Расчет и построение регуляторной характеристики дизельного двигателя
Регуляторная характеристика дизельного двигателя показывает изменение эффективной мощности, частоты вращения коленчатого вала, крутящего момента, удельного и часового расходов топлива в зависимости от скоростного и нагрузочного режимов при работе двигателя на регуляторе.
Расчет и построение регуляторной характеристики двигателя в функции частоты вращения коленчатого вала выполняется в следующем порядке.
1. Рассчитывается регуляторная ветвь характеристики в диапазоне частот вращения от холостого хода до номинального режима.
Частота вращения холостого хода двигателя определяется по формуле
, мин (13)
где - коэффициент неравномерности регулятора, для современных тракорных дизелей = (0,07...0,08) = 0,07;
- номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя мин ,
мин .
На регуляторной ветви характеристики принимают изменение мощности Ne и крутящего момента М двигателя по закону прямой линии от до Neн и = 0 до
Крутящий момент определяется по формуле:
, кНм; (14)
где Nе - эффективная мощность, кВт;
n - частота вращения, об/мин.
Определяем номинальный крутящий момент:
кН∙м.
По удельному расходу топлива при номинальной мощности двигателя определяют максимальный часовой расход топлива по формуле:
, кг/ч; (15)
кг/ч.
Для холостого хода принимают:
,кг/ч;
кг/ч.
Промежуточные точки часового расхода топлива на регуляторной ветви принимают по закону прямой линии. По часовому расходу топлива и соответствующей мощности двигателя на регуляторной ветви определяют удельный расход топлива по формуле
, г/кВт∙ч; (16)
Кривая удельного расхода топлива по мере снижения мощности (нагрузки) двигателя поднимается вверх.
2. Рассчитывается безрегуляторная (перегрузочная) ветвь характеристики в диапазоне частот вращения от номинального режима nн до режима максимального крутящего момента n0. При перегрузках крутящий момент двигателя продолжает несколько возрастать, главным образом за счет корректора, увеличивающего цикловую подачу топлива в цилиндры двигателя. При частоте вращения nо крутящий момент двигателя достигает максимального значения Мкрmах. При дальнейшем снижении частоты вращения крутящий момент уменьшается из-за ухудшения условий протекания рабочего процесса.
На участках характеристики с частотами вращения ниже nо двигатель работает неустойчиво и при малейшей дополнительной перегрузке может заглохнуть.
На режиме максимального крутящего момента двигателя трактор развивает максимальные касательные силы тяги и тяговые усилия на крюке. В диапазоне частот вращения от nн до nо текущие значения эффективной мощности двигателя определяют по эмпирической формуле
, кВт; (17)
где ni и nн - текущее и номинальное значения частот вращения коленчатого вала, об/мин;
с =0,5; с =1,5 - для дизелей с непосредственным впрыском топлива,
с =0,7; с =1,3- для дизелей с вихрекамерным смесеобразованием.
Задаваясь значениями частот вращения коленчатого вала двигателя, определяют текущие значения Nei и крутящего момента Мкрi. Шаг изменения частот вращения от nн до nо принимают равным 50...100 об/мин.
Расчеты с изменяющейся частотой вращения коленчатого вала двигателя производят до определения максимального крутящего момента и соответствующей ему частоты вращения.
Удельный расход топлива на безрегулягорной ветви при максимальном крутящем моменте двигателя принимают равным:
, г/кВтч; (18)
Зная удельный расход топлива на безрегулягорной ветви, определяют соответствующий часовой расход топлива GTi по формуле
, кг/ч; (19)
Результаты расчетов показателей работы двигателя заносят в сводную таблицу для построения регуляторной характеристики (табл. 2).
Таблица 2
Параметры регуляторной скоростной характеристики
Nоб/мин | Ne,кВт | Мкр,кНм | Gт,кг/ч | ge,г/кВт |
13,94601 | ||||
232,43349 | 1,11035 | 55,78404 | ||
226,61684 | 1,13954 | 56,56356 | 249,6 | |
217,55775 | 1,15477 | 56,39097 | 259,2 | |
207,94081 | 1,16864 | 55,89449 | 268,8 | |
197,10360 | 1,17697 | 54,87364 | 278,4 | |
185,2204 | 1,17975 | 53,34349 |
Пользуясь полученными расчетными данными, строят график регуляторной скоростной характеристики тракторного дизельного двигателя в функции частоты вращения коленчатого вала.