вала силовой передачи лебедочного блока.
Вал силовой передачи, помещенный в герметичной масляной ван не станины, передает вращение через шестерни 9 и 4 барабанному валу VI. Включение барабана осуществляется фрикционной муфтой 6.
Лебедка однобарабанная. Все узлы и механизмы лебедочного бло ка - барабанный вал в сборе, вал силовой передачи, тормозная систе ма, храповое устройство, ограничители подъема талевого блока 5, кожухи и ограждения - собраны в цельносварной станине коробча того типа, механизм ограничения высоты подъема регулируется в за висимости от длины наматываемого на барабан талевого каната.
- 3 0 7 -
Включение барабана выполняется посредством фрикционной муфты 6, консольно установленной на роликовых сферических под шипниках на барабанном валу.
На валу V силовой передачи консольно посажена фрикционная дисковая муфта 7 с цепным колесом для привода ротора. Конструк ция муфты аналогична конструкции фрикционной муфты привода барабанного вала.
Фрикционные муфты однодисковые, пневматические. На зубьях муфты посажены два ведущих диска. Между ведущими дисками рас полагается ведомый диск, жестко связанный с барабанным валом. Ведомый диск имеет по окружности круглые отверстия, в которые вставлены фрикционные вкладыши. Для включения барабана лебед ки от пневмосистемы установки в вертлюжок, ввернутый в торец фрикционной муфты, подается воздух.
Тормозная лента выполнена из стальной полосы с прикреплен ными на ее внутренней поверхности формованными тормозными колодками из ретинакса.
Для удержания колонны труб и штанг на весу в лебедке предус мотрено храповое устройство.
В пневмосистему воздух подается от компрессора 1 (см. рис. 5.49), привод которого осуществляется от двигателя трактора 2 через кар данный вал. Компрессор аналогичный установленному на подъемнике
Рис . 5.49. Кинематическая схема установки У П Т 1 - 50: 1-компрессор; 2 - двигатель; 3 - коробка отбора мощности; 4. 9- шестерни передач
вращения барабанному валу; 5 - талевый блок; б - фрикционная муфта; 7 - фрикционная муфта дисковая; 8 - реверсивный редуктор;