Модель системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 современной версии
Основы обеспечения качества
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования стандарта ИСО 9001, не детализируя их.
Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл «Plan — Do — Check — Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
планирование (plan) — разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; осуществление (do) ¾ внедрите процессы; проверка (check) — постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах; действие (act) — предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
Условные обозначения:
Деятельность, добавляющая ценность
Поток информации
Рисунок 1 — Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Ответственность руководства относится к 5 разделу стандарта.
6 раздел стандарта «Менеджмент ресурсов»:
1 Человеческие ресурсы - Организация должна определить необходимый уровень компетентности сотрудников; Обеспечивать подготовку персонала; оценивать результативность. Записи по кадрам должны включать информацию об образовании, подготовке, навыках и опыте.
2 Инфраструктура – совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения необходимых для функционирования организации.
3 Производственная сфера – совокупность условий, в которых выполняется работа. Условия включают: физические, социальные, психологические и экологические факторы (N: температура, система, признания и поощрения, эргономика, состав атмосферы).
7 раздел «Процессы жизненного цикла» включает требования к:
- процессам связанные с потребителями;
- проектированию и разработке;
- к закупкам;
- производству и обслуживанию;
- управлению устройствами для мониторинга и измерений.
Из данного раздела могут не рассматриваться отдельные требования, кот. соответствуют деятельности, отсутствующие на предприятии.
8 раздел «Измерение, анализ и улучшение».
Мониторингу и измерениям должны подвергаться: -удовлетворять потребителей, -внутренние аудиты, -процессы и продукция.
В настоящее время действует четвертое поколение стандартов ИСО серии 9000:
1. Международный стандарт 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Основные положения и словарь»;
2. Международный стандарт 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) «СМК. Словарь»;
3. Международный стандарт 9004:2008 (ГОСТ Р ИСО 9004-2009) «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности»;